Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 декабря 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 09.12.2015 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления.
от Заявителя - Чуйко З.В. по доверенности от 07.12.2015;
от Заказчика - Бондарчук Н.А. по доверенности N57 от 07.10.2015.
рассмотрев жалобу ООО МСК "СибАгро" от 02.12.2015 N1780-ж на действия единой комиссии Заказчика - Администрация городского поселения Советский при проведении электронного аукциона, предметом которого является реконструкция дорог в г.п. Советский улиц: Макаренко (от улицы Юности до улицы Югорская), Югорская (от улицы Макаренко до улицы Юбилейная), Юбилейная (от улицы Югорская до улицы Губкина) (1, 2, 3 этап) (извещение N0187300002815000095) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является реконструкция дорог в г.п. Советский улиц: Макаренко (от улицы Юности до улицы Югорская), Югорская (от улицы Макаренко до улицы Юбилейная), Юбилейная (от улицы Югорская до улицы Губкина) (1, 2, 3 этап) (извещение N0187300002815000095) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 20.10.2015.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.11.2015 N0187300002815000095-1 заявке Заявителя (N3) отказано в допуске к участию по причине того, что заявка на участие в аукционе не соответствует требованиям документации об аукционе, а именно: - в п. 1, 2 - предоставлена недостоверная информация (отсутствует указание на товарный знак материалов используемых при выполнении работ, согласно ГОСТ 11955-82); - в п. 4 - предоставлена недостоверная информация (отсутствует указание на товарный знак материалов используемых при выполнении работ, согласно ГОСТ 9980.1-86); - в п. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 - предоставлена недостоверная информация (отсутствует указание на товарный знак материалов используемых при выполнении работ, согласно ГОСТ Р 52290-2004); - в п. 22, 23 - предоставлена недостоверная информация (отсутствует указание на товарный знак материалов используемых при выполнении работ, согласно ГОСТ 6564-84); - в п. 25 - предоставлена недостоверная информация (отсутствует указание на товарный знак материалов используемых при выполнении работ, согласно ГОСТ 5583-78); - в п. 31 - предоставлена недостоверная информация (отсутствует указание на товарный знак материалов используемых при выполнении работ, согласно ГОСТ 10692-80); (в соответствии с п. 1. ч. 4 ст. 67 N 44-ФЗ в нарушении подпункта б, пункта 3 части 3 статьи 66; п. 19 части 1 "сведения о проводимом открытом аукционе в электронной форме", Технического задания (приложение N1 к проекту муниципального контракта) документации об аукционе)
Представитель Заявителя пояснил членам Комиссии Управления, что пунктом "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Аналогичное положение предусмотрено и п. 19 ч. 1 Документации об электронном аукционе N 0187300002815000095.
Таким образом, заявка на участие в электронном аукционе, предметом которого является выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указание на товарный знак только при наличии у такого товара товарного знака.
В Техническом задании на выполнение работ (Приложение N 1 к проекту Муниципального контракта) по позициям 1 и 2 - Битум нефтяной дорожный жидкий; 4 - Эмаль; 5 - 14 - Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки; 22 и 23 - Бруски хвойных пород; 25 - Кислород технический: газообразный и 31 - Трубы стальные прямоугольные Заказчиком не были установлены требования к маркировке товара.
При заполнении первой части заявки ООО МСК "СибАгро" руководствовалось имеющимися сертификатами соответствия товаров, в содержании которых зарегистрированные товарные знаки, защищаемые в соответствии с действующим законодательством РФ, указаны не были, из чего был сделан вывод от отсутствии зарегистрированных товарных знаков у предлагаемых материалов.
Кроме того, в составе своей заявки ООО МСК "СибАгро" задекларировало следующие: "Обращаем Ваше внимание на то, что в случае, если не указаны: товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, это означает, что указание на товарный знак не предусмотрено Производителем товара и сведения о нём отсутствуют в официальном реестре товарных знаков, а также у данного материала (товара) отсутствуют знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы". Таким образом, основание для отказа в допуске к аукциону у Заказчика отсутствовало, т.к. общество декларировало отсутствие товарных знаков у предлагаемых к использованию товаров.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Комиссия не проверяет наличие товарных знаков в каких-либо реестрах, не оценивает требования технических регламентов, не дает оценку и не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности участниками закупки, не исследует реализацию права и обязанности на регистрацию прав на товарные знаки прочее, а только рассматривает документы и информацию, указанную участником в своей заявке на соответствие требованиям аукционной документации.
Заявитель самостоятельно определил не только форму и содержание заявки, а именно предоставил недостоверную информацию - отсутствовало указание на товарный знак материалов, используемых для выполнения работ и казанных в пунктах 1, 2, 4, 5-14, 22, 23, 15, 31 заявки.
Требование об указании товарного знака (при его наличии) содержится в пункте 19 информационной карты документации об аукционе и основано на положении пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает в документации о закупке технические характеристики объекта закупки, а также вправе установить требование о соответствии товара ГОСТам.
Все ГОСТы, перечисленные в аукционной документации, содержат положения о наличии товарных знаков на товарах либо в документации, прилагаемой к поставляемым товарам: ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТ 10692-80 "Трубы стальныен, чугунные и соединительные части к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", ГОСТ 9980.1-86 "Материалы лакокрасочные. Правила приемки". Аналогичные требования к указанию товарного знака материалов, используемых при выполнении работ, содержаться и в иных ГОСТах.
Заявитель при подаче заявки задекларировал соответствие поставляемых товаров государственным и межгосударственным стандартам ГОСТ 11955-8/2, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 926-82, ГОСТ 9980.1-86, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 6564-84, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, но при этом не предоставил никаких ссылок на товарные знаки, либо информацию об их отсутствии, в представленной заявке ни по одной из позиций не указано, что "товарный знак отсутствует". Таким образом, товар, предложенный к поставке Заявителем, не соответствует требованиям ГОСТов, установленных в аукционной документации, в силу отсутствия на них отметки о товарном знаке, либо если материалы соответствуют требованиям ГОСТов, то товарный знак в заявке все равно не указан.
Изучив доводы сторон Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 19 части 1 аукционной документации установлены аналогичные требования к первой части заявки.
Согласно пункта 4 технического задания, материалы, используемые при выполнении работ, должны соответствовать сертификациям, государственным стандартам, иметь сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество. Используемые материалы должны соответствовать требованиям ГОСТов и проектно-сметной документации. Указание диапазонных значений показателей используемого товара не допускается, за исключением случаев, когда показатель не может иметь значение кроме как диапазонное, в этом случаи показатель должен выражаться как диапазон. При указании характеристик используемых товаров не допускается употребление "более", "менее", "до", "сверх", "от", "не более", "не менее" и иных аналогичных слов определяющих не конкретное значение. Символ "-" допускает указание пограничных значений. В случае перечисления характеристик используемого товара через запятую означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками. При этом необходимо указания на все виды материала с расшифровкой иных характеристик этого товара упомянутых в настоящих требованиях.
Пунктом 12 технического задания "Характеристики используемых товаров" установлена необходимость соответствия перечисленных материалов ГОСТам.
В соответствии с пунктом 20 части 1 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником закупки, должна быть cоставлена на русском языке. Входящие в заявку на участие в электронном аукционе документы, оригиналы которых выданы участнику закупки третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться перевод на русский язык. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод. Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст. Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований. Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия единой комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.
Таким образом, требование, если аукционной документацией выставлены требования о соответствии товара (материала) ГОСТу, в котором предусмотрено наличие товарного знака и/или наименование предприятия-изготовителя то участнику в своей заявке необходимо указать товарный знак (его словесное обозначение) и/или наименование предприятия-изготовителя, в аукционной документации отсутствует.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что Заявитель предоставил соответствующую требованиям пункта 19 части 1 аукционной документации заявку, так как указал в первой части заявки конкретные показатели предлагаемых материалов, задекларировал их соответствие ГОСТам, указание товарного знака либо его отсутствие аукционной документацией не требовалось.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе единая комиссия неправомерно признала заявку Заявителя (ООО МСК "СибАгро") не соответсвующе требованиям аукционной документации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО МСК "СибАгро" от 02.12.2015 N1780-ж на действия единой комиссии Заказчика - Администрация городского поселения Советский при проведении электронного аукциона, предметом которого является реконструкция дорог в г.п. Советский улиц: Макаренко (от улицы Юности до улицы Югорская), Югорская (от улицы Макаренко до улицы Юбилейная), Юбилейная (от улицы Югорская до улицы Губкина) (1, 2, 3 этап) (извещение N0187300002815000095) обоснованной.
2. Признать в действиях единой комиссии Заказчика - Администрация городского поселения Советский нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Администрация городского поселения Советский, единой комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ".
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 декабря 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2015