Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 декабря 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 11.12.2015 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 16.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - заявлено ходатайство о рассмотрении в их отсутствие.
рассмотрев жалобу ОАО "ГСК "Югория" от 04.12.2015 N1813-ж на действия Заказчика - Администрация Сургутского района (управление по организации деятельности) при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по страхованию жизни и здоровья муниципальных служащих администрации Сургутского района (извещение N0187300014715000952) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии, Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика: неверно истолкованы нормы материального права и неправомерно квалифицирована подлежащая уплате страховая премия в качестве авансового платежа в размере 100% начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по страхованию жизни и здоровья муниципальных служащих администрации Сургутского района (извещение N0187300014715000952) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 26.11.2015.
Как следует из доводов жалобы, в соответствии с пунктом 16 раздела 1 "Общие сведения" Аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 228 466,67 рублей.
В пункте 36 Раздела 1 "Общие сведения" Аукционной документации указано, что размер обеспечения исполнения муниципального контракта составляет 228 466,67 рублей (100 % от начальной (максимальной) цены муниципального контракта).
Пункт 2.4. проекта контракта, который в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, гласит: по настоящему контракту оплата услуг по настоящему контракту производится путём перечисления Муниципальным заказчиком денежных средств на расчётный счёт Исполнителя в порядке предоплаты в размере 100 % от цены контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Муниципальным заказчиком счёта, счёта - фактуры, представленных Исполнителем Муниципальному заказчику.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В случае, если аванс превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Как отражено в аукционной документации страховая премия, единовременное внесение которой предусмотрено договором, квалифицирована заказчиком в качестве авансового платежа, размер которого составляет 100%, в связи, с чем сделан вывод о том, что размер обеспечения исполнения контракта, который в силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе устанавливается в размере аванса, должен составлять также 100% цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Исходя из пункта 1 статьи 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
Таким образом, страховая премия представляет собой предусмотренную договором денежную сумму, подлежащую уплате страховщику в качестве вознаграждения, за то, что он принимает на себя обязательство по страховой выплате при наступлении страхового случая.
За счет страховых взносов формируется страховой фонд, используемый для выплаты страхового возмещения, а также покрываются накладные расходы страховщика.
Таким образом, из поступивших страховых премий страхователей формируется страховой фонд, из которого осуществляются выплаты страхового возмещения.
Соответственно правовая природа страхования, которая заключается в аккумулировании средств страхователей (страховых премий) и создании за счет них страхового фонда для выплаты страхового возмещения, формирование которого является обязательным условием оказания услуги по страховой защите, обусловлена внесением страховых премий и не позволяет квалифицировать их как авансовые платежи, поскольку страховая премия, в отличие от аванса при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования не подлежит возврату (пункт 3 статьи 958 ГК РФ).
Страховая премия с экономической точки зрения является деньгами страхователей, которые, по существу, вносятся в специальный фонд с целью получить выплату из этого фонда, когда риск реализуется и произойдет страховой случай.
Таким образом, Заявитель считает, что Заказчиком неверно истолкованы нормы материального права и неправомерно квалифицирована подлежащая уплате страховая премия в качестве авансового платежа в размере 100% начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем в силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Уполномоченный орган письменно пояснил следующее.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.
Осуществление закупки путем проведения открытого конкурса и электронного аукциона к указанным исключениям не относятся, соответственно, при осуществлении закупки указанными способами Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлен следующий порядок определения размера обеспечения исполнения контракта:
- по общему правилу такой размер должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки;
- если НМЦК превышает 50 миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее, чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
- если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
- если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе устанавливает общее правило, относящееся к любому контракту, независимо от его предмета и размера НМЦК (в рублях), согласно которому в случае, если выплачиваемый в соответствии с контрактом аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Иными словами, если аванс по контракту составляет 100% цены контракта, то и размер обеспечения исполнения контракта должен составить указанную величину.
Таким образом, у Заказчика отсутствует реальная возможность без нарушения Закона о контрактной системе согласиться с доводами, указанными в жалобе Заявителя.
Пунктом 2.4 раздела 7 аукционной документации регламентирован следующий порядок оплаты: "Оплата услуг по настоящему контракту производится путём перечисления Муниципальным заказчиком денежных средств на расчётный счёт Исполнителя в порядке предоплаты в размере 100 % от цены контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Муниципальным заказчиком счёта, счёта - фактуры, представленных Исполнителем Муниципальному заказчику". В соответствии с пунктом 3.1 раздела 7 аукционной документации срок оказания услуг: с "01" января 2016 года по "31" декабря 2016 года. Денежные средства, перечисленные в качестве аванса, будут находиться на лицевом счете Исполнителя до возникновения необходимости страхования. Попытка заявителя представить указанный порядок оплаты отличным от аванса и тем самым при досрочном отказе Страхователя от договора страхования отказать в возврате части досрочной оплаты, не является правомерной.
Аванс - в гражданском праве - денежная сумма, уплачиваемая стороной договора, обязанной к денежному платежу, в счёт данного платежа, но до фактического исполнения предмета договора. Согласно пункту 3 статьи 380 Гражданский кодекс Российской Федерации всякая предварительно уплаченная сумма признается авансом, если по поводу этой суммы в письменном соглашении не имеется прямого указания о том, что таковая является задатком. Аванс составляет часть суммы, подлежащей платежу.
Таким образом сумма, уплачиваемая победителю закупки в соответствии с пунктом 2.4 раздела 7 аукционной документации является авансом в размере 100 % от цены контракта, соответственно заказчиком правомерно установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения муниципального контракта в размере 100%.
Изучив доводы сторон Комиссия Управления установила следующее.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Следовательно, по смыслу указанных положений Закона о контрактной системе установление обеспечительного платежа в размере аванса направлено на предоставление заказчику гарантий по выполнению предусмотренных контрактом работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Исходя из пункта 1 статьи 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования
Таким образом, страховая премия представляет собой предусмотренную договором денежную сумму, подлежащую уплате страховщику в качестве вознаграждения, за то, что он принимает на себя обязательство по страховой выплате при наступлении страхового случая.
В соответствии с пунктом 1 статьи 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
В пункте 3 статьи 380 ГК Российской Федерации указано, что в случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.
Таким образом, аванс, подразумеваемый в целях части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, представляет собой первый платеж по договору до фактического исполнения предмета договора.
Следовательно, включение в пункт 36 раздела 1 аукционной документации размера обеспечения исполнения муниципального контракта: "1 063 185,32 рублей (в размере аванса 100 %)" соответствует части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного нарушения части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ОАО "ГСК "Югория" от 04.12.2015 N1813-ж на действия Заказчика - Администрация Сургутского района (управление по организации деятельности) при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по страхованию жизни и здоровья муниципальных служащих администрации Сургутского района (извещение N0187300014715000952) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ".
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 декабря 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2015