Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 15.12.2015 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Казаков Д.В. по доверенности N192 от 08.12.2015;
от Уполномоченного органа - Соколов О.Н. по доверенности от 26.10.2015.
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" от 08.12.2015 N1872-ж на действия Заказчика - МКУ Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" при проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство объекта: "Водозабор с водоочистными сооружениями и сетями водопровода в п.Горноправдинск Ханты-Мансийского района" (извещение N0187300008415000314) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В свою очередь, сведения об источнике финансирования должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки (п. 2 ст. 42 Закон о контрактной системе). Соответственно, в контракте должны в обязательном порядке содержаться сведения об источнике финансирования.
2. Установление пунктом 3.5 проекта контракта "разумных сроков" для устранения недостатков может нарушить права Подрядчика, поскольку формулировка "разумные сроки" может предполагать, что Заказчик установит сроки, в рамках которых Подрядчик не успеет устранить выявленные недостатки, в связи с чем, данные правоотношения должны регулироваться двусторонним актом.
3. В пункте 20 Информационной карты заказчик требует у участника предоставить:
"а) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки: требуется - наличие выданного саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работам в соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (Раздел III п. 33.7 Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства")".
При этом заказчик не указывает виды работ, на которые требуется допуски СРО, на тот случай, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Установление Заказчиком требований к участнику закупки, предусматривающих только выполнение работ по генподряду, исключают возможность самостоятельного исполнения работ и ограничивает круг потенциальных участников закупки.
4. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен.
Пункт 3 статьи 65 Закона о контрактной системе гласит: "Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику".
Согласно информации официального сайта, дата и время подачи заявок на участие в электронном аукционе - 31.10.2015. Однако пункт 36 Информационной карты при этом устанавливает дату начала срока предоставления разъяснений - 05.11.2015.
Считаем неправомерным установление заказчиком даты начала срока дачи разъяснений положений Аукционной документации не с момента публикации извещения о закупке. Тем самым нарушено право участника закупки, закрепленное в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство объекта: "Водозабор с водоочистными сооружениями и сетями водопровода в п.Горноправдинск Ханты-Мансийского района" (извещение N0187300008415000314) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 31.10.2015.
По мнению Заявителя в контракте должны в обязательном порядке содержаться сведения об источнике финансирования.
Закон о контрактной системе не раскрывает содержание понятия "существенные условия контракта". Вместе с тем в статье 34 Закона о контрактной системе определены обязательные условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной систем к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следовательно, условиями контракта следует признать только те условия, предусмотренные проектом контракта и иной аукционной документацией, которые регулируют взаимные права и обязанности сторон по контракту. Таким образом, указание в проекте контракта сведений об источнике финансирования фактически не является условием контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту и фактически не зависит от воли сторон (не подлежит согласованию).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, поскольку требования о включении в обязательном порядке в проект контракта сведений об источнике финансирования законодательством о контрактной системе не предусмотрено.
2. В соответствии с пунктом 3.5 Проекта контракта, если во время выполнения или приемки работы (этапа работы) станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, "Заказчик" вправе назначить "Подрядчику" разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении "Подрядчиком" в назначенный срок данного требования "Заказчик" вправе потребовать от "Подрядчика" возмещения убытков, расторжения Договора по соглашению Сторон (или принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора). В случае получения отказа "Подрядчика" расторгнуть Договор по соглашению Сторон либо неполучения от "Подрядчика" ответа в срок, указанный в пункте 12.4., "Заказчик" вправе обратиться в суд с требованием о расторжении Договора.
По мнению Заявителя, установление "разумных сроков" для устранения недостатков может нарушить права Подрядчика, поскольку формулировка "разумные сроки" может предполагать, что Заказчик установит сроки, в рамках которых Подрядчик не успеет устранить выявленные недостатки, в связи с чем, данные правоотношения должны регулироваться двусторонним актом.
Статьей 95 Закона о контрактной системе установлены возможные случаи изменения существенных условий контракта по соглашению сторон.
Продление сроков исполнения условий контракта по соглашению сторон в связи с необходимостью устранения недостатков, в случае если во время выполнения или приемки работы (этапа работы) станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
При этом Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Таким образом, установление в проекте контракта порядка заключения сторонами дополнительного соглашения о продлении сроков исполнения контракта, в связи с необходимостью устранения подрядчиком недостатков, законодательством о контрактной системе не предусмотрено.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Таким образом, при проведении закупки на строительство объекта: "Водозабор с водоочистными сооружениями и сетями водопровода в п.Горноправдинск Ханты-Мансийского района" (извещение N0187300008415000314) заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работам в соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (Раздел III п. 33.7 Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ" не установлены.
4. Пунктом 36 аукционной документации установлено следующее.
Дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 31.10.2015.
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 05.11.2015.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, в части начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, не установлены.
5. В ходе проведения внеплановой проверки было установлено, что согласно извещению дата и время окончания подачи заявок: 09.12.2015 09:00.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - указана 05.11.2015, то есть более трех дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Учитывая, что Уполномоченным органом 07.12.2015 были даны разъяснения положений аукционной документации, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" от 08.12.2015 N1872-ж на действия Заказчика - МКУ Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" при проведении электронного аукциона, предметом которого является строительство объекта: "Водозабор с водоочистными сооружениями и сетями водопровода в п.Горноправдинск Ханты-Мансийского района" (извещение N0187300008415000314) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" нарушения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ОАО "ЕЭТП".
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015