Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 15.12.2015 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Н. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Калинин А.В. по доверенности N4031-14/общ от 01.12.2014;
от Уполномоченного органа - Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2015, Пойлова Е.А. по доверенности от 16.11.2015.
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" от 08.12.2015 N1876-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Психоневрологический интернат на 90 койко-мест", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, поселок Магистраль, дом 7А (извещение N0187200001715001574) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В пункте 6.2 Проекта контракта установлен завышенный гарантийный срок: "Гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, материалов и работ устанавливается в размере не менее 24 (двадцати четырех) месяцев с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ".
2. Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие ст.37 Закона о контрактной системе, поскольку пункт 13.2 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (30% от начальной (максимальной) цены Договора), который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может.
3. Установление пунктом 3.5 проекта контракта "разумных сроков" для устранения недостатков может нарушить права Подрядчика, поскольку формулировка "разумные сроки" может предполагать, что Заказчик установит сроки, в рамках которых Подрядчик не успеет устранить выявленные недостатки, в связи с чем, данные правоотношения должны регулироваться двусторонним актом.
4. В Информационной карте установлено требование о наличии у участника Копия свидетельства саморегулируемой организации на допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) 33.3 Жилищно-гражданское строительство (в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" в порядке требований части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса. Но при этом не указаны виды работ, на которые требуется допуски СРО, на тот случай, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций.
5. Заказчик должен был установить требования энергетической эффективности, однако в документации данное требование отсутствует.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Психоневрологический интернат на 90 койко-мест", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, поселок Магистраль, дом 7А (извещение N0187200001715001574) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 18.11.2015.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно пункту 6.2 проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "Гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, материалов и работ устанавливается в размере 24 (двадцати четырех) месяцев с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ. Гарантийный срок на качество оборудования, смонтированного на объекте и материалы, применяемые в работе, начинается с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ и составляет срок, равный гарантийному сроку, предоставляемому изготовителем соответствующего оборудования и материалов.".
Данное требование не противоречит части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие ст.37 Закона о контрактной системе, поскольку пункт 13.2 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (30% от начальной (максимальной) цены Договора), который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению и аукционной документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Психоневрологический интернат на 90 койко-мест", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, поселок Магистраль, дом 7А (извещение N0187200001715001574) НМЦК составляет 11 417 050,00 руб., обеспечение исполнения контракта установлено в размере 3 425 115,00 руб., что составляет 30% от НМЦК.
Установление обеспечения исполнения контракта с учетом порога снижения в ходе проведения электронного аукциона, противоречит требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 42 раздела 1 аукционной документации установлены антидемпинговые меры в случае снижения цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия Управление пришла к выводу о том, что требование части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком исполнено, нарушений статьи 68 и 95 Закона о контрактной системе не установлено.
3. В соответствии с пунктом 3.5 Проекта контракта, если во время выполнения или приемки работы (этапа работы) станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, "Заказчик" вправе назначить "Подрядчику" разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении "Подрядчиком" в назначенный срок данного требования "Заказчик" вправе потребовать от "Подрядчика" возмещения убытков, расторжения Договора по соглашению Сторон (или принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора). В случае получения отказа "Подрядчика" расторгнуть Договор по соглашению Сторон либо неполучения от "Подрядчика" ответа в срок, указанный в пункте 12.4., "Заказчик" вправе обратиться в суд с требованием о расторжении Договора.
По мнению Заявителя, установление "разумных сроков" для устранения недостатков может нарушить права Подрядчика, поскольку формулировка "разумные сроки" может предполагать, что Заказчик установит сроки, в рамках которых Подрядчик не успеет устранить выявленные недостатки, в связи с чем, данные правоотношения должны регулироваться двусторонним актом.
Статьей 95 Закона о контрактной системе установлены возможные случаи изменения существенных условий контракта по соглашению сторон.
Продление сроков исполнения условий контракта по соглашению сторон в связи с необходимостью устранения недостатков, в случае если во время выполнения или приемки работы (этапа работы) станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
При этом Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Таким образом, установление в проекте контракта порядка заключения сторонами дополнительного соглашения о продлении сроков исполнения контракта, в связи с необходимостью устранения подрядчиком недостатков, законодательством о контрактной системе не предусмотрено.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Таким образом, при проведении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Психоневрологический интернат на 90 койко-мест", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, поселок Магистраль, дом 7А (извещение N0187200001715001574) заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а именно: "копия свидетельства саморегулируемой организации на допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с указанием вида работ, на которые требуются допуски СРО, а именно: 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
5. Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой были установлены требования энергетической эффективности в отношении работ и услуг, закупка которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, которые были закреплены в Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик должен был установить требования энергетической эффективности, однако в документации данное требование отсутствует.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что капитальный ремонт объекта производится на основании локальных сметных расчетов без разработки проектной документации. Локальные сметные расчеты не содержат товары, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" от 08.12.2015 N1876-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Психоневрологический интернат на 90 койко-мест", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, поселок Магистраль, дом 7А (извещение N0187200001715001574) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ОАО "ЕЭТП".
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015