Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2015 г. N 03/ПА-7131
Резолютивная часть объявлена 15.12.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.12.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - эксперт отдела Управления;
от Заявителя - Юдинцев С.В. по доверенности N 7 от 14.12.2015;
от Заказчика - Рац С.В. по доверенности N 93 от 14.12.2015 г., Стрелок С.В. по доверенности N9 от 14.12.2015 г.; Болонин Д.А. по доверенности N4 от 12.01.2015 г.
от Уполномоченного органа - Бердюгин М.А. по доверенности от 12.08.2015 г.; Пойлова Е.А. по доверенности от 16.11.2015 г.
рассмотрев жалобу ООО "Мехстрой" от 09.12.2015 г. N1888-ж на действия Заказчика - КУ ХМАО-Югры "Управление автомобильных дорог", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Советском Кондинском Ханты-Мансийском районах на 2016 год (извещение N0187200001715001780) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр" при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Проектом контракта предусмотрено начало выполнения работ 01.01.2016 г.
Контрактом не предусмотрена мобилизация ресурсов, передача дорожно-ремонтных пунктов, размещенных по сети автодорог для размещения дорожно-эксплуатационной техники и материалов, персонала. Данные дорожно-ремонтные пункты находятся в ведении ГП "Северавтодор" и их передача, а также сроки должны быть предусмотрены в контракте.
Согласно пункту 12.5.1 проекта контракта существенным нарушением условий Контракта являются задержка Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 1 сутки по причинам, не зависящим от Заказчика.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании вышеизложенного, данные действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, а также созданы преимущественные условия для ГП "Северавтодор".
2. В пункте 8.2 Технического задания Заказчиком установлено следующее: "Для разметки дорог необходимо использовать краски, прошедшие сертификацию, согласованные с Заказчиком".
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены положения части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении электронного аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Советском Кондинском Ханты-Мансийском районах на 2016 год (извещение N0187200001715001780) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 24.11.2015 года.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Представитель Заказчика пояснил, что данная закупка была объявлена после доведенных лимитов финансирования на 2016 год.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Сроки проведения аукциона установлены таким образом, что контракт предварительно должен быть заключен 25 декабря 2015 года, в связи с чем, у подрядчика остается еще как минимум 7 дней для мобилизация ресурсов.
Также заказчиком представлен в материалы дела действующий контракт на 2015 год по аналогичным видам работ, срок действия которого заканчивается 31.12.2015 г.
Работы по содержанию автомобильных дорог являются непрерывным процессом, в связи с чем обусловлена потребность начала выполнения данных работ именно с 01.01.2016 г.
Пунктом 3.1.23 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан самостоятельно и за свой счёт обеспечить размещение дорожной эксплуатационной техники, материалов, рабочих и специалистов, при отсутствии у Заказчика притрассовых дорожно-ремонтных пунктов, баз хранения и площадок приготовления ПГМ.
Представитель Заказчика также пояснил, что дорожно-ремонтные пункты не находятся в ведении ГП "Северавтодор".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В пункте 8.2 Технического задания Заказчиком установлено следующее: "Для разметки дорог необходимо использовать краски, прошедшие сертификацию, согласованные с Заказчиком".
Между тем, Комиссия Управления отмечает, что в таблице 1 Технического задания уже содержиться требование к краске для разметки дорог, а именно
N п/п |
Наименование товара |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование страны происхождения товара **** |
|||
N п/п |
Наименование показателя (неизменяемое) ** |
Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое) *** |
Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
краска |
1 |
Цвет |
Белый, желтый |
|
кг. |
В соответствии с техническим заданием. |
|
Плотность, г/см3 |
Не менее 1,5 |
|
||||||
Содержание нелетучих веществ, % |
Не менее 70 |
|
||||||
Вязкость при применении вискозиметра ВЗ-4 при 20С, с |
140-170 |
|
||||||
ВЗ-246 при 20С, с | ||||||||
Время высыхания при 20С и влажности 65%, мин |
Не более 15 |
|
||||||
Степень перетира, мкм |
Не более 60 |
|
||||||
Условия нанесения разметки: Температура, С |
Не менее +5 |
|
||||||
Краска должна поставляться в готовом виде, не требующем применения растворителей. |
Наличие |
|
||||||
Адгезия к стеклу, усл. Балл |
|
Не менее 1 и не более 3 |
||||||
Минеральный наполнитель, в применяемой краске для нанесения разметки. |
микромрамор |
|
||||||
Стойкость к статическому воздействию 3 % раствора NaCl, ч |
Не менее 48 |
|
||||||
Стойкость к статическому воздействию воды, ч |
Не менее 48 |
|
||||||
Коэффициент яркости вv, % Цвет: Белый, Цвет: Желтый |
70 - 79, 40 - 49 |
|
||||||
Укрывистость, г/м2 |
Не более 200 |
|
Обоснование необходимости использования материалов, указанных в таблице:
"ГОСТ Р 52575-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования" предлагает несколько марок красок с различными свойствами по вязкости, степени перетира, массовой доли нелетучих веществ, времени высыхания, плотности и т.д.
Стандарт разработан для России, также принят в ряде Европейских и Азиатских странах, т.е. фактические требования к используемой краске включают в себя все территории ее использования вне зависимости от 5 дорожно-климатических зон, которые имеют свои погодные условия и особенности местности.
Учитывая климатические особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также многолетний опыт работы с красками для дорожной разметки службами КУ "Управление автомобильных дорог" разработаны требования к составам для разметочных красок в соответствии с потребностью заказчика в интересах безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах округа.
Использование разметочных красок с данными характеристиками позволяет увеличить функциональную долговечность дорожной разметки, что позволит снизить аварийность на автомобильных дорогах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Данные требования не противоречат "ГОСТ Р 52575-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования", т.к. в качестве примера характеристика: Вязкость при применении вискозиметра требование 140-170 секунд, установлена в связи с тем, что более жидкие краски имеют большую усадку и быстрее стираются от колес автомобиля, более вязкие не технологичны для разметочных машин по нанесению дорожных красок.
На основании вышеизложенного, Заказчик в таблице 1 Технического задания изначально предусмотрел те характеристики краски, которые в полной мере будут соответствовать его потребностям и не противоречить "ГОСТу Р 52575-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования".
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или работы, услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.
В соответствии с пунктом 23 аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в таблице 1 в части II "Технического задания" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, данный аукцион проводиться на выполнение работ, для выполнения которых используется товар.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Поскольку, первая часть заявки участника закупки фактически является Спецификацией к будущему государственному или муниципальному контракту, то она описывает фактические (достоверные и полные сведения) технические характеристики товара (краски).
Представители Заказчика не ответили на поставленный вопрос: "в каком нормативно-правовом акте содержится требование по согласованию краски для разметки дорог с Заказчиком", заданный в ходе проведения заседания по рассмотрению жалобы Комиссией Управления.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что согласование краски, которая будет представлена в первой части заявки участником закупки, не должна проходить какого - либо согласования с Заказчиком на этапе выполнения работ по контракту.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в техническом задании установлено требование, согласно которому подрядчик при исполнении контракта обязан согласовывать с Заказчиком краску для разметки дорог.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Мехстрой" от 09.12.2015 г. N1888-ж на действия Заказчика - КУ ХМАО-Югры "Управление автомобильных дорог", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Советском Кондинском Ханты-Мансийском районах на 2016 год (извещение N0187200001715001780) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - КУ ХМАО-Югры "Управление автомобильных дорог" нарушение части 3 статьи 33 Закона о контраткной системе, в части включения в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки.
3. Выдать Заказчику - КУ ХМАО-Югры "Управление автомобильных дорог" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ЗАО "ММВБ-ИТ"
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2015 г. N 03/ПА-7131
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015