Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 декабря 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 17.12.2015 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 22.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Рубикон" от 10.12.2015 N1909-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого являются услуги прачечных по обеспечению потребностей учреждения в чистом и обработанном мягком инвентаре (извещение N0387200029415000175) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика: требования технического задания и проекта контракта в совокупности обязывают исполнителя оказывать не только услуги прачечных, но и передавать заказчику в бесплатное пользование собственное имущество.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого являются услуги прачечных по обеспечению потребностей учреждения в чистом и обработанном мягком инвентаре (извещение N0387200029415000175) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 28.11.2015.
Как следует из доводов Заявителя, объектом закупки являются "услуги прачечных по обеспечению потребностей учреждения в чистом и обработанном мягком инвентаре", однако техническое задание и проект контракта содержат положения, налагающие на исполнителя дополнительные обязательства.
Согласно техническому заданию обязанности исполнителя:
1.1. Иметь мягкий инвентарь (далее инвентарь) для предоставления в пользование учреждением в количестве, ассортименте, фасона и размера, удовлетворяющих заказчика, из ткани, качеством соответствующим требованиям ГОСТа. (Приложение 1 к Техническому заданию).
1.2. Предоставлять инвентарь надлежащего качества с отсутствием дефектов.
1.3. Оказывать услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря Заказчика. Услуги оказываются в рабочие дни с 9.00 часов до 12.00 часов, в нерабочие дни по заявке Заказчика, в день ее получения.
1.4. Производить стирку, сушку, глажение, упаковку и сортировку, доставку инвентаря, а также связанные с этим погрузо-разгрузочные работы, за свой счет, своими силами и своим автотранспортом, с подтверждающими документами о прохождении дезинфекции автотранспортного средства.
Согласно проекту контракта:
1.1. Исполнитель обязуется своевременно на условиях Контракта оказать услуги по обеспечению потребности учреждения в чистом и обработанном мягком инвентаре (далее по тексту - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
1.2. Состав и объем услуг определяется в Техническом задании (Приложение N 1).
3.3.1. Оказать услуги (предоставление Заказчику в пользование мягкого инвентаря, а так же стирка, сушка, химическая чистка, глажение инвентаря Заказчика) в сроки, предусмотренные Контрактом.
3.3.2. Предоставить гарантии качества в соответствии с действующим законодательством РФ, на весь объем предоставляемых услуг.
3.3.4. Иметь многоразовый инвентарь (далее инвентарь) для предоставления в пользование учреждением в количестве, ассортименте, фасона и размера, удовлетворяющих Заказчика, из ткани, качеством соответствующим требованиям ГОСТа.
3.3.5. Предоставлять инвентарь надлежащего качества с отсутствием дефектов.
3.3.6. Производить стирку, сушку, глажение, упаковку и сортировку, доставку инвентаря, а также связанные с этим погрузо-разгрузочные работы, за свой счет, своими силами и своим автотранспортом с действующими санитарными паспортами.
На основании вышеизложенного Заявитель делает вывод о том, что требования технического задания и проекта контракта в совокупности обязывают исполнителя оказывать не только услуги прачечных, но и передавать заказчику в бесплатное пользование собственное имущество, подразумевая приобретение исполнителем за свой счет мягкого инвентаря, требуемого заказчику качества и ассортимента. Таким образом, под оказанием услуг прачечных маскируется бесплатное пользование имуществом исполнителя.
Заказчик письменно пояснил, что условия Технического задания и Проекта контракта не обязывают Исполнителя передавать Заказчику в "бесплатное пользование собственное имущество" и не "маскируют бесплатное пользование имуществом Исполнителя". Условия аукционной документации подразумевают оказание услуг по стирке и химчистке белья Заказчика и предоставление в пользование белья Исполнителя с ежемесячной оплатой по факту оказанных услуг. В расчете начальной максимальной цены, подготовленной на основе запрошенных коммерческих предложений, указана стоимость каждой из услуг.
Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКВЭД) код 93.01 это: Стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий
Эта группировка включает:
- стирку и химическую чистку, глажение и т.п. всех видов одежды (включая меховую) и текстильных изделий, производимых с помощью механического оборудования, вручную или машинами-автоматами, действующими при опускании монет (жетонов), как для населения, так и для промышленных и торговых предприятий
- сбор белья для стирки и его доставку после стирки
- чистку ковров, драпировок, занавесок и штор
- окрашивание одежды и текстильных изделий
- прокат прачечными белья, рабочей одежды и аналогичных изделий
- ремонт и мелкую переделку одежды или других текстильных изделий, если это производится в связи с чисткой
Эта группировка не включает:
- ремонт и переделку одежды и т.п., если это является самостоятельным видом деятельности, см. 52.74
- прокат одежды, кроме рабочей одежды, даже если чистка таких изделий является составной частью этого вида деятельности, см. 71.40.9.
Соответственно, предоставление белья в пользование, так же относится к прачечным услугам. У учреждения в наличии на складах нет достаточного запаса постельного белья, обеспечивающего комфортное пребывание в стационаре пациентов. Анализ современного рынка, показывает, что в целях экономии бюджетных средств, учреждению выгодней брать в пользование белье и оплачивать эти услуги, чем приобретать в собственность, в связи с быстрым износом больничного белья. Согласно разосланных запросов и полученных на них ответов прачечные города Сургута, имеют опыт работы в данных направлениях.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки являются услуги прачечных по обеспечению потребностей учреждения в чистом и обработанном мягком инвентаре.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0387200029415000175 установлена связь с позицией плана-графика П44201503872000294002000311.
Позицией плана-графика П44201503872000294002000311 установлена классификация по ОКВЭД 93.01: Стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий.
Эта группировка включает:
- стирку и химическую чистку, глажение и т.п. всех видов одежды (включая меховую) и текстильных изделий, производимых с помощью механического оборудования, вручную или машинами
- автоматами, действующими при опускании монет (жетонов), как для населения, так и для промышленных и торговых предприятий
- сбор белья для стирки и его доставку после стирки
- чистку ковров, драпировок, занавесок и штор
- окрашивание одежды и текстильных изделий
- прокат прачечными белья, рабочей одежды и аналогичных изделий
- ремонт и мелкую переделку одежды или других текстильных изделий, если это производится в связи с чисткой
Эта группировка не включает:
- ремонт и переделку одежды и т.п., если это является самостоятельным видом деятельности, см. 52.74
- прокат одежды, кроме рабочей одежды, даже если чистка таких изделий является составной частью этого вида деятельности, см. 71.40.9.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что предмет закупки включает в себя помимо стирки и химической чистки, глажения и т.п. всех видов одежды (включая меховых) и текстильных изделий, еще и прокат прачечными белья, рабочей одежды и аналогичных изделий.
Расчетом начальной (максимальной) цены контракта отдельно определена стоимость таких услуг, как:
- предоставление в пользование мягкого инвентаря;
- стирка, сушка, химическая чистка, глажение инвентаря Заказчика.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя о том, что требования технического задания и проекта контракта в совокупности обязывают исполнителя передавать заказчику в бесплатное пользование собственное имущество, не находят своего подтверждения.
Исходя из того, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Рубикон" от 10.12.2015 N1909-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого являются услуги прачечных по обеспечению потребностей учреждения в чистом и обработанном мягком инвентаре (извещение N0387200029415000175) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ЗАО "ЭТС".
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 декабря 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2015