Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 декабря 2015 г. N 03/АМ-7254
Резолютивная часть объявлена 21.12.2015 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 23.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Стройсервис" (далее - Заявитель) от 14.12.2015 N1922-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры", при проведении электронного аукциона, предметом которого является комплексное обслуживание зданий (извещение N 0387200010015000046) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заявитель ссылается на нарушение его прав, выразившихся в размещении Заказчиком технического задания в формате, не допускающем поиск и копирование всего файла в целом, а также произвольного фрагмента текста.
Таким образом, в действиях Заказчика, по мнению Заявителя, усматриваются нарушения положений части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком установлено необоснованное и чрезмерно завышенное требование к составу лицензии МЧС (10 пунктов, вместо положенных 2 пунктов), что ограничивает доступ и сужает круг потенциальных участников аукциона.
3. Включение в техническое задание материалов с несуществующими характеристиками, а именно: термостат весом не более 0,055 кг высота табло не менее 0,014 м. При подготовке заявки у заявителя возникли трудности с подбором оборудования по заданным параметрам Заказчика.
4. Установление в техническом задании требований о поставке и исполнении одновременно с предметом закупки дополнительного оборудования и услуг, не предусмотренного нормативно - технической документацией и предметом контракта, при отсутствии требований к характеристикам такого оборудования.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются с 01.01.2014 Законом о контрактной системе, которым, в том числе установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является комплексное обслуживание зданий (извещение N 0387200010015000046) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 08.12.2015.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают документацию о таком аукционе в сроки, предусмотренные соответственно частями 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положений, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Всем указанным требованиям вполне удовлетворяют используемые заказчиками форматы файлов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xisx, rar, zip, ppt, и другие.
Официальный сайт www.zakupki.gov.ru содержит руководство пользователя ППО "Общероссийский официальный сайт", согласно которому допустимым форматом прикрепляемого файла является, в том числе и формат PDF.
Формат PDF с 01.07.2008 является открытый стандартом ISO 32000. Для просмотра документов можно использовать официальную бесплатную программу Adobe Reader. Сейчас этот формат поддерживается во всех операционных системах, то есть является кроссплатформенным форматом электронных документов. Таким образом, файлы в формате pdf удовлетворяют требованиям о распространенности и открытости формата и не противоречат нормам, указанным выше.
Судебная практика говорит о том, что заказчики свободны в выборе формата для размещения документации электронного аукциона, если при этом документация доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
На основании вышеизложенного, нарушения положений части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования к содержанию второй части заявки установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 22 аукционной документации установлены требования к составу заявки на участие в электронном аукционе.
Предметом открытого аукциона в электронной форме является "Комплексное обслуживание зданий", требования о предоставлении лицензии МЧС в составе второй части заявки участником закупки, аукционной документацией не предусмотрено.
В процессе выполнения работ/оказания услуг по комплексному обслуживанию, в случае возникновения необходимости выполнения лицензируемых работ/услуг требуется наличие лицензий (так как часть работ (услуг) являются лицензируемыми видами деятельности) и их отсутствие является незаконным предпринимательством в соответствии с п.15 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, в частности, в предмет закупки включены такие виды работ, как техническое обслуживание сетей и систем вентиляции (в том числе дымоудаление, противодымная вентиляция), обслуживание системы фотолюминесцентных эвакуационных систем и элементов, противопожарные занавесы, техническое обслуживание кровли зданий и ливневых стоков, работы с дымоходами.
В связи с вышеизложенным Заказчиком предусмотрена возможность оказания таких работ/услуг в соответствии с п. 2.5.6. "__.В случае отсутствия указанных в настоящем пункте документов у Исполнителя, по данному виду услуг Исполнитель, по согласованию с Заказчиком, вправе привлекать субподрядчика, имеющего соответствующие допуски на выполнение соответствующих работ/оказание услуг. При этом, ответственность за действия/бездействия этого субподрядчика перед Заказчиком и/или третьими лицами несет Исполнитель" проекта гражданско-правового договора, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе).
На основании вышеизложенного, нарушений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.
3. По доводу Заявителя об установлении в техническом задании материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ с несуществующими характеристиками, а именно: термостат весом не более 0,055 кг высота табло не менее 0,014 м Комиссия Управления отмечает следующее.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или работы, услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в пункте 22 аукционной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.12.2015 N0387200010015000046-1 на участие в аукционе было подано 6 (шесть) заявок, 2 (две) заявки были отклонены, 4 (четыре) допущены.
В составе первых частей заявок были предложены термостаты с конкретными характеристиками, а именно по весу и размеру табло различных производителей (Дания, Россия).
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения части 2 статьи 8 закона о контрактной системе.
4. По доводу Заявителя, что установление в техническом задании требований о поставке и исполнении одновременно с предметом закупки дополнительного оборудования и услуг, не предусмотренного нормативно - технической документацией и предметом контракта, при отсутствии требований к характеристикам такого оборудования Комиссия Управления отмечает следующее.
В разделе 2 Технического задания "Объем конкретных требуемых оказываемых услуг по комплексному обслуживанию зданий" Заказчик указывает на виды и наименование оборудования.
Таким образом, при условии замены вышедших из строя систем Заказчик предполагает замену на аналогичное оборудование или эквивалент, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройсервис" (далее - Заявитель) от 14.12.2015 N1922-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры", при проведении электронного аукциона, предметом которого является комплексное обслуживание зданий (извещение N 0387200010015000046) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ОАО "ЕЭТП".
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 декабря 2015 г. N 03/АМ-7254
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2015