Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 декабря 2015 г. N 03/КА-7423
Резолютивная часть объявлена 28.12.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.12.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления.
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
от Заявителя - Новоселов Н.А. по доверенности от 28.12.2015;
от Заказчика - Скребов А.В. по доверенности от 28.01.2015;
рассмотрев жалобу ИП Харитошина Р.В. от 21.12.2015 N1996-ж на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по дезинфекции и уборке отделений (морга) КУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (извещение N0387200002615000184) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" при проведении электронного аукциона.
1. Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления сокращенных сроков в проекте государственного контракта, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.
2. Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, однако ответ на него был получен в нарушение сроков, установленных Законом о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя требования, установленные в техническом задании аукционной документации (обязательное присутствие 2-х сотрудников и менеджера по персоналу, не менее трех комплектов спецодежды на одного работающего, упаковка: канистра не менее 5 литров) нарушают положения норм Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по дезинфекции и уборке отделений (морга) КУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (извещение N0387200002615000184) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок "04" декабря 2015 года.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления сокращенных сроков в проекте государственного контракта, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе
Проанализировав проект государственного контракта, Комиссией Управления было установлено, что в пунктах 10.7 и 10.11 содержатся аналогичные требования, предусмотренные частями 12 и 20 статьи 95 Закона о контрактной системе. Однако сроки размещения и направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установленные в проекте государственного контракта не соответствуют срокам, установленным в частях 12 и 20 Закона о контрактной системе.
Сравнительная таблица сроков, установленных в проекте государственного контракта со сроками, установленными Законом о контрактной системе:
Сроки, установленных в проекте государственного контракта |
Сроки, установленными Законом о контрактной системе |
Пункт 10.7 проекта государственного контракта: Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в разделе 13 Контракта, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Исполнителю. Выполнение Заказчиком вышеуказанных требований считается надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по его адресу, указанному в разделе 13 Контракта. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе. |
Часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе: Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе. |
Пункт 10.11 проекта государственного контракта: Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Такое решение в течение одного рабочего дня, следующего за датой его принятия, направляется Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в разделе 13 Контракта, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Заказчику. Выполнение Исполнителем вышеуказанных требований считается надлежащим уведомлением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Исполнителем подтверждения о вручении Заказчику указанного уведомления. |
Часть 20 статьи 95 Закона о контрактной системе: Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления. |
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" установлены нарушения статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании информации, предоставленной от оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ", Комиссией Управления было установлено, что 16.12.2015 в 18:01:14 на адрес электронной площадки поступил запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации размещённой на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок ответ на запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе был опубликован 21.12.2015.
Кроме того, Комиссией Управления было, установлено, что ответ на запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе был опубликован в единой информационной системе без указания предмета запроса.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" установлены нарушения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в части не размещения предмета запроса.
3. По мнению Заявителя требования, установленные в техническом задании аукционной документации (обязательное присутствие 2-х сотрудников и менеджера по персоналу, не менее трех комплектов спецодежды на одного работающего, упаковка: канистра не менее 5 литров) нарушают положения норм Закона о контрактной системе
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что услуги по дезинфекции и уборки отделений (морга) казенного учреждения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" будут осуществляться в 12 (двенадцати) городах, то есть в каждом городе обязательное присутствие 2-х сотрудников, поскольку Ханты-Мансийское отделение морга является учреждением окружного значения, то соответственно руководство персоналом, находящимся в 12 (двенадцати) городах будет осуществляться менеджером, по месту его нахождения.
Касаемо установленного требования Заказчиком о наличии не менее трех комплектов спецодежды на одного работающего, представитель Заказчика пояснил, что данное требование было установлено в соответствии с нормами СанПиНа.
В ходе осуществления проверки Комиссией Управления было установлено, что пунктом 15.15 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью в соответствии с табелем оснащения, но не менее 3 комплектов спецодежды на одного работающего. Аналогичное требование было установлено Заказчиков в технической части аукционной документации.
Кроме того, согласно технической части аукционной документации Заказчиком, установлено требование к упаковке, например канистра не менее 5 литров.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, включив в описание закупки необоснованные требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, Заказчик ограничил конкуренцию, что является нарушением части 2 статьи 8, статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе осуществления внеплановой (камеральной) проверки Комиссией Управления было установлено следующее.
Согласно извещение и аукционной документации о проведении электронного аукциона объектом закупки является услуги по дезинфекции и уборке отделений (морга) КУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (извещение N0387200002615000184).
В извещении о проведении электронного аукциона N0387200002615000184 Заказчиком установлен код ОКПД 74.70.13.990 к которому относятся "Услуги по чистке и уборке общего назначения прочие".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки. Первичным из данных требований является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 23 раздела 1 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать лицензию в соответствии с пп.46 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.06.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федерального закона от 04.06.2011 N99-ФЗ).
Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.06.2011 N99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является видом деятельности, на который требуются лицензия.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") в рамках медицинской деятельности предусмотрено лицензирование деятельности по работе (услуге) "дезинфектология".
Проанализировав техническую часть аукционной документации Комиссией Управления было установлено, что в услуги по дезинфекции и уборке отделений (морга) КУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" включены услуги по уборке территории в зимний и летний период.
Услуги по дезинфекции предусматривают наличие лицензии на осуществлении данного вида деятельности, услуги по уборке территории в зимний и летний период не является лицензирующим видом деятельности.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, Заказчиком включены в состав лотов услуги технологически и функционально не связанные с услугами, оказание которых являются предметом торгов, что в свою очередь приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции", а также установлены нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Харитошина Р.В. от 21.12.2015 N1996-ж на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по дезинфекции и уборке отделений (морга) КУ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (извещение N0387200002615000184) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" нарушение статьи 95 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Бюро судебно-медицинской экспертизы" обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ".
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 декабря 2015 г. N 03/КА-7423
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015