Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 ноября 2015 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 27.11.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 27.11.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Точиев Б.Б. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Калинин А.В. по доверенности N4031-14/Общ от 01.12.2014, Вшивцев А.Н. по доверенности N4032-14/Общ от 01.12.2014, Сеничкин В.А. по доверенности N3170-15/Общ от 28.09.2015;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 01.01.2015, Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2015.
рассмотрев жалобу ООО "ФинансСтрой" (далее - Заявитель) от 24.11.2015 г. N1712-ж на действия Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ (извещение N0187200001715001342) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя в подпункте 2 пункта 23 раздела 1 аукционной документации установлены излишние требования к составу вторых частей заявок на участие в аукционе, а именно:
* Наличие Лицензии МЧС в соответствии с Федеральным законом (п.15 ч.1 ст.12) от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 на следующие виды деятельности:
-Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (ЛСР 02-07 "Охранно пожарная сигнализация"; ЛСР 07-02 "Пуско-наладочные работы охранно пожарной сигнализации;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах). ЛСР 07-01 "ПНР системы вентиляции" п. 11.
На основании вышеизложенного, действия заказчика по включению данного требования к составу заявок являются незаконными и необоснованными (нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В результате проведения проверки установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ (извещение N0187200001715001342) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 21.10.2015.
Подпунктом "а" пункта 23 раздела 1 аукционной документации установлены требования к составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе:
а) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки:
*Наличие Лицензии МЧС в соответствии с Федеральным законом (п.15 ч.1 ст.12) от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 на следующие виды деятельности:
-Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (ЛСР 02-07 "Охранно пожарная сигнализация"; ЛСР 07-02 "Пуско-наладочные работы охранно пожарной сигнализации;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах). ЛСР 07-01 "ПНР системы вентиляции" п. 11.
*Наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.09 N 624:
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Сумма на виды работ по организации строительства, указанная в свидетельстве о допуске от СРО, не должна быть меньше начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки. Первичным из данных требований является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Необходимость предоставления допуска СРО к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства основано на положения ст. 52 Градостроительного кодекса РФ согласно приказу Минрегионразвития РФ N624 от 30.12.2009 г.
Закон о контрактной системе, а также проект договора не содержит прямого запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения договора (п. 1.3 проекта договора).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
С учетом изложенного, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков), у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду.
В случае отсутствия допуска к работам по генподряду, у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, согласно документации об аукционе допускается привлечение генподрядчиком к исполнению государственного контракта субподрядчиков. Однако, чтобы соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, участнику не обязательно одновременно обладать и свидетельством СРО по организации строительства и лицензией на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений.
Поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о контрактной системе не устанавливает запрета на привлечение субподрядчиков при исполнении государственных контрактов, участнику размещения заказа с учетом предмета открытого аукциона необходимо было представить только свидетельство о допуске к работам по организации строительства (предусмотрено частями 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В то же время, истребование иной разрешительной документации - лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является неправомерным и направлено на ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Объектом закупки является капитальный ремонт объекта "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ (извещение N0187200001715001342), в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в аукционной документации, является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией.
При этом работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, а также по ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по капитальному ремонту объекта "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ (извещение N0187200001715001342).
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 07.07.2011 N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае, если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России NАЦ/61741/15 от 06.11.2015 г.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, включение требований о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений к участникам закупки является неправомерными, в связи с чем, данные действия Уполномоченного органа нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 31 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
18.11.2015 г. Общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания Всестройпроект" направило запрос о даче разъяснений положений документации аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.12.2013 N 530-п (ред. от 03.07.2015) "Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" приложением N 1 утвержден порядок взаимодействия органов государственной власти, государственных казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иных юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в условиях централизованных закупок (далее - Порядок).
Согласно подпункту 6 пункта 23 Порядка на основании представленных заказчиком автономного округа документов уполномоченный орган автономного округа в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами в сфере закупок осуществляет подготовку и проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по запросам участников закупки дает разъяснения положений документации о ее осуществлении. При этом подготовку разъяснений по вопросам, указанным в пунктах 9 - 17 настоящего Порядка, осуществляет заказчик автономного округа.
20.11.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок Уполномоченным органом были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.
На заседании Комиссии Управления представитель Уполномоченного органа подтвердил, что предмет запроса о разъяснении положений документации на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок Уполномоченным органом не был размещен.
В соответствии с требованиями части 1, 2, 3 статьи 7 закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, действия уполномоченного органа нарушают положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в части не размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок предмета запроса о разъяснении положений аукционной документации.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
18.11.2015 г. Общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания Всестройпроект" направило запрос о даче разъяснений положений документации аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно подпункту 6 пункта 23 Порядка на основании представленных заказчиком автономного округа документов уполномоченный орган автономного округа в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами в сфере закупок осуществляет подготовку и проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по запросам участников закупки дает разъяснения положений документации о ее осуществлении. При этом подготовку разъяснений по вопросам, указанным в пунктах 9 - 17 настоящего Порядка, осуществляет заказчик автономного округа.
Пунктом 11 Порядка установлено, что заказчики автономного округа осуществляют разработку технического задания в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным органом автономного округа.
Поступивший запрос от ООО "Строительная Компания Всестройпроект" о разъяснении положений аукционной документации касался исключительно технического задания.
20.11.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок Уполномоченным органом были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса, при этом разъяснения положений документации не содержали конкретных ответов на большую часть вопросов, указанных в запросе.
Так, сославшись на письмо Заказчика, Уполномоченным органом были размещены разъяснения следующего содержания: "Техническое задание (Локально-сметные расчеты) Приложение N1 к документации об электронном аукционе составлено с использованием программного комплекса ГРАНД - Смета версия 7.0., с применением нормативной базы: "ГЭСН, ФЕР - 2001 (редакция 2014 г. с изменениями от 12.11.14 N703/пр.)".
Данная документация прошла экспертизы в КУ ХМАО-Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве" и в Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Разъясняем участникам содержания по позициям сметы:
ФЕР (федеральная единичная расценка) - утверждена приказом Минстроя РФ от 30.01.14 N31/пр - обозначает работу;
ФССЦ (федеральный сборник сметных цен) - утвержден приказом Минстроя РФ от 12.11.14 N 703/пр - обозначает материал;
Реестр цен - рассчитывается путем выбора средней цены от трех поставщиков товара - обозначает материал.
Для грамотного понимания Технического задания (Локально-сметных расчетов) документации и оформления заявки на участие в настоящем аукционе, участникам закупки необходимо иметь навыки пользования вышеуказанными программами.
Основание: письмо заказчика".
Между тем, Заказчиком проигнорированы вопросы NN 1, 6, 9, 10, 21, 22-27, 29-32, 38, 43, 44, 46-49, 51-53, 58, 67, 68, 71-78, 82, 123, и на которые в свою очередь не было дано в полном объеме разъяснений.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с требованиями частей 1, 2, 3 статьи 7 закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Участником закупки подается запрос о разъяснении не ясных ему положений аукционной документации для дальнейшего правильного оформления и составления заявки, в которой будут указаны критерии такого товара, который в полной мере будет соответствовать требованиям и потребностям заказчика, в целях достижения заказчиком заданных результатов обеспечения государственных нужд.
В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчиком не в полном объеме разъяснены положения документации об аукционе, не даны ответы на часть вопросов.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе:
а) согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены пунктом 23 аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе".
Пунктом 24 аукционной документации предусмотрена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в случае применения заказчиком в техническом задании слов:
"не менее", "не ниже" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное;
"не более", "не выше" - участником предоставляется значение равное или менее указанного;
"менее", "ниже" - участником предоставляется значение меньше указанного;
"более", "выше", "свыше" - участником предоставляется значение превышающее указанное;
"не менее и не более", "не менее, не более", "не менее не более", "не менее; не более", "не менее/не более" - участником предоставляется одно конкретное значение в рамках значений верхней и нижней границы;
"до" - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно" либо используется при диапазонном значении;
"от" - участником предоставляется указанное значение или превышающее его.
В случае применение заказчиком в техническом задании перечислений значений показателя через союз "и", знаки "," ";", "/" - участник указывает все перечисленные значения показателя.
При перечислении нескольких значений одного показателя товара необходимо употреблять союз "и", знаки ";" ",".
В случае, если показатель товара указан с использованием нескольких значений, требования применяются к каждому значению.
При использовании союзов "или", "либо" - участники выбирают одно из значений. При использовании "и (или)" - участник предлагает один или несколько значений показателя (на свой выбор).
В случае применения заказчиком в техническом задании значений:
- со знаком "-" - участник в заявке предлагает диапазонное значение, заданное техническим заданием (включаются верхние и нижние границы диапазона);
- со словами "диапазон может быть расширен" - участником представляется диапазон не менее указанных значений в рамках, равных значений верхней и нижней границы диапазона, либо значения расширяющие границы диапазона;
- если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается словами "диапазон должен быть не менее от_- до", или "диапазон должен быть не более от_- до_", участником закупки должен быть предложен товар с конкретными значениями верхнего и нижнего предела показателя, соответствующим заявленным требованиям, но без сопровождения словами "диапазон должен быть не менее", "диапазон должен быть не более".
- при описании диапазона предлогами "от" и "до" предельные значения входят в диапазон;
- со знаком "+/-" (например - погрешность) - участник предлагает конкретное цифровое значение с указанием знака "+/-".
Если характеристики товара содержатся в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком" - участник не вправе изменять указанные значения.
При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность" за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано "значение является неизменным" или характеристика товара указана в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком".
При использовании заказчиком в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" вышеуказанных терминов участник предлагает цифровое значение.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме N 2924 от 24.11.2015 г. заявка участника закупки ООО "СеверПроектСтрой" была признана соответствующей требованиям аукционной документации и закона.
Между тем, при анализе первой части заявки ООО "СеверПроектСтрой" Комиссией Управления установлено, что данным участником в заявке было указано следующее:
- позиция N 15 Локальный сметный расчет 02-06 "Электромонтажные работы" "Кабель число жил не менее 3 сечение не менее 6 мм2", что в свою очередь не соответствует требованиям аукционной документации, техническому заданию, поскольку в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки участник должен указать конкретные показатели.
- позиция N 50 Локальный сметный расчет 02-05 "Устройство системы теплоснабжения" участником указано - Диапазон температур жидкости минус 2 .. 60 °C. Потребляемая мощность -P1 - 10 .. 180 Вт. Максимальное потребление тока - 0.1 .. 1.23 A. Промышленная частота - от 50 Hz. Номинальное напряжение - 1 x 230-240 V, что в свою очередь не соответствует требованиям аукционной документации, техническому заданию, поскольку в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки участник должен указать конкретные показатели.
По данным позициям в техническом задании Заказчиком не указано, что "значение является неизменным" или характеристика товара указана в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком".
Согласно, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия необоснованно приняла решение о соответствии первой части заявки ООО "СеверПроектСтрой" требованиям аукционной документации.
На основании вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа установлено нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в части необоснованного допуска к участию в аукционе участника закупки ООО "СеверПроектСтрой".
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ФинансСтрой" от 24.11.2015 г. N1712-ж на действия Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Противотуберкулезный диспансер (дополнительные работы)", расположенного по адресу: г. Нижневартовск, НВ ГПЗ (извещение N0187200001715001342) обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установлений требований к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в части не размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок предмета запроса предмета запроса о разъяснении положений аукционной документации.
4. Признать в действиях Заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в части не разъяснения положений документации об аукционе в полном объеме, а также не дачи ответов на часть вопросов.
5. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в части необоснованного допуска ООО "СеверПроектСтрой" к участию в аукционе.
6. Выдать Заказчику - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", Уполномоченному органу - Департаменту государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ЗАО "ММВБ-ИТ".
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Точиев Б.Б.
Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 ноября 2015 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2015