Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 декабря 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 02.12.2015 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Иваницкая А.В. по доверенности N33 от 16.10.2015.
рассмотрев жалобу ООО "БИО-МЕД" от 25.11.2015 N1725-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств и кожных антисептиков (извещение N0387200009115001743) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, выразившихся в указании Заказчиком неверного кода ОКПД при опубликовании аукционной документации, а также необоснованных требований заказчика к техническим характеристикам товара, не соответствующих потребностям заказчика.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств и кожных антисептиков (извещение N0387200009115001743) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 12.11.2015.
Как следует из доводов Заявителя, Заказчиком неверно указан код ОКПД при публикации аукционной документации.
Согласно разъяснениям на запрос 07-07-исх.119 от 17.11.2015 г. "Протосан не является лекарственным препаратом, средство по уходу за ранами Протосан является изделием медицинского назначения". Между тем, в аукционной документации, в наименовании объекта закупки четко указано: поставка дезинфицирующих средств и кожных антисептиков. Соответственно, изделия медицинского назначения, включены туда не могут.
Заказчиком при публикации извещения о проведении электронного аукциона по всем позициям указан код ОКПД 24.20.14.190 "Средства дезинфекционные прочие". Между тем, в соответствии с п. 20 технического задания, заказчиком осуществляется закупка изделий медицинского назначения, код 33.10.15.610 "Наборы, инструменты, устройства медицинские, не включенные в другие группировки". Указанный вывод сделан в связи с тем, что наиболее подходящим товаром по п. 20 документации является гель Пронтосан, зарегистрированный в качестве изделия медицинского назначения под номером ФСЗ 2007/00571 от 6.11.2007 г.
Следовательно, заказчиком неправильно применен код ОКПД при формировании извещения о проведении электронного аукциона.
Кроме того, правильное отнесение закупаемого товара к конкретному коду ОКПД влияет на необходимость учитывать условия, запреты и ограничения закупок иностранных товаров в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102.
Представитель Уполномоченного органа пояснила Комиссии Управления следующее.
Участниками аукциона подано три запроса разъяснений положений документации. 20.11.2015 было опубликовано разъяснение, согласно которому Пронтосан является антисептическим средством и применяется для очищения, деконтаминации, т.е. удаляет и задерживает развитие микроорганизмов, что полностью соответствует предмету закупки.
Исходя из инструкции по применению:
Фармакологическое действие
Пронтосан позволяет проводить тщательное очищение раневой поверхности, увлажнять рану и подавлять бактериальную флору, что создает условия для скорейшего раневого заживления. Благодаря антибактериальному компоненту Пронтасан может с успехом использоваться для предупреждения инфицирования ран патогенными микроорганизмами и профилактики развития инфекционных осложнений в ране.
Лекарственное взаимодействие:
Пронтасан не должен смешиваться и применяться вместе с другими дезинфицирующими средствами, мазями, маслами, поверхностно-активными веществами, ферментами и т.д.
Из вышесказанного следует, что при подготовке технического задания руководствовался лишь функциональными свойствами средства и наличием у всех средств аналогов.
При этом, код ОКПД 24.20.14.190, который применил Заказчик к данному аукциону, отсутствует в Приказе МЭР от 25.03.2015 N155, следовательно, нельзя определить условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств.
Заказчиком направлены письменные возражения, согласно которым при подготовке аукциона Заказчиком были запрошены коммерческие предложения, в одном из которых был прописан Пронтасан, специалистами Заказчика были проанализированы все предложения и установлено, что все предложенные средства несут антисептическую и дезинфицирующую функции. В ходе дачи разъяснений положений документации участнику был дан ответ, что Пронтасан является антисептическим средством и применяется для очищения и деконтаминации, т.е. удаляет и задерживает развитие микроорганизмов, в состав средства входит компонент: полиаминопропила бигуанид, данный компонент присутствует во многих кожных антисептиках (ДЕКОНТАМАН, производитель Шумахер, Германия, ХендДез ОЛЛ, КиилтоКлин, Россия и прочие).
Изучив доводы сторон Комиссия Управления установила следующее.
Код ОКПД закупки 24.20.14.190 Средства дезинфекционные прочие.
Предмет закупки: поставка дезинфицирующих средств и кожных антисептиков.
Согласно запросам разъяснений положений документации участниками указывалось на то, что в пункте 21 технического задания прописан препарат Пронтосан, производитель B.BRAUN MEDICAL AG, который относится к категории лекарственных средств в то время как предметом закупки является поставка дезинфицирующих средств и кожных антисептиков.
Как следует из разъяснений положений документации, при формировании технического задания заказчик анализировал характеристики всех дезинфицирующих средств, зарегистрированных в Российской Федерации и разрешенных к применению на ее территории.
Все дезинфицирующие средства, указанные в техническом задании имеют эквиваленты, что подтверждается наличием коммерческих предложений от разных производителей, с различными торговыми наименованиями, соответствующих требованиям технического задания.
В техническом задании прописано дезинфицирующее средство, представляющее собой таблетированную форму на основе дихлоризоциануровой кислоты, а не препарат Пронтосан, кроме того Пронтасан не является лекарственным препаратом, средство по уходу за ранами Пронтасан является изделием медицинского назначения.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Таким образом, изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, зарегистрированные в установленном порядке, являются медицинскими изделиями.
Между тем, аукционной документацией не установлено требование о поставке Заказчику изделий медицинского назначения, из чего следует, что код ОКПД 24.20.14.190 не противоречит предмету закупки.
Таким образом, нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "БИО-МЕД" от 25.11.2015 N1725-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств и кожных антисептиков (извещение N0387200009115001743) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер".
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 декабря 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2015