Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 января 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 14.01.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.01.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт отдела Управления.
от Заявителя -не явились, уведомлены надлежащим образом
от Заказчика - Володин А.А. по доверенности от 11.01.2016
рассмотрев жалобу ООО "Малибу-Спорт" (далее - Заявитель) от 30.12.2015 N2088-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Центр адаптивного спорта", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по организации и проведению окружных спортивных мероприятий (извещение N 0387200012415000041) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0387200012415000041).
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
2. Кроме того, Заявитель обжалует положения аукционной документации, в том числе формирование начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению окружных спортивных мероприятий (извещение N 0387200012415000041) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 07.12.2015 года.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.12.2015 N0387200012415000041-1 заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям: в пункте 7 в "Обеспечении печатной продукции" пригласительное указанно что (Производство Российской Федерации) с конвертом (по конверту нет детализации).
При анализе первой части заявки Заявителя Комиссией Управления установлено, что в пункте 7 раздела 10 "Оказание услуг по организации и проведению XIX Открытой Ежегодной Спартакиады Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 13 по 18 сентября (включительно) 2016 года" Заявителем указано следующее.
7 |
Пригласительные (товарный знак - отсутствует, страна происхождения - Россия) с конвертом |
Формат - А 6, бумага - плотность 300 г/м2. Печать - полноцветная. |
шт. |
10 |
В техническом задании заказчиком указано следующее.
7 |
Пригласительные с конвертом |
Формат - А 6, бумага - плотность не менее 300 г/м2. Печать - полноцветная. |
шт. |
10 |
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 23 Раздел I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, а именно:
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие участника аукциона на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
Приложение N 1, N 2 к Техническому заданию
(Сувенирная продукция, наградная и прочая),
(Обеспечение канцелярскими товарами и прочим.).
В соответствии с требованиями подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Таким образом, ООО "Малибу-Спорт" в первой части заявки не указал в позиции N 7 страну происхождения товара, а именно конверта.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, Комиссией Управления нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Центр адаптивного спорта" не установлены.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 27.12.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в Ханты-мансийское УФАС России 30.12.2015 (вх. N 2088-ж от 30.12.2015), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией Управления.
Также Комиссия Управления отмечает, что согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом согласно пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не рассматривается Комиссией Управления.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией
При анализе аукционной документации Комиссией Управления установлено, что в нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе данное требование не включено в аукционную документацию на оказание услуг по организации и проведению окружных спортивных мероприятий (извещение N 0387200012415000041).
2. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем, в аукционной документации Заказчиком установлено следующее: "В настоящем электронном аукционе, за исключением случая проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя".
Данная формулировка составлена без учета внесенных изменений Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что в свою очередь не соответствует противоречит требованиям пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе.
3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 23 Раздел I Сведения о проводимом аукционе в электронной форме Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, а именно:
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие участника аукциона на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
Приложение N 1, N 2 к Техническому заданию
(Сувенирная продукция, наградная и прочая),
(Обеспечение канцелярскими товарами и прочим.).
В соответствии с требованиями подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
На основании вышеизложенного, требование о содержании первой части заявки на участие в аукционе не соответствует требованиями подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика подтвердил, что требования к составу первых частей заявок составлено с нарушением действующего законодательства, но по данному вопросу Заказчиком 23.12.2015 были размешены разъяснения.
4. В соответствии с частью 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
23.12.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок был размещен ответ на запрос разъяснения N3 следующего содержания.
"В ответ на Ваш запрос на разъяснение по аукционной документации Заказчика, сообщаем следующее.
Под требованием указать в 1 части заявок наименования места происхождения товара или наименование производителя товара Заказчик подразумевал требование на указание страны происхождения товара. Следует отметить, что специфика данного аукциона, направлена в первую очередь на оказание услуг по организации и проведению мероприятий. Поставка товара является лишь сопутствующей для исполнения условий Контракта. Данный аукцион имеет объемное техническое задание. При его подготовке специалистами было охвачено большое количество составляющих, в связи с важностью данных мероприятий, как для Заказчика, так и для Ханты-Мансийского автономного округа в целом, учитывая специфику и направленность работы учреждения Заказчика.
Кроме того, обращаю Ваше внимание, что в письме Министерство экономического развития Российской Федерации от 07.07.2014 N Д28и-1194 "О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ" содержится разъяснение относительно указания в заявках наименование места происхождения товара: "_Таким образом, в случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями статьи 1516 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара_"
Опираясь на все вышесказанное, Заказчик гарантирует, что участник, подавший заявку на участие в данном аукционе и указавший страну происхождения товара, не будет отклонен на основании части 3 п. а ст. 66 Закона "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика подтвердил, что предмет запроса о разъяснении положений документации на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок Заказчиком не был размещен.
В соответствии с требованиями части 1, 2, 3 статьи 7 закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика нарушают положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в части не размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок предмета запроса о разъяснении положений аукционной документации.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком, не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Малибу-Спорт" от 30.12.2015 N2088-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Центр адаптивного спорта", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по организации и проведению окружных спортивных мероприятий (извещение N 0387200012415000041) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Центр адаптивного спорта" нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Центр адаптивного спорта" нарушение пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Центр адаптивного спорта" нарушение подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Центр адаптивного спорта" нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
6. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения пункта 4 статьи 3, пункта 10 части 1 статьи 31, части 4 статьи 65, подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. Направить данное решение сторонам и разместить на официальный сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 января 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2016