Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 декабря 2016 г. N 341с/16
Резолютивная часть решения объявлена 12.12.2016.
Решение в полном объеме изготовлено 13.12.2016.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
заместитель председателя Комиссии - Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
члены Комиссии:
Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов,
О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителя заказчика - государственного (областного) бюджетного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству имени героя Российской Федерации Эдуарда Борисовича Белана" - Митрофановой Л.М. (доверенность от 12.12.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Грандстроймонтаж" на действия единой комиссии государственного (областного) бюджетного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству имени героя Российской Федерации Эдуарда Борисовича Белана" при проведении электронного аукциона на текущий ремонт кабинета врача и вспомогательных помещений (реестровый номер 0346200007216000063) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России для рассмотрения из Краснодарского УФАС России поступила жалоба ООО "Грандстроймонтаж" на действия единой комиссии государственного (областного) бюджетного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству имени героя Российской Федерации Эдуарда Борисовича Белана" (далее- заказчик) при проведении электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в установленный Законом о контрактной системе срок. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
ООО "Грандстроймонтаж", извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не направило своего представителя для участия в рассмотрении жалобы.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе ООО "Грандстроймонтаж" указано, что общество подало заявку с порядковым номером 2 на участие в электронном аукционе, однако единая комиссия отказала в допуске к участию в электроном аукционе по причине того, что в заявке отсутствуют конкретные показатели материалов и наименование страны их происхождения. Вместе с тем, в документации об электронном аукционе не установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ.
Представитель заказчика пояснил, что документацией об электронном аукционе установлены требования о наличии в первой части заявки конкретных показателей товаров. Поскольку в заявке с порядковым номером 2 отсутствовали такие показатели, участнику ее подавшему было отказано в допуске к участию в закупке.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителя заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом заказчика от 23.11.2016 N 276-о принято решение о проведении электронного аукциона.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 05.12.2016 на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки.
При этом, участнику, подавшему заявку с порядковым номером 2 (заявитель), отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"Заявка с порядковым номером 2 на участие в аукционе не соответствует требованиям пункта 17.1 и пункта 19 документации об аукционе (не указаны конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, кроме того нет страны происхождения используемого товара)".
В соответствии с пунктом 17.1 документации об электронном аукционе первая часть заявки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 закона N44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара, при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Порядок рассмотрения заявок участников установлен статьей 67 Закона о контрактной системе, в силу которой аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссией Липецкого УФАС России в ходе анализа положений документации об электронном аукционе установлено, что заказчиком не установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В связи с данным обстоятельством участники электронного аукциона не могут представить в первой части заявки показатели товаров, используемых при выполнении работ, которые бы соответствовали требованиям, установленным заказчиком.
Отсутствие в данном случае требований к товарам, используемым при выполнении работ, означает, что заказчику неважно с какими характеристиками при выполнении работы будут использоваться материалы.
На основании вышеизложенного, в данном случае единая комиссия должна рассмотреть только представленные участниками согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, в силу части 5, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Следовательно, в данном случае отказ участнику, подавшему заявку с порядковым номером 2 (заявитель), в допуске к участию в электронном аукционе по причине не представления конкретных показателей материалов, используемых при выполнении работ, совершен единой комиссией в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях единой комиссии установлено аналогичное нарушение Закона о контрактной системе при отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку с порядковым номером 4, а также нарушения ч. 6 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 64 в действиях заказчика, которые заключаются в следующем.
1. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 05.12.2016 участнику, подавшему заявку с порядковым номером 4, отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"Заявка с порядковым номером 4 на участие в аукционе не соответствует требованиям пункта 20 документации об аукционе (подана участником после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (основание пункт 3 часть 11 статья 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"))".
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 66 Закона о контрактной системе.
Так, частью 7 статьей 66 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
В соответствии с частью 9 указанной нормы в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.
Согласно сведениям из личного кабинета на электронной площадке участника, подавшего заявку с порядковым номером 4, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что 01.12.2016 в 08:14 от оператора ему на электронную почту поступило уведомление о подаче заявки на участие в электронном аукционе и заявке присвоен порядковый номер 4.
В извещении о проведении электронного аукциона установлена дата и время окончания подачи заявок - 01.12.2016 в 09:00 час.
Таким образом, заявка с порядковым номером 4 на участие в электронном аукционе подана до окончания срока подачи заявок, установленного извещением о проведении электронного аукциона.
Более того, пунктом 3 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе статьи установлено, что в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из требований данной нормы следует, что Законом установлена обязанность оператора по возврату заявок участников в указанном случае.
При этом, как следует из положений части 13 указанной статьи, не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику предусмотренную частью 3 настоящей статьи первую часть заявки на участие в таком аукционе.
Следовательно, положениями Закона установлена обязанность оператора электронной площадки направлять заказчику заявки, полученные им в установленные сроки.
Вместе с тем, порядок рассмотрения заявок участников установлен статьей 67 Закона о контрактной системе, в силу которой аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 данной статьи установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе не содержит такого основания для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, как подача заявки после окончания срока подачи заявок, указанного единой комиссией в протоколе рассмотрения заявок.
При таких обстоятельствах, единой комиссией при отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку с порядковым номером 4, допущено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях единой комиссии установлено аналогичное нарушение Закона о контрактной системе при отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку с порядковым номером 2, а также нарушения ч. 6 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 64 в действиях заказчика, которые заключаются в следующем.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к первой части заявки установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе).
При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар (п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе), первая часть заявки должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в документации об электронном аукционе заказчиком не установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ.
В связи с данным обстоятельством, заказчик должен был установить требование к первой части заявки в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе - согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Таким образом, требования к первой части заявки в п. 17.1 документации об электронном аукционе установлены без учета положений п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Более того, согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В силу требований данной нормы к составу второй части заявки следует, что в заявках участников идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона указывается исключительно при его наличии.
При этом частью 6 указанной статьи Закона установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Однако, в пункте 18 документации об электронном аукционе заказчик установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в числе прочего, идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона без указания слов "при наличии", что является нарушением ч. 6 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.
Комиссия Липецкого УФАС России отмечает, что на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона поступила жалоба ООО "НовоСтройка", по итогам рассмотрения которой (дело N 335с/16) Комиссия Липецкого УФАС России приняла решение о выдаче предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе, в том числе, выявленных при рассмотрении настоящей жалобы (по итогам проведенной внеплановой проверки).
При этом Законом о контрактной системе и административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14) не предусмотрена выдача нескольких предписаний об устранении нарушений по одной закупке.
Руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Грандстроймонтаж" на действия единой комиссии государственного (областного) бюджетного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству имени героя Российской Федерации Эдуарда Борисовича Белана" при проведении электронного аукциона на текущий ремонт кабинета врача и вспомогательных помещений (реестровый номер 0346200007216000063) обоснованной.
2. Признать нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в действиях заказчика и ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе в действиях единой комиссии.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе выдано заказчику и единой комиссии по делу N 335с/16 по рассмотрению жалобы ООО "НовоСтройка" на действия единой комиссии при проведении рассматриваемого электронного аукциона.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии __________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: __________ Т.Н. Ролдугина
__________ О.И. Злобина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 декабря 2016 г. N 341с/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016