Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 декабря 2016 г. N 647-16/гз
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. 2. |
Лобанова О.А. Грибков К.О. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; - старший государственный инспектор отдела, член Комиссии; |
3. |
Лазарев И.И. |
- специалист - эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в присутствии:
Яковлевой М.Ю. |
- представителя ГБУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (доверенность N 01-08 от 12.12.2016); |
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ГБУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0360200054016000034 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности Саратовской области. Содержание автомобильных дорог в Аркадакском, Балашовском, Романовском, Ртищевском, Самойловском и Турковском районах" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
06.12.2016 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Заказчика ГБУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" при проведении электронного аукциона N 0360200054016000034 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности Саратовской области. Содержание автомобильных дорог в Аркадакском, Балашовском, Романовском, Ртищевском, Самойловском и Турковском районах" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Документация об аукционе составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.
Представитель Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
21.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и на сайте электронной площадки были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе. Заказчиком данного Аукциона является ГБУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 954 424 564, 00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что в проекте Контракта отсутствует условие о конкретной гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.6 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В извещении о проведении Аукциона установлены преимущества участникам, привлекающих субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснила, что ответственность за непривлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций установлено в контракте, а именно в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик в праве потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В п. 5.2 Документации об Аукционе указано, что участник закупки, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% цены контракта
В п. 10.3.проекта контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Государственным Заказчиком, Подрядчиком обязательств (в том числе, невыполнение обязанностей, предусмотренных п. 2.3.1 Контракта), предусмотренных Контрактом, Подрядчик выплачивает Государственному Заказчику штраф в размере:
а) 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей.
В связи с изложенным довод жалобы является необоснованным.
Из жалобы следует, что Заказчик не установил в проекте контракта обязанность Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) предоставлять информацию о всех исполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775.
Согласно п. 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно п. 5.2 Документации об Аукционе участник закупки, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% цены контракта
Согласно п. 2.3.2. проекта контракта по требованию Государственного Заказчика Подрядчик обязан предоставить копии договоров с поставщиками дорожно-строительных материалов и конструкций, а также субподрядчиками.
Таким образом, проект контракта устанавливает обязанность Поставщика сообщать о всех субподрядчиках (соисполнителях), в связи с чем довод жалобы является необоснованным.
Из жалобы следует Заказчик в проекте контракта не включил условие о порядке и сроках оплаты работ.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно п. 4.4. Контракта "оплата выполненных работ производится на основании: акта о приемке работ, выполненных в соответствии с Техническим заданием составленной по форме N КС-2, и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 в течение 45 дней с момента подписания указанных документов".
Таким образом, в Проекте контракта Документации об Аукционе указана информация о порядке оплаты товара, работы или услуги, что соответствует ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99 от 04.02.2015) установлены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении при выполнении строительных работ.
Предметом Аукциона не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в связи с чем постановление Правительства N 99 от 04.02.2015 не применяется.
Таким образом, Заказчик, установив требование к участникам закупки в соответствии с Постановление Правительства N 99 от 04.02.2015, допустил нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ряде пунктов Приложения N 1 к документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, так, например:
"Комбинированный противогололедный материал:
- Массовая доля компонента фрикционной части 1, % - 5-95
-Массовая доля компонентов химической части 1,% - 95-5
-Массовая доля влаги1, % не более - 5;
п. Твердый химический ПГМ (в составе комбинированного противогололедного материала):
- Состояние - гранулы, кристаллы
- Массовая доля влаги1, %, не более - 5
- Содержание нерастворимого остатка1вес1.%, не более - 2,5".
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2.3.1. проекта Контракта подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного согласования с Государственным Заказчиком.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Законодательство о контрактной системе не содержит требований о согласовании с Заказчиком заключение договора субподряда.
Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что данное требование нарушает положение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.12.2016 N0360200054016000034-1 на участие в Аукционе было подано две заявки от участников закупки, которые были допущены. На Аукцион вышел один участник и согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2016 N0360200054016000034-3 признан победителем Аукциона.
На основании изложенного, выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, в связи с чем Комиссия Саратовского УФАС России решила предписание о внесении изменений в Документацию об Аукционе не выдавать.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Заказчика ГБУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" при проведении электронного аукциона N 0360200054016000034 "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности Саратовской области. Содержание автомобильных дорог в Аркадакском, Балашовском, Романовском, Ртищевском, Самойловском и Турковском районах" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
О.А. Лобанова |
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
К.О. Грибков |
|
_____________________ (подпись) |
И.И. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 декабря 2016 г. N 647-16/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016