Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 декабря 2016 г. N 44-4573/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБУЗ "Межрайонный Петроградско-Приморский противотуберкулезный диспансер N 3" (далее - Заказчик):
ООО "Транс Миссия" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 27963-ЭП/16 от 09.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на услуги предоставления автотранспорта с водителем (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200119316000058. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 500 352,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, которая не позволяет заполнить заявку в соответствии с потребностью Заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Разделе 3 Части III документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "Если при описании товара (материалов) использованы слова "приблизительно", "~", "около", "примерно", то значение, которое следует после него, включается в диапазон значений, который удовлетворяет требованиям Заказчика, если иное не предусмотрено Техническим заданием.".
Требования к конкретным значениям показателей установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Например, согласно п. 3 Приложения N 2 Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Диаметр разворота автомобиля должен быть около 12-м".
Согласно инструкции Заказчиком также установлено: "Предоставляемые участником электронного аукциона сведения о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в документации об аукционе, не должны сопровождаться словами, словосочетаниями и знаками не позволяющими определить точное значение характеристик товаров, а именно: "должен", "не должен", "должна", "+" (допускается для температурных показателей и показателей отклонений), "-"(допускается для температурных показателей и показателей отклонений), "не должна", "должны", "не должны", "не должно", "должно", "может", "не может", "могут", "не могут", "быть", "будет", "не будет", "будут", "не будут", "эквивалент", "аналог", "примерно", "около", "или", "либо", "допускается", "не допускается", "допускаются", "не допускаются", "допустимо", "не допустимо", "приблизительно", "и/или", "хуже", "не хуже", "типа", "+/-", "~", "не более", "не больше", "","не выше", "не превышает", "менее", "ниже", "<", "до", "не менее", "не ниже", "
", "от", "более", "превышает", ">", "свыше", "больше", "выше", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "возможен", "не возможен", "возможна", "не возможна", "возможно", "не возможно", "возможны", "не возможны" и т.п..".
Следовательно, по показателю "Диаметр разворота автомобиля должен быть около 12-м" участник закупки должен представить конкретное значение показателя, выраженное единственным числовым значением без использования слова "около".
Таким образом, Приложение N 2 к Техническому заданию и инструкция не позволяют определить потребность Заказчика, в том числе, не позволяют определить значение показателя, соответствующее потребностям Заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что положения аукционной документации не позволяют однозначно установить аукционной комиссии Заказчика соответствие первых частей заявок требованиям Заказчика, например, по показателю с использованием слова "около".
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит в части положений инструкции по заполнению заявки в отношении показателей с использованием знака "~". Например, по показателю "Развесовка по осям, %, должна быть : передняя ось ~ 60, задняя ось ~ 40.".
У аукционной комиссии Заказчика отсутствуют правовые основания для отказа в допуске в случае указания в первой части заявки на участие в аукционе, например, показателей "передняя ось 100, задняя ость 0".
Таким образом, в действиях Заказчика выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В жалобе Заявитель указал на неправомерное, по его мнению, установление в документации о закупке, например, следующих положений Части III "Техническое задание":
- Услуги по автотранспортному обслуживанию должны оказываться с использованием автотранспортных средств, принадлежащих Исполнителю.
- Водитель должен иметь гражданство РФ.
- Предоставленные автомобили должны быть не старше 4-х лет.
- Водитель при себе должен иметь талон государственного технического осмотра автомобиля (в соответствии с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения").
- и т.д.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заявителем обжалуются положения документации о закупке, которые предъявлены к исполнителю по контракту.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают, в том числе, из договора.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих позицию Заявителя, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления в Техническом задании требований к исполнению контракта.
Таким образом, в данной части жалоба Заявителя признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 3, 33, 34, 64, 70, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транс Миссия" частично обоснованной в части довода об установлении в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, а также в части довода об установлении в документации о закупке требований к значениям показателей, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 декабря 2016 г. N 44-4573/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2016