Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2016 г. N 44-4665/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Восток-Запад" (далее - Заявитель): в отсутствие представителей:
ГБОУ школа N 482 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 28282-ЭП/16 от 09.12.2016) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку звуковой системы, интерактивной и электронно-вычислительный техники для ГБОУ школа N 482 Выборгского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004616000096) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.10.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004616000096. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 324 336,18 рублей.
В жалобе ООО "Восток-Запад" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0172200004616000096-1 от 02.12.2016 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1) Нарушение пункта 3.1.2 Части I документации об аукционе. В инструкции по заполнению заявки: "в заявке участника аукциона не допускается указание слов и словосочетаний: "должен", "должна", "должно", "должна состоять из", "должен состоять из", "должно состоять из", "должен быть", "должно быть", "должна быть", "должен представлять собой", "должна представлять собой", "должно представлять собой", "обязан", "обязано", "обязана", "необходим", "необходима", "необходимо", "требуемый", "требуемая", "требуемое", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "лучше", "выше", "ниже", "не ниже", "не выше", "меньше", "больше", "от А до В", "свыше", "от", "до", "допустимый", "минимальный", "минимальная", "минимальное", "максимальный", "максимальная", "максимальное", "или", "либо", знаков строгого неравенства, знаков нестрогого неравенства, "не превышает, не превышать", "превышает, превышать", по отношению к характеристикам поставляемых товаров (вышеуказанные слова и словосочетания не являются элементом наименования показателя или значения показателя).". Участник закупки в своем предложении указывает: "Максимальное звуковое давление - 120 дБ", "Максимальное звуковое давление - 122 дБ", "Максимальное звуковое давление - 123 дБ", "Максимальный уровень шума - 27 дБ.
2) Нарушение пункта 7 Части III документации об аукционе. В инструкции по заполнению заявки: "Характеристики товаров со знаком нестрогого неравенства после показателя относятся к показателям, значение которого не может изменяться, что означает указание в первой части заявки точного установленного в документации об аукционе показателя и неизменяемого значения показателя.". Участник закупки по позиции "Ноутбук" изменил значения неизменяемого показателя "Частота процессора 2 Ггц.", указав: "Частота процессора 2 Ггц". Участник закупки по позиции "Проектор" изменил значения неизменяемого показателя "Ресурс работы лампы
6000 ч.", указав: "Ресурс работы лампы: 6000 ч.". 3) Нарушение пункта 7 Части III документации об аукционе. В инструкции по заполнению заявки: "Характеристики товаров со словами "должен", или "должна", или "должно", или "должна состоять из", или "должен состоять из", или "должно состоять из", или "должен быть", или "должно быть", или "должна быть", или "должен представлять собой", или "должна представлять собой", или "должно представлять собой", или "требуемый", или "требуемая", или "требуемое", или "обязан", или "обязана", или "обязано", или "необходим", или "необходима", или "необходимо" после показателя относятся к показателям, значение которого не может изменяться, что означает указание в первой части заявки точного установленного в документации об аукционе показателя и неизменяемого значения показателя. ". Участник закупки по позиции "Документ-камера тип 2" изменил значения неизменяемого показателя "Фокусировка должна быть ручная либо автоматическая", указав: "Фокусировка - автоматическая".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки установлены следующие указания:
"При подготовке предложения участника аукциона по товарам, их качественным и иным характеристикам товаров участником аукциона указываются сведения, соответствующие установленным документацией требованиям к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика с учетом следующих положений: в заявке участника аукциона не допускается указание слов и словосочетаний: "должен", "должна", "должно", "должна состоять из", "должен состоять из", "должно состоять из", "должен быть", "должно быть", "должна быть", "должен представлять собой", "должна представлять собой", "должно представлять собой", "обязан", "обязано", "обязана", "необходим", "необходима", "необходимо", "требуемый", "требуемая", "требуемое", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "лучше", "выше", "ниже", "не ниже", "не выше", "меньше", "больше", "от А до В", "свыше", "от", "до", "допустимый", "минимальный", "минимальная", "минимальное", "максимальный", "максимальная", "максимальное", "или", "либо", знаков строгого неравенства, знаков нестрогого неравенства, "не превышает, не превышать", "превышает, превышать", по отношению к характеристикам поставляемых товаров (вышеуказанные слова и словосочетания не являются элементом наименования показателя или значения показателя). При использовании в документации об аукционе только в отношении показателей, значения которых не может изменяться, слов "не более" или "не менее", или "от А до В", или "от", или "до", знака "-" между двумя числовыми значениями показателя, или слова "или", или слова "менее", или знаков нестрогого или знаков строгого неравенства, или слова "более", вышеуказанные слова или знаки относятся к неизменяемому значению показателя и не должны удаляться участником закупки из состава неизменяемого значения показателя".
В отношении товара по позиции 2 "Громкоговоритель" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Максимальное звуковое давление 125 дБ".
При этом положениями инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрен запрет на использование слова "Максимальное" при указании сведений о характеристиках товара.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по позиции 2 им предложен товар "Громкоговоритель APart" с указанием следующей характеристики "Максимальное звуковое давление 120 дБ" с использованием слова "Максимальное", что противоречит инструкции по заполнению первой части заявки.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Учитывая положения инструкции по заполнению первой части заявки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Уполномоченного органа имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки были установлены следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Положениями документации об аукционе предусмотрены следующие указания:
"_При подготовке предложения участника аукциона по товарам, их качественным и иным характеристикам товаров участником аукциона указываются сведения, соответствующие установленным документацией требованиям к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика с учетом следующих положений: в заявке участника аукциона не допускается указание слов и словосочетаний: "должен", "должна", "должно", "должна состоять из", "должен состоять из", "должно состоять из", "должен быть", "должно быть", "должна быть", "должен представлять собой", "должна представлять собой", "должно представлять собой", "обязан", "обязано", "обязана", "необходим", "необходима", "необходимо", "требуемый", "требуемая", "требуемое", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "лучше", "выше", "ниже", "не ниже", "не выше", "меньше", "больше", "от А до В", "свыше", "от", "до", "допустимый", "минимальный", "минимальная", "минимальное", "максимальный", "максимальная", "максимальное", "или", "либо", знаков строгого неравенства, знаков нестрогого неравенства, "не превышает, не превышать", "превышает, превышать", по отношению к характеристикам поставляемых товаров (вышеуказанные слова и словосочетания не являются элементом наименования показателя или значения показателя). При использовании в документации об аукционе только в отношении показателей, значения которых не может изменяться, слов "не более" или "не менее", или "от А до В", или "от", или "до", знака "-" между двумя числовыми значениями показателя, или слова "или", или слова "менее", или знаков нестрогого или знаков строгого неравенства, или слова "более", вышеуказанные слова или знаки относятся к неизменяемому значению показателя и не должны удаляться участником закупки из состава неизменяемого значения показателя_
_Показатели должны быть указаны участником закупки в первой части заявки в отношении того товара, в отношении которого документацией об аукционе установлены соответствующие показатели. Представление требуемых сведений о товаре участнику электронного аукциона необходимо осуществлять в соответствии с общепринятыми обозначениями и наименованиями в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов и документации об аукционе. Количество и наименования показателей товаров, содержащиеся в первой части заявки, должны соответствовать количеству и наименованиям показателей товара, установленным в документации об аукционе (товары, в отношении которых участник закупки должен указывать показатели, показатели, их наименования в отношении каждого вида товара указаны в разделах 4 и 5 технической части документации об аукционе и обозначены скобками, а также указаны в приложении N 2 к технической части документации об аукционе). Участник закупки не вправе в первой части заявки изменять любым образом, в том числе сокращать, наименования показателей, предусмотренные документацией об аукционе_
_Не указание участником закупки в первой части заявки величин и единиц измерения, если документацией об аукционе установлены требования к величинам и единицам измерения соответствующих показателей товара, и (или) использование величин и единиц измерения, отличных от установленных документацией об аукционе, а также изменение наименований показателей товаров, будет расцениваться аукционной комиссией как несоответствие предоставленной информации требованиям документации об аукционе...".
В отношении товара по позиции 2 "Громкоговоритель" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Максимальное звуковое давление 125 дБ".
Согласно ГОСТ Р 53575-2009 (МЭК 60268-5:2003) "Громкоговорители. Методы электроакустических испытаний" его действие распространяется на распространяется на громкоговорители, применяемые в промышленной, профессиональной и бытовой звукоусилительной аппаратуре всех классов, в том числе на громкоговорители рупорные, пассивные акустические излучающие системы, громкоговорители абонентские, головки громкоговорителей с различными видами преобразования энергии (электродинамические, электромагнитные, пьезоэлектрические), и устанавливает для них методы электроакустических испытаний и измерений, последовательность и объем которых должны оговариваться в технической документации на громкоговоритель конкретного типа. Для приемо-сдаточных испытаний допускается применять автоматические средства измерений, обеспечивающие требования настоящего стандарта к погрешностям измерений.
Согласно п. 3.5.5 государственного стандарта одной из электроакустических характеристик громкоговорителя является среднее звуковое давление (Среднеквадратичное значение звукового давления, развиваемого громкоговорителем в определенном диапазоне частот в заданной точке свободного поля). При этом термин "звуковое давление" является расчётной единицей, применяемой для вычисления той или иной характеристики громкоговорителя. При этом стандартом предусмотрены термины "минимальное звуковое давление" и "максимальное звуковое давление".
Таким образом, звуковое давление может быть, как минимальным, так и максимальным либо средним.
В случае неиспользования слова "Максимальное" в показателе "Максимальное звуковое давление 125 дБ" его смысл приобретает иное значение и не отражает изначальной характеристики, что не позволяет определить действительные потребности Заказчика (не представляется возможным определить будет ли данная характеристика минимальной, максимальной или средней).
Таким образом, положения инструкции указывают участникам закупки видоизменить показатель таким образом, что фактически указываемая участниками закупки характеристика не отражает электроакустических характеристик громкоговорителя и не позволяет определить характеристики предлагаемого к поставке товара.
Данные обстоятельства послужили основаниями для отказа участникам закупки (в том числе, Заявителю) в допуске к участию в электронном аукционе, т.е. ограничили доступ к участию в таком аукционе.
Выявленное нарушение существенно повлияло на результаты закупки, поскольку послужило причиной для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Восток-Запад" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с его выдачей по делу N 44-4655/16.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 декабря 2016 г. N 44-4665/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016