Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2016 г. N 44-4630/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N4" (далее - Заказчик):
ООО "НАРПИТ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 27934/16 от 08.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным на комплексную поставку продуктов питания для нужд СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N4" на 2017 год (номер извещения 0372200121016000052) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200121016000052. Начальная (максимальная) цена контракта 2 116 366,23 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в:
- неверно установленных требованиях к обеспечению конкурсной заявки;
- установление ненадлежащего порядка оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
Частью 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
1. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе.
В свою очередь Заказчиком установлено следующее требование к составу конкурсной заявки:
"Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия".
Таким образом, Заказчиком установлено требование к составу заявки не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в чем усматривается нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 (п. 5 ч. 2 ст. 51) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:
- предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
- в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Положениями конкурсной документации в отношении обжалуемого Заявителем критерия установлено требование о предоставлении:
"Шкала оценки, в соответствии с которой производится начисление баллов:
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для одного наименования пищевого продукта из общего количества наименований пищевых продуктов, в отношении которых заказчиком установлены требования в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик пищевых продуктов - 10 баллов (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для двух наименований пищевых продуктов из общего количества наименований пищевых продуктов, в отношении которых заказчиком установлены требования в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик пищевых продуктов - 25 баллов (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для трех наименований пищевых продуктов из общего количества наименований пищевых продуктов, в отношении которых заказчиком установлены требования в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик пищевых продуктов - 35 баллов (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для четырех наименований пищевых продуктов из общего количества наименований пищевых продуктов, в отношении которых заказчиком установлены требования в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик пищевых продуктов - 50 баллов (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для пяти наименований пищевых продуктов из общего количества наименований пищевых продуктов, в отношении которых заказчиком установлены требования в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик пищевых продуктов - 65 баллов (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для шести наименований пищевых продуктов из общего количества наименований пищевых продуктов, в отношении которых заказчиком установлены требования в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик пищевых продуктов - 75 баллов (Ki);
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для семи наименований пищевых продуктов из общего количества наименований пищевых продуктов, в отношении которых заказчиком установлены требования в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик пищевых продуктов - 90 баллов (Ki).
- предоставление улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик для восьми наименований пищевых продуктов из общего количества наименований пищевых продуктов, в отношении которых заказчиком установлены требования в отношении качественных, функциональных и экологических характеристик пищевых продуктов - 100 баллов (Ki).
Порядок начисления баллов: Количество баллов, присуждаемых по критерию (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi=КЗхKi,
где:
КЗ - коэффициент значимости критерия;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
Участнику закупки при формировании конкурсной заявки необходимо использовать следующий порядок заполнения формы: "Предложение о Качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки"
1.В рамках заполнения формы "Предложение о Качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки", аукционной комиссией заказчика оценивается качественные, функциональные и экологические характеристики поставляемого товара, в рамках исполнения контракта. Заказчиком при описании характеристик товара в отношении показателей установлены минимальные и/или максимальные числовые значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1.1.Под улучшенными характеристиками товара понимаются числовые значения показателей, которые превышают значения определённые заказчиком в конкурсной документации при описании которых используется слово: "не менее", "долж (ен), (-на), (-но), (-ны) быть не менее", "не долж (ен), (-на), (-но), (-ны) быть менее", "долж (ен), (-на), (-но), (-ны) не быть менее" "не ниже"1. 1если словосочетание " не ниже" установлено в отношении сорта в остальных случаях данное словосочетание определяет конкретное значение и изменению не подлежит.
1.2.Под улучшенными характеристиками товара понимаются числовые значения показателей, которые меньше значений определённых заказчиком в конкурсной документации при описании которых используется слово: "не более", "не долж (ен), (-на), (-но), (-ны) превышать", "долж (ен), (-на), (-но), (-ны) быть не более", " не долж (ен), (-на), (-но), (-ны) быть более", "долж (ен), (-на), (-но), (-ны) не быть более", "не выше"2. 2если словосочетание " не выше" установлено в отношении сорта в остальных случаях данное словосочетание определяет конкретное значение и изменению не подлежит.
1.3 В случае если заказчиком установлены словосочетания или слова, такие как: "не менее", "долж (ен), (-на), (-но), (-ны) быть не менее", "не долж (ен), (-на), (-но), (-ны) быть менее", "долж (ен), (-на), (-но), (-ны) не быть менее", "не более", "не долж (ен), (-на), (-но), (-ны) превышать", "долж (ен), (-на), (-но), (-ны) быть не более", " не долж (ен), (-на), (-но), (-ны) быть более", "долж (ен), (-на), (-но), (-ны) не быть более", после которых заказчиком установлено двоеточие ":", данное описание свидетельствует о том, что данные словосочетания или слова установлены в отношении каждого уточняющего значения показателя, и определяют его числовое значение. При предоставлении сведений участник должен руководствоваться пунктами 1.1 и 1.2 порядка заполнения формы.
2. В случае если заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться и при описании которых заказчиком указаны слова "долж (ен), (-на), (-но), (-ны), быть", ,"необходим (о), (-а) " , " нужн (о), (-а)", "требуется" и производных однокоренных слов, указывает на безусловность исполнения данного требования, в части наличия установленного показателя. При описании значений показателя с использованием слов: "должен быть", "должно быть", "необходимо", "нужно", "требуется" и производных однокоренных слов, наличие данного показателя должно быть конкретизировано участником конкурса и представлено без использования данных слов и словосочетаний, или данные слова и словосочетания при описании показателя(-ей) заменены на слово "будет". Во всех иных случаях требования к показателям позиций товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям, установленными заказчиком в конкурсной документации". То есть описательная часть сведений, представляемых участником конкурса, должна полностью соответствовать установленным заказчиком требованиям, за исключения случаев, установленных в пункте 1 и 2 порядка заполнения формы.
Примечание:
Сведение об улучшенных качественных и экологических характеристиках в отношении одной позиции товара считаются представленными, если в отношении каждого из показателей установленного в отношении позиции товара, представлены улучшенные характеристики в соответствии с условиями предоставления сведений, изложенными в пункте 1-2 инструкции. (В случае если по одному из показателей, определённой позиции товара улучшенные качественные, функциональные и экологические характеристики не указаны ( не определены. что они являются улучшенными), сведения в отношении данной позиции товара приравниваются к не представленным.)
При предоставлении сведений, которые не соответствуют инструкции по заполнению формы "Предложение о Качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки", данные сведения приравниваются к непредставленным и баллы по данному показателю не начисляются.
В случае если участником конкурса при заполнении формы "Предложение о Качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки" улучшенные качественные, функциональные и экологические характеристики товара не представлены ни по одному наименованию товара баллы по данному показателю не начисляются.
*- Предоставление сведений о товарном знаке, фирменном наименовании, является рекомендуемым и в соответствии с законом о контрактной системе не носит обязательно характера. Предоставление данных сведений, служит для возможности чёткой идентификации товара и сличения значений показателей товара установленных производителем, со сведениями представленными участником конкурса.
Форма представляется на бумажном носителе. Форма подписывается участником по собственному усмотрению. Неподписание участником формы не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе
Примечание:
Участник размещения закупки может подтвердить содержащиеся в данной форме сведения, приложив к ней любые необходимые, по его усмотрению, документы. Непредоставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе".
Таким образом, предоставление документов для оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (показатель "качество товаров (качество работ, качество услуг)" не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе
Вопреки доводам Заявителя конкурсная документация содержит указания о том какие показатели являются улучшенными, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Доводы жалобы о ненадлежащем порядке оценки основаны на непонимании Заявителем положений конкурсной документации. Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запроса на разъяснения конкурсной документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 51, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НАРПИТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2016 г. N 44-4630/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016