Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2016 г. N 44-4675/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Родильный дом N 9" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "СК "Фаворит" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28360-ЭП/16 от 13.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на Оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, их конструктивных элементов и инженерных систем в СПБ ГБУЗ "Родильный дом N9" в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 01.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200262816000093. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 669 651,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
1. Заявитель в жалобе указал на установление срока окончания подачи заявок на участие в аукционе и срока окончания предоставления разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на установление даты срока окончания подачи заявок на участие в аукционе на выходной день, что является нарушением законодательства о контрактной системе, по мнению Заявителя.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении закупки и документации о закупке дата и время начала подачи заявок: 01.12.2016 в 16:46.
Согласно извещению о проведении закупки и документации о закупке дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе: 16.12.2016 в 17:00.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, законодательством о контрактной системе не установлен порядок определения срока окончания подачи заявок, исчисляемый рабочими днями.
Следовательно, Заказчиком установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Части II (подпункт 2.2. части I) документации о закупке дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 01 декабря 2016 года; дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 14 декабря 2016 года.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе. Датой окончания предоставления разъяснений положений документации о закупке в рассматриваемом случае является 15 декабря 2016 года.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия УФАС отмечает, что довод Заявителя о том, что датой окончания предоставления разъяснений положений документации о закупке является 19 декабря 2016 года, не соответствует положениям законодательства о контрактной системе.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товарам, а также нестандартных показателей.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 45 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Мат: из минеральной ваты без синтетического связующего без обкладки или из минеральной ваты на синтетическом связующем без обкладки. Прошивка мата: сплошными швами в продольном направлении или сплошными швами в поперечном направлении. Содержание в мате органических веществ: не более 1,8 % по массе. Плотность мата: 105 и более 60 кг/м3 . Теплопроводность при температуре +10 °С: не более 0,037 Вт/(мК). Теплопроводность при температуре +25°С: не более 0,039 Вт/(мК). Влажность мата: менее 1 % по массе. Сжимаемость мата: не более 30 %. Упругость мата: не менее 90 %. Паропроницаемость мата: не более 0,042 и не менее 0,038 мг/(мчПа). Предельная температура применения мата: не ниже 450 °С.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 21880-2011 (Часть III документации о закупке).
Согласно Таблице 1 ГОСТ 21880-2011 установлены предельные температуры применения матов:
|
|
|
Вид обкладки |
Обозначение обкладки |
Предельная температура применения матов, °С |
Обкладка отсутствует |
- |
700 |
Примечания
1 Предельная температура применения матов, содержащих органические вещества, не должна превышать 450 °С.
2 По согласованию с заказчиком (потребителем) могут применяться другие виды обкладок, при этом предельная температура применения матов должна соответствовать температуре применения материала обкладки. |
Таким образом, согласно примечанию к Таблице 1 ГОСТ 21880-2011, требование о соответствии которому установлено Заказчиком в документации о закупке, и положениям документации о закупке участник закупки может указать единственное значение предельной температуры применения матов - 450°С.
Следовательно, Заказчиком установлено необъективное описание объекта закупки, так как согласно требованиям Заказчика участник вправе указать любое значение превышающее 450 °С, что не будет соответствовать ГОСТ 21880-2011, а также установлен нестандартный показатель, который не соответствует примечанию к Таблице 1 ГОСТ 21880-2011.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 4.5.1 ГОСТ 21880-2011 маты должны иметь четкую маркировку, нанесенную на этикетку, прикрепленную к упакованному месту, или непосредственно на упаковку.
Маркировка должна содержать:
- наименование изделия и его условное обозначение;
- наименование и адрес предприятия-изготовителя;
- дату изготовления;
- номинальные размеры;
- вид обкладки;
- группу горючести;
- количество изделий в упаковке (транспортном пакете), шт. или м3;
- обозначение настоящего стандарта.
Согласно п. 6.1 ГОСТ 21880-2011 приемку матов проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 26281 и настоящего стандарта.
Например, согласно п.п. 6.4, 6.5 при периодическом контроле определяют: упругость, разрывную нагрузку и теплопроводность при температуре 10 °С, 25 °С, 125 °С и 300 °С - не реже одного раза в полугодие, а также при каждом изменении сырья и/или технологии производства. Теплопроводность при условиях эксплуатации А и Б и паропроницаемость определяют при постановке продукции на производство и при каждом изменении сырья и/или технологии производства.
Согласно п. 2 ГОСТ 26281-84 материалы и изделия должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на материалы и изделия конкретного вида. Приемку проводят партиями.
Каждую принятую отделом технического контроля партию продукции оформляют документом о качестве, содержащим:
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
наименование продукции;
марку (тип, вид) продукции;
номер партии;
дату изготовления;
количество продукции в партии (шт., м3);
результаты испытаний;
обозначение нормативно-технической документации на продукцию.
Таким образом, согласно ГОСТ 21880-2011 и ГОСТ 26281-84, установленные Заказчиком требования к товарам, определяются по результатам испытаний, указываются в документе о качестве товара и определяются для каждой конкретной партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.12.2016 N0372200262816000093-1 доводы жалобы Заявителя не являются основаниями для отказа в допуске участникам закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Фаворит" частично обоснованной в части доводов жалобы об установлении в документации необъективного описания объекта закупки, нестандартного показателя, избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 65, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2016 г. N 44-4675/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016