Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2016 г. N 44-4680/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Центральный государственный архив Санкт-Петербург" (далее - Заказчик):
ООО "Централизованные противопожарные услуги" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 28541-ЭП/16 от 13.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) в зданиях ЦГА СПб, расположенных по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Антонова-Овсеенко, д. 1, корп. 1, литера А, Варфоломеевская ул., д. 15 и д. 15 А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200080916000019. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 656 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке описание объекта закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе, отсутствие в документации о закупке положений по организации условий труда работников исполнителя, объединение в один лот услуг лицензируемых и не подлежащих лицензированию.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Техническому заданию документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к оказанию услуг: "В зданиях Заказчика, специалист или специалисты Исполнителя должны находиться на объекте:
- ежедневно, кроме выходных и праздничных дней;
- по рабочим дням с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00 (8 рабочих часов), по пятницам и предпраздничным дням с 9.00 до 17.00 (7 рабочих часов);
- по рабочим дням после 18.00 (по пятницам после 17.00), а также в выходные и праздничные дни персонал Исполнителя должен прибыть по вызову Заказчика для ликвидации неисправностей в течение 2 (Двух) часов;
- Исполнитель также предоставляет дежурного специалиста или специалистов (квалификация не ниже инженера 2-ой категории) для круглосуточного наблюдения и эксплуатации КСОБ. Начало дежурства специалиста или специалистов по эксплуатации 01 января 2017 года в 00 ч 00 мин 00 сек. Специалист или специалисты Исполнителя работают круглосуточно и ежедневно, включая выходные и праздничные дни.".
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в документации о закупке не обоснована необходимость наличия вышеуказанных требований к оказанию услуг исполнителем.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заявителем обжалуются положения документации о закупке, которые предъявлены к исполнителю по контракту.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают, в том числе, из договора.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих позицию Заявителя, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления в Техническом задании требований к исполнению контракта.
Кроме того, например, согласно РД 009-01-96, требование об оказании услуг в соответствии с которым установлено Заказчиком в документации о закупке, пункт 3.2.15 содержит следующее указание: "На диспетчерском пункте (объекте) должен находиться круглосуточно дежурный персонал в количестве не менее 2 человек.".
Довод Заявителя о неправомерном отсутствии в документации о закупке обоснования необходимости включения вышеуказанных требований к оказанию услуг не соответствует законодательству о контрактной системе. Законодательством о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по указанию в документации обоснования необходимости предъявления требований к порядку оказания услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 13 Закона о контрактной системе функций и полномочий.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком проводится закупка в соответствии с собственной потребностью, определенной Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, на основании доведенных до Заказчика лимитов финансирования бюджетных средств.
Таким образом, в части установления в документации о закупке требований к оказанию услуг, оспариваемых Заявителем, жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, объединение в один лот требований к оказанию услуг подлежащих и не подлежащих лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, в соответствии с законодательством о контрактной системе в случае, если услуги, являющиеся предметом контракта, подлежат лицензированию, Заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии.
Законодательством о контрактной системе и законодательством о защите конкуренции не установлены ограничения по объединению в один лот услуг, подлежащих лицензированию и не подлежащих лицензированию, кроме случаев, если такие услуги являются технологически и функционально не связанными между собой.
Вместе с тем, жалоба Заявителя не содержит доводов, а Заявителем не представлены на заседание Комиссии УФАС документы, подтверждающие наличие в предмете закупки услуг технологически и функционально не связанных между собой.
Таким образом, жалоба Заявителя признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 3, 8, 13, 31, 33, 34, 70, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Централизованные противопожарные услуги" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2016 г. N 44-4680/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016