Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 декабря 2016 г. N 44-4688/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "СМУ N 77" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 27954-ЭП/16 от 09.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и благоустройству территорий общего пользования Московского района Санкт-Петербурга в границах кадастровых кварталов NN7553, 7556, 7557, 7567, 7664, 7687, 7688, 7701 Г, 7702, 7703, 7704, 7723В (извещение N 0172200000416000127) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 23.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000416000127. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 255 406,00 рублей.
В жалобе ООО "СМУ 77" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- непредоставлении разъяснений положений документации об аукционе;
- отсутствии надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В адрес Заказчика поступил запрос на разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
"Уважаемый Заказчик!
1. В Раздел 5. ЧАСТЬ III ТЗ "Порядок (инструкция) заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в электронном аукционе" УКАЗАНО: "При наличии в Техническом задании требований к товару, не представленному в Приложении N7 к Техническому заданию, участник закупки также обязан указать конкретные характеристики такого товара в первой части заявки на участие в аукционе".
Во избежание отклонения заявки по не предоставлению сведений просьба в ответе на запрос дать четкий, конкретный и полный перечень товаров, характеристики к которым необходимо в обязательном порядке указать в первой части заявок (соответственно помимо товаров, перечисленных в Приложении N7).
2. В Раздел 5. ЧАСТЬ III ТЗ "Порядок (инструкция) заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в электронном аукционе" УКАЗАНО: "При наличии в Техническом задании требований к товару, не представленному в Приложении N7 к Техническому заданию, участник закупки также обязан указать конкретные характеристики такого товара в первой части заявки на участие в аукционе".
Также просьба пояснить какие именно характеристики товаров будут считаться полными и максимально описывающими функциональные и качественные свойства товара, так как паспорта качества на продукцию, а также сертификаты и сами государственные стандарты содержат множество характеристик.
3. По п.2 Раздела 2 указано: "Все используемые Подрядчиком при производстве работ материалы (изделия и оборудование) должны быть высококачественными, соответствовать принятым проектным решениям, действующим ГОСТам и техническим условиям, а также должны быть предназначены для применения в дорожном строительстве и коммунальном хозяйстве. Для устройства верхнего слоя покрытия должна использоваться асфальтобетонная смесь типа Г и Б марки I, при устройстве оснований - гранитный щебень. Устройство прослойки производить с использованием геотекстиля плотностью не менее 200 г/м2. Опорные кольца должны быть изготовлены из бетона марки не менее М200. Обеспыливание покрытия должно производиться битумной эмульсией ЭБК-1. При выполнении работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику технические паспорта, сертификаты соответствия качества или иные документы, удостоверяющие качество используемых Подрядчиком материалов (изделий и оборудования). Показатели эквивалентности материалов, используемых при выполнении работ, установлены в приложении N7 к Техническому заданию.".
Правильно ли мы понимаем, что данные характеристики товаров необходимо внести в первую часть заявки?
4. По п.2 Раздела 2 указано: "Все используемые Подрядчиком при производстве работ материалы (изделия и оборудование) должны быть высококачественными, соответствовать принятым проектным решениям, действующим ГОСТам и техническим условиям, а также должны быть предназначены для применения в дорожном строительстве и коммунальном хозяйстве. Для устройства верхнего слоя покрытия должна использоваться асфальтобетонная смесь типа Г и Б марки I, при устройстве оснований - гранитный щебень. Устройство прослойки производить с использованием геотекстиля плотностью не менее 200 г/м2. Опорные кольца должны быть изготовлены из бетона марки не менее М200. Обеспыливание покрытия должно производиться битумной эмульсией ЭБК-1. При выполнении работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику технические паспорта, сертификаты соответствия качества или иные документы, удостоверяющие качество используемых Подрядчиком материалов (изделий и оборудования). Показатели эквивалентности материалов, используемых при выполнении работ, установлены в приложении N7 к Техническому заданию".
Правильно ли мы понимаем, что данные товары (асфальтобетонная смесь, гранитный щебень, битумная эмульсия ЭБК-1, геотекстиль) являются дополняющими к тем, что указаны в Приложении N7? (так как щебень в Приложении N7 не гранитный, а битумной эмульсии вообще нет)
5. По п.2 Раздела 2 указано: "Все используемые Подрядчиком при производстве работ материалы (изделия и оборудование) должны быть высококачественными, соответствовать принятым проектным решениям, действующим ГОСТам и техническим условиям, а также должны быть предназначены для применения в дорожном строительстве и коммунальном хозяйстве. Для устройства верхнего слоя покрытия должна использоваться асфальтобетонная смесь типа Г и Б марки I, при устройстве оснований - гранитный щебень. Устройство прослойки производить с использованием геотекстиля плотностью не менее 200 г/м2. Опорные кольца должны быть изготовлены из бетона марки не менее М200. Обеспыливание покрытия должно производиться битумной эмульсией ЭБК-1. При выполнении работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику технические паспорта, сертификаты соответствия качества или иные документы, удостоверяющие качество используемых Подрядчиком материалов (изделий и оборудования). Показатели эквивалентности материалов, используемых при выполнении работ, установлены в приложении N7 к Техническому заданию".
Просьба пояснить какие именно характеристики товаров Заказчик хочет видеть в составе первой части заявок, так как паспорта качества на продукцию, а также сертификаты и сами государственные стандарты содержат множество характеристик.
6. Необходимо ли вносить в первую часть заявки пояснения, данные Заказчиком по каждому ГОСТ? :
"-ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" - на природные пески и смеси природных песков и песков из отсевов дробления, предназначенные для применения в качестве заполнителей тяжёлых, лёгких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и оснований взлётно-посадочных полос и перронов аэродромов, обочин дорог, производства кровельных и керамических материалов, рекультивации, благоустройства и планировки территорий и других видов строительных работ;
- ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" - на щебень и гравий из горных пород, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ;"
7. По п. Инструкции по заполнению заявок указано: "Для показателей, определяемых диапазоном значений, участник размещения заказа указывает в своей заявке диапазон значений, предложенный Заказчиком".
Иных указаний по диапазонам в документации нет.
Просьба пояснить в заявке участник указывает "диапазон значений, предложенный Заказчиком" или же можно менять значения? Каким образом? Включая крайние границы или нет? Диапазон уже/шире/более/менее?
8. В разделе 5 ЧАСТЬ III УКАЗАНО: "Участнику размещения заказа следует внимательно изучить техническое задание (и приложения к нему) и при подготовке своей заявки, предлагая товары, указывать конкретные значения показателей. Сведения, содержащиеся в заявке участника, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов: "не менее", "не более", "менее", "более", "или", "должен быть" и их производные".
Техническое задание содержит ряд таких требований как: "В зависимости от погодных условий указанные периоды могут быть сокращены или продлены;
Допускается хранение скошенной травы на газонах не более 3-х суток;
Поливка внутриквартальных территорий в жаркую погоду производится при температуре 25 градусов Цельсия и выше с интервалом не более шести часов;
Зимняя уборка должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное перемещение транспортных средств и пешеходов по территории вне зависимости от погодных условий, а также поддержание чистоты и порядка на территориях;
Уборка лотковой зоны в зимнее время предусматривает очистку верха бордюрного камня и дорожного покрытия от него в сторону снежного вала на расстоянии не менее 0,5 м".
Просьба пояснить необходимо ли данную информацию включать в первую часть заявки?
Если да, то каким образом предоставлять данные сведения, которые заранее не известны (например, сокращены или продлены будут работы)?
9. Согласно сложившейся практике, решениям и разъяснениям ФАС, все государственные стандарты необходимо давать ссылкой на тот пункт к которому они относятся и какой пункт требований регламентируют. Если товары, указанные в Приложении N7 и остальные товары, которые мы просим Вас нам написать, должны соответствовать ГОСТ, то просьба также написать какой товар к какому ГОСТ относится.
10. Правильно ли мы понимаем, что в своей заявке мы должны указать технические характеристики асфальтобетонная смесь, гранитный щебень, битумная эмульсия ЭБК-1, геотекстиль?
11. Если данные товары из п.10 запроса необходимо указывать, то достаточно ли будет указать, например, "гранитный щебень соответствует ГОСТ 8267-93"?
12. Будет ли поводом для отклонения заявки указание товаров и их технических характеристик только в соответствии с Приложением N7?".
Установлено, что 08.12.2016 в 10 часов 27 минуты Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены разъяснения по вышеуказанному запросу:
"В соответствии с разделом Б, пункта 1 части 3 статьи 66 44-ФЗ участнику необходимо указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В Части 3 Технического задания указаны исчерпывающие данные и инструкции для заполнения первой части заявки. Также, обращаем внимание на то, что все предоставляемые участником значения показателей должны соответствовать техническими данными производителя".
Данные разъяснения не раскрывают сути запроса и носят формальный характер, при этом Заказчик фактически уклоняется от предоставления разъяснений положений документации, следовательно, в его действиях усматривается нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на отсутствие в документации надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Доводы жалобы об отсутствии в инструкции по предоставлению сведений о значениях показателей, выраженных в виде диапазонов признаны Комиссией УФАС необоснованными.
Положениями документации об аукционе установлены следующие указания по заполнению первой части заявки:
"Участник размещения заказа должен указать конкретное значение показателя, находящееся в пределах установленных Заказчиком значений - от минимального значения включительно до максимального значения включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение, то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение, то не более максимального). В случае если Заказчиком установлены варианты значений показателя, участник размещения заказа указывает в своей заявке конкретное значение, соответствующее одному из предложенных Заказчиком вариантов. Для показателей, определяемых диапазоном значений, участник размещения заказа указывает в своей заявке диапазон значений, предложенный Заказчиком. При наличии в Техническом задании требований к товару, не представленному в Приложении N7 к Техническому заданию, участник закупки также обязан указать конкретные характеристики такого товара в первой части заявки на участие в аукционе. В случае если Заказчиком установлено конкретное значение показателя, участник размещения заказа в своей заявке указывает данное значение показателя".
При этом инструкция не содержит указаний и отсылок, какие требования к конкретным показателям товаров (в том числе, ссылки на сами товары) необходимо представить участникам закупки кроме сведений, установленных в Приложении N 7 "Показатели эквивалентности материалов, используемых при выполнении работ" к Техническому заданию.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в данной части документация не содержит надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а данные доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленные нарушения повлияли на результаты закупки, поскольку послужили основанием для отказа участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 2, в допуске к участию в электронном аукционе, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ 77" обоснованной в части доводов о непредоставлении разъяснений положений документации об аукционе и отсутствии надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 декабря 2016 г. N 44-4688/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016