Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 декабря 2016 г. N рз-1537-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - Потапов А.В.,
от ООО "Сфера" - Хрулева С.А.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Сфера" на действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100017616000378 "Выполнение работ по замене лифтов и лифтового оборудования для нужд детский санаторий имени Н.К. Крупской ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Железноводске".
По мнению заявителя жалобы, документация не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "Сфера" - установлено:
1). В позиции "Бетон тяжелый" установлено следующее требование: Минимальная марка морозостойкости бетона - F50. Однако в ГОСТ на бетон внесены изменения и такой марки по морозостойкости как "F50" не существует. Изменения государственного стандарта вступили в силу с 1 сентября 2016 года, а дата размещения аукциона 17.11.2016, соответственно заказчик должен был составлять техническое задание с учетом действующих стандартов. И требуя несуществующую марку по морозостойкости, заказчик противоречит действующему Государственному стандарту, что является нарушением ст. 33 Закона N44-ФЗ.
2) В позиции "Горячекатаная арматурная сталь". Заказчик устанавливает требование к химическому составу:
"Химический состав стали по плавочному анализу ковшовой пробы должен соответствовать нормам: массовая доля азота в стали должна быть не более 0,013%; массовая доля углерода (в процентах) должна быть не более ноль целых двадцать две сотых; массовая доля марганца (в процентах) должна быть не менее ноль целых сорок сотых - не более ноль целых шестьдесят пять сотых; массовая доля кремния (в процентах) должна быть не менее ноль целых пять сотых - не более ноль целых тридцать сотых(при раскислении полуспокойной стали алюминием, титаном или другими раскислителями, не содержащими кремний, а также несколькими раскислителями (ферросилицием и алюминием, ферросилицием и титаном и др.) массовая доля кремния в стали допускается менее 0,05%);массовая доля хрома в стали должна быть не более 0,30%; массовая доля никеля в стали должна быть не более 0,30%; массовая доля меди в стали должна быть не более 0,30%.".
Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент, когда подается заявка. В следствии чего участник не всегда может знать химический состав товара, которого нет в наличии. Таким образом, просим считать данное требование не законным.
3). В позиции "Олифа" заказчик устанавливает излишние требования к льняному маслу из которого производится олифа:
Значения данных показателей возможно определить только имея товар в наличии и проведя замеры в лабораторных условиях, а в данном случае значения требуемых показателей возможно узнать только являясь производителем данного товара, что противоречит 44-ФЗ, который не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент, когда подается заявка.
4). В позиции "Сталь оцинкованная листовая". Заказчик устанавливает требование к химическому составу:
"Требования к химическому составу стали по ковшевой пробе: массовая доля углерода (%) должна быть в пределах от нуля целых пяти сотых до нуля целых двенадцати сотых; массовая доля хрома (%) не должна превышать ноль целых десять сотых; массовая доля марганца (%) должна быть от ноль целых тридцать пять сотых до ноль целых шестьдесят пять сотых; массовая доля кремния (%) должна быть от ноль целых пять сотых до ноль целых тридцать семь сотых; массовая доля серы в стали должна быть не более ноль целых четыре сотых процента, фосфора - не более ноль целых тридцать пять тысячных процента; остаточная массовая доля никеля в стали не должна превышать ноль целых тридцать сотых процента".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
5). В позиции "Краска для внутренних работ". Требуется:
Температура +5 С +30с
Заказчиком указана нестандартная единица измерения, так как: температура измеряется в "°C", но никак не "C", как установлено в требовании заказчика.
В инструкции заказчика указанно следующее:
"Все значения размеров товаров (материалов), предельных отклонений размеров товаров (материалов), указанные заказчиком без сопровождения единиц измерения, следует читать в мм, показатели температуры в градусах Цельсия". Но здесь расписан случай при отсутствии единиц измерения, и по этому данное правило не может распространяться на данную ошибку заказчика.
6). В позиции "Раствор готовый кладочный цементный марки М150". Заказчик устанавливает требования:
Участнику остается только гадать, что именно требуется заказчиком. Данный показатель является нестандартным, ну или заказчиком преднамеренно ухудшено качество технического задания, что противоречит 44-ФЗ.
7). В позиции "Олифа". Заказчик устанавливает требования:
"_Для изготовления натуральной олифы должно применятся: масло льняное по ГОСТ 5791-81 или масло конопляное по ГОСТ 8989-73 с содержанием фосфорсодержащих веществ не более 0,026% в пересчете P202 _".
Но не существует такого химического вещества как P202.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителя жалобы ООО "Сфера" обоснованны.
Таким образом, в действиях заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА установлены нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сфера" на действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100017616000378 "Выполнение работ по замене лифтов и лифтового оборудования для нужд детский санаторий имени Н.К. Крупской ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Железноводске" - обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА не соответствующими требованиям пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Карпель
Заказчик:
ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России 357600, Ставропольский край, Ессентуки г, УЛ Советская, 24
Заявитель:
ООО "Сфера"
355000, г. Ставрополь, ул. Голенева, д. 21, офис 116
ПРЕДПИСАНИЕ N 506
по делу N РЗ-1537-2016 о нарушении законодательства о закупках
15.12.2016 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
На основании своего Решения от 15.12.2016 года по делу N РЗ-1537-2016, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Сфера" на действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100017616000378 "Выполнение работ по замене лифтов и лифтового оборудования для нужд детский санаторий имени Н.К. Крупской ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Железноводске", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА, устранить нарушения требований пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ, в связи с чем:
1. Протоколы составленные в ходе закупки - отменить;
2. Документацию об аукционе в электронной форме N 0321100017616000378 привести в соответствие с требованиями Закона о закупках с учетом доводов указанных в решении.
3. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - АО "ЕЭТП":
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок заказчику - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0321100017616000378.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 декабря 2016 г. N рз-1537-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016