Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 декабря 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 14.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач (N закупки 0128300004516000068), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - администрации города Киржач Киржачского района Владимирской области.
Заявитель, уведомленный надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач. (N закупки 0128300004516000068).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной документацией, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об электронном аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Для расчета даты окончания срока запроса разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока запроса участникам такого аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе. Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен.
При этом заказчик, согласно пункту 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Согласно информации Официального сайта, дата окончания срока подачи заявок на участие в данном электронном аукционе - 08.12.2016.
Однако пункт 34 информационной карты при этом устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений - 02.12.2016.
Таким образом, заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений и нарушил положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчиком в пункте 3.7 проекта контракта указано, что заказчик обязуется оплатить выполненную работу в течение 2017 года. Расчеты за выполненные работы в рамках настоящего контракта осуществляются заказчиком ежемесячно, на основании предъявленных подрядчиком и принятых заказчиком актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 за отчетный период, счета, счета- фактуры в пределах объема финансирования".
Налоговым законодательством установлен специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, применение которой организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Также организации, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 169 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Кроме того, на основании пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие УСНО, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
Согласно статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому счет-фактуру "упрощенец" выставлять не должен, что и подтверждает Минфин. Тем более, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, установление заказчиком данного условия неправомерно.
Также в пункте 4.2 проекта контракта содержится следующее условие: обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику до заключения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 5040000 (пять миллионов сорок тысяч) рублей 00 копеек (30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно пункту 4.3 проекта контракта, если при проведении аукциона подрядчиком предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 5.2 настоящего контракта, что составляет 7560000 (семь миллионов пятьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек, или информации, подтверждающей добросовестность исполнителя на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Законодательством о контрактной системе в сфере закупок предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Начальная (максимальная) цена контракта по данному электронному аукциону составляет более 15 миллионов рублей, но при этом заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, заказчиком нарушены положения статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель заказчика по доводам жалобы заявителя пояснил следующее.
По мнению заказчика указанные заявителем нарушения являются малозначительными, поскольку никоим образом не ограничивают права участников закупки. Условия, указанные в пункте 3.7 и 4.3 проекта контракта не ограничивают право желающих участвовать в данном электронном аукционе.
Дата окончания срока предоставления разъяснений аукционной документации - 02.12.2016 заказчиком установлена ошибочно.
Кроме того согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако обращений на разъяснение положений документации не поступало и тем самым, не было отказа заказчика на дачу разъяснений, ссылаясь на закончившийся ошибочно установленный срок.
В настоящее время победителем электронного аукциона подписан контракт и предоставлено обеспечение исполнения контракта в размере 5040000,00 рублей.
Таким образом, заказчик не имел намерения ограничить круг участников закупки.
Допущенные нарушения не повлекли за собой каких-либо последствий.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
На основании пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В аукционной документации установлена дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.12.2016.
Вместе с тем, пунктом 34 информационной карты аукционной документации установлена дата окончания предоставления разъяснений: 02.12.2016.
Следовательно, заказчиком сокращен срок окончания предоставления разъяснений документации об электронном аукционе.
Таким образом, действия заказчика не соответствуют части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в материалах дела отсутствует информация, подтверждающая, что из-за данного сокращения срока предоставления разъяснений положений аукционной документации, какой-либо участник закупки не смог направить указанный запрос.
Тем самым, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На основании пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - оффшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 3.7 проекта контракта установлено, что заказчик обязуется оплатить выполненную работу в течение 2017 года. Расчеты за выполненные работы в рамках настоящего контракта осуществляются заказчиком ежемесячно, на основании предъявленных подрядчиком и принятых заказчиком актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 за отчетный период, счета, счета-фактуры в пределах объема финансирования".
Согласно части 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж: при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и не должны выставлять счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость.
Комиссия установила, что данные условия заказчиком не отображены в проекте контракте.
Вместе с тем, согласно информации, представленной заказчиком, рассматриваемый контракт подписан со стороны победителя электронного аукциона. Таким образом, данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В пункте 4.3 проекта контракта установлено, что если при проведении аукциона подрядчиком предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 5.2 настоящего контракта, что составляет 7560000 (семь миллионов пятьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек, или информации, подтверждающей добросовестность исполнителя на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 16800000,00 рублей.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлена возможность при снижении участником закупки цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, при заключении государственного контракта предоставить информацию подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с которым заключается контракт.
Указанные действия заказчика нарушают часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в данном аукционе подана одна заявка от участника закупки. Также, на момент рассмотрения жалобы заявителя на заседании Комиссии отсутствуют сведения о возникновении обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В виду того, что установленные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении данных нарушений не выдается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на содержание автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач (N закупки 0128300004516000068) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 11 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34, части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в виду того, что установленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2016