Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 декабря 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 15.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Почтовый сервис" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг почтовой связи для нужд Владимирской таможни (закупка N 0328100007016000073), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - Владимирской таможни (далее - заказчик) <_>, <_>, <_>.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Почтовый сервис" (далее - ООО "Почтовый сервис", Общество, заявитель), надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N 04/6111-звм от 12.12.2016), явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
08.12.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Почтовый сервис" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг почтовой связи для нужд Владимирской таможни (закупка N 0328100007016000073).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
01 декабря 2016 года Владимирской таможней опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0328100007016000073 на оказание услуг почтовой связи, а также размещена аукционная документация.
По мнению заявителя, извещение и документация об электронном аукционе N 0328100007016000073 содержат нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок. А именно:
Пунктом 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены единые требования к участникам закупки, перечень которых является закрытым. В пункте 6 указанной статьи предусмотрен запрет заказчикам устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований 44-ФЗ. Однако, в нарушение данной нормы, при размещении закупки заказчиком в Техническом задании фактически установлены дополнительные требования к участникам закупки - наличие у исполнителя франкировальной машины и действующего договора с ФГУП "Почта России" (филиалом) на предоставление услуг, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, которые в соответствии с действующим законодательством не являются обязательными требованиями к оператором почтовой связи при оказании услуг почтовой связи.
Согласно извещению, техническому заданию и проекту контракта объект закупки составляют услуги почтовой связи, которые делятся на 2 вида:
- прием, обработка, пересылка и доставка (вручение) всех видов почтовых отправлений (простая и заказная письменная корреспонденция, бандероли, посылки и др.) заказчика.
- пересылка простой и заказной письменной корреспонденции заказчика со знаками почтовой оплаты, нанесенными франкировальной машиной исполнителя, на всей территории Российской Федерации и за её пределы.
Данные услуги не разделены на лоты, то есть победитель аукциона должен будет оказывать оба вида услуг. В связи с тем, что оттиски франкировальных машин принимаются в качестве оплаты почтовых услуг только организациями федеральной почтовой связи, почтовые услуги второго вида могут быть оказаны только одним оператором почтовой связи - ФГУП "Почта России", что нарушает права иных операторов почтовой связи.
Кроме того, в Приложении N 4 к проекту контракта в перечне услуг указаны также "Ввод информации об авансовых платежах в регистр (счетчик) франкировальной машины" и "Франкирование партионной простой и заказной письменной корреспонденции (за одно отправление)", которые не являются по своей сути услугами почтовой связи, то есть должны закупаться отдельно.
В качестве места оказания услуги в извещении указано "Российская Федерация". Однако Техническим заданием (п.2) предусмотрено оказание услуг за пределами Российской Федерации, а в приложении N 4 к проекту контракта в перечне услуг, подлежащих оказанию, указана пересылка международных писем (п.8-11), то есть место оказания услуг, по мнению заявителя, указано неверно.
Заявитель считает, что аукционная документация подготовлена таким образом, что участником закупки может быть только один оператор почтовой связи - ФГУП "Почта России".
В частности, Приложение N2 к проекту контракта устанавливает форму Списка внутренних почтовых отправлений, которая полностью совпадает со списком ф.103, который используется только одним оператором связи - ФГУП "Почта России".
Таким образом, по мнению заявителя, проведение закупки N 0328100007016000073 может привести к ограничению количества участников закупки и недопущению операторов почтовой связи к участию в закупке, предметом которой является оказание услуг почтовой связи.
Представители заказчика - Владимирской таможни пояснили следующее.
Согласно предмету государственного контракта, заказчику необходима услуга по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции со знаками почтовой оплаты, нанесенными франкировальной машиной исполнителя, на всей территории Российской Федерации и за её пределы, поэтому выполнение данной услуги предполагает наличие у Исполнителя франкировальной машины. Способ оплаты услуг по пересылке письменной корреспонденции, а именно, нанесение оттиска франкировальной машины исполнителя на письменную корреспонденцию заказчика, определяются заказчиком, исходя из организации работы по своевременной отправке исходящей корреспонденции в федеральных органах исполнительной власти. В соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 отправка письменной корреспонденции должна осуществляться на следующий день после регистрации.
Выдача разрешения на применение франкировальной машины осуществляется территориальным органом Роскомнадзора в соответствии с требованиями Приказа Минкомсвязи РФ от 03.11.2011 N 296 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по выдаче разрешений на применение франкировальных машин" (далее - Приказ). Согласно пункту 28 данного Приказа, к заявлению о выдаче (переоформлении, в том числе взамен утраченного или испорченного, аннулировании) разрешения на применение франкировальной машины прилагаются следующие документы:
28.1. При выдаче разрешения на применение франкировальной машины: копия технического паспорта франкировальной машины; копии имеющихся сертификатов соответствия; регистрационный паспорт франкировальной машины; оттиск клише франкировальной машины;
копия действующего договора с организацией федеральной почтовой связи (ее филиалом) на оказание услуг почтовой связи с применением франкировальной машины (для организаций федеральной почтовой связи (их филиалов), являющихся владельцами франкировальных машин, предоставление договора на оказание услуг почтовой связи не требуется).
Согласно пункту 3.1.4 проекта государственного контракта, исполнитель обязан оказать услуги лично или вправе привлечь для оказания услуг по настоящему контракту третьих лиц (далее - представителей исполнителя) с обязательным уведомлением об этом заказчика.
Исходя из этого, любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе приобрести франкировальную машину (далее - исполнитель) и осуществлять нанесение оттиска знаков почтовой оплаты на письменную корреспонденцию заказчика для оплаты услуг почтовой связи, так как ФГУП "Почта России" не является монополистом на предоставление услуг по франкированию письменной корреспонденции, потому что данная услуга не включена в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
Отфранкированную письменную корреспонденцию заказчика исполнитель вправе сдать на пересылку третьему лицу и, соответственно, сможет оказать оба вида услуг, включенных (а не разделенных) в услугу почтовой связи, закупаемую в рамках данного аукциона.
Согласно пункту 2 Технического задания и пункту 1.1.5 проекта государственного контракта, в перечень услуг, подлежащих исполнению, входят все работы, необходимые Исполнителю для оказания данных услуг, то есть при эксплуатации франкировальной машины исполнителю необходим ввод информации об авансовых платежах в регистр счетчик франкировальной машины, которые заказчик перечисляет на расчетный счет исполнителя, и, в зависимости от вида и категории отправляемой письменной корреспонденции заказчика, исполнителю необходимо нанесение соответствующего оттиска франкировальной машины.
Форма списка сдачи партионной письменной корреспонденции выбирается заказчиком произвольно, исходя из удобства и своевременности отправок, а также их дальнейшего отслеживания.
На основании изложенного заказчик просит признать жалобу ООО "Почтовый сервис" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
01.12.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0328100007016000073 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на оказание услуг почтовой связи.
Заказчик - Владимирская таможня.
Начальная (максимальная) цена контракта - 520 000,00 руб.
08.12.2016 размещены изменения извещения и аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В рассматриваемой аукционной документации установлены следующие требования, предъявляемые к участникам аукциона:
"1. Участник Аукциона должен соответствовать следующим единым требованиям, устанавливаемым ко всем участникам закупки:
1) непроведение ликвидации Участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании Участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности Участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
3) отсутствие у Участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
4) отсутствие у Участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5) отсутствие между Участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Заказчика состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - Участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
6) участник закупки не является офшорной компанией.
7) Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона).
2. Участник аукциона не должен быть организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики".
Следовательно, заказчик установил требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Данные требования не предполагают каких-либо преимуществ или ограничений участникам закупки.
Объектом закупки является оказание услуг почтовой связи.
В статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" определено:
"почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств";
"услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств";
"операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи";
"организации почтовой связи - юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности".
В приложении N 4 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" указано: "наименование оказываемых услуг: услуги почтовой связи. Услуги почтовой связи включают в себя:
1. Прием, обработку, пересылку и доставку (вручение) всех видов почтовых отправлений (простая и заказная письменная корреспонденция, бандероли, посылки и др.) Заказчика.
2. Пересылку простой и заказной письменной корреспонденции Заказчика со знаками почтовой оплаты, нанесенными франкировальной машиной Исполнителя, на всей территории Российской Федерации и за её пределы".
Данные услуги обусловлены потребностью заказчика при осуществлении деятельности Владимирской таможни.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи", услуга по пересылке письменной корреспонденции со знаками почтовой оплаты, нанесенными франкировальной машиной, не включена в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе приобрести франкировальную машину и осуществлять нанесения оттиска знаков почтовой оплаты на письменную корреспонденцию заказчика для оплаты услуг почтовой связи.
Франкирование - форма предварительной оплаты почтового сбора, материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи (почтой) по утверждённым тарифам. Одним из способов франкирования является нанесение оттиска франкировальной машиной.
Из вышеизложенного следует, что франкирование, ввод информации об авансовых платежах в регистр франкировальной машины относятся к обработке почтовых отправлений.
Пунктом 3.1.4 проекта контракта, размещенного в составе рассматриваемой аукционной документации предусмотрено, что исполнитель вправе привлечь для оказания услуг по настоящему контракту третьих лиц (представителей исполнителя) с обязательным уведомлением об этом заказчика.
Следовательно, оказать услуги, предусмотренные контрактом, может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
По мнению Комиссии, заявитель жалобы не привел достаточных аргументов, свидетельствующих о том, что в документации об электронном аукциона содержатся положения, ограничивающие количество участников закупки.
Довод заявителя о том, что в качестве места оказания услуги в извещении указано "Российская Федерация" не находит своего подтверждения. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация о месте оказания услуг: "В соответствии с техническим заданием и проектом государственного контракта".
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России не усматривает в извещении и документации об электронном аукционе на оказание услуг почтовой связи для нужд Владимирской таможни нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Почтовый сервис" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг почтовой связи для нужд Владимирской таможни (закупка N 0328100007016000073) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016