Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 декабря 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 19.12.2016 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Профэксперт" (г.Владимир) на положения извещения о проведении запроса котировок на право заключения контракта на выполнение строительного контроля за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач (извещение N 0128300004516000072), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - администрации города Киржач (доверенность от 15.12.2016 года N 47-04-15), заявителя - ООО "Профэксперт" (доверенность от 14.12.2016 года N б\н).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 980-04/2016 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Профэксперт" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок на право заключения контракта на выполнение строительного контроля за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач (извещение N 0128300004516000072).
В техническом задании, как приложении к проекту государственного контракта, установлено в Разделе 2 следующее: "2. Технические требования: В целях реализации функций строительного контроля по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач необходимо: 1. Осуществлять контроль за состоянием автомобильных дорог местного значения, включая обследование дорог".
Такая формулировка не соответствует положениям постановления Правительства от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", а именно, в соответствии с пунктом 2 указанного выше положения "Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений". Кроме того, ни в проекте государственного контракта, ни в конкурсной документации нет определения, что подразумевается под осуществлением контроля за состоянием автомобильных дорог и что такое обследование дорог. Таким образом, нарушается требование использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В техническом задании установлено в Разделе 2 в пункте 2 следующее: несет ответственность за качество и объемы выполненных работ Подрядчиком.
Организация, ведущая строительный контроль не вправе и фактически никаким образом не может нести ответственность за качество и объем выполненных работ, в силу того, что непосредственно не ведет строительство. Указанная формулировка применима к подрядной организации, но никак не к организации, ведущей строительный контроль. Таким образом, нарушается пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В техническом задании установлено в Разделе 2 в пункте 2 следующее: дает указание Подрядчику о конкретном составе приемосдаточный исполнительный документации, необходимой для приемки работ. Организация, ведущая строительный контроль не вправе давать указания Подрядчику о конкретном составе приемосдаточный исполнительной документации, необходимой для приемки работ, в связи с тем, что указанная документация должна быть определена государственным контрактом, заключенным с подрядной организацией на строительные работы и регламентируется действующим градостроительным законодательством, но никак не организацией, ведущей строительный контроль. Таким образом, нарушается пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В техническом задании установлено в Разделе 2 в пункте 2 следующее: предоставляет Заказчику ведомости промеров по каждому объекту, Ведомости промеров должны быть составлены с указанием размеров с шагом не более 20 м.
Не определено, что является объектом для исполнения данного пункта и ведомость промеров чего необходимо будет предоставить Заказчику. Таким образом, нарушается пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В техническом задании установлено, в Разделе 2 пункта 2 следующее: по согласованию с Заказчиком принимает решение о временном прекращении производства работ. Организация, ведущая строительный контроль уведомляет Заказчика о необходимости временного прекращения производства работ в связи с выявленными нарушениями, но никак не может самостоятельно принять такое решение. Таким образом, нарушается пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Учитывая изложенное, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести проверку действий заказчика, содержания документации о закупке, выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.
В обоснование правомерности действий государственного заказчика представитель государственного заказчика заявил следующее.
По мнению государственного заказчика, техническое задание, содержащееся в составе извещения о проведении вышеуказанного запроса котировок, составлено в соответствии с требованиями ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля", ГОСТ 32755-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ".
Кроме того, согласно пункта 5.2 ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля" к основным функциям, правам и обязанностям сотрудников организации, осуществляющей строительный контроль, относится в том числе, выдача предписаний подрядчику о приостановке работ до устранения недостатков при обнаружении нарушений правил производства работ, которые могут повлиять на качество или безопасность всего объекта или окружающей среды. Незамедлительное информирование заказчика о каждом факте приостановки работ и принимаемых подрядчиком мерах по обеспечению качества выполняемых работ и их соответствия утвержденной рабочей документации. Техническим заданием на осуществление строительного контроля за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач предусмотрено, что организация, осуществляющая строительный контроль, по согласованию с Заказчиком принимает решение о временном прекращении производства работ. Согласовать (син. обсуждать, регулировать, достичь согласия) - означает информирование заказчика о приостановке работ с целью координирования действий организации по предполагаемому сроку устранения недостатков и т.п. В силу пункта 1 статьи 716 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы, иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности результатов выполняемой работы.
На основании изложенного, представитель государственного заказчика просит признать жалобу ООО "Профэксперт" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1-6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Требования заказчика к составу и объему выполняемых работ, являющихся предметом закупки, сформулированы в техническом задании, являющемся приложением к муниципальному контракту на строительный контроль за содержанием автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач.
Состав и порядок проведения работ по строительному контролю на дорогах автомобильных общего пользования регулируется разделами 4 и 6 ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля".
Согласно подпункту "е" пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 458, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение иных мероприятий в целях осуществления строительного контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что положения раздела 2 технического задания (приложение к муниципальному контракту на строительный контроль за содержанием автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач) относительно описания объекта закупки, права организации, осуществляющей контроль за ходом производства работ, давать указания подрядчику о конкретном составе приемосдаточной исполнительной документации, необходимой для приемки работ, а также условия о предоставлении заказчику ведомости промеров по каждому объекту сами по себе не противоречат требованиям раздела 4 и 6 ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля" и статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В силу изложенного, Комиссия полагает доводы жалобы по данным основаниям необоснованными.
Между тем, разделом 2 технического задания (приложение к муниципальному контракту на строительный контроль за содержанием автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач) предусмотрено, что в ходе контроля за производством работ, лицо, осуществляющее данный контроль несет ответственность за качество и объемы выполненных работ Подрядчиком, по согласованию с Заказчиком принимает решение о временном прекращении производства работ.
Данные условия технического задания противоречят требованиям раздела 3 ГОСТ "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля", который не возлагает на исполнителя работ по строительному контролю ответственность за качество и объемы выполненных работ подрядчиком, а также не предусматривает обязанности предварительного согласования с заказчиком решения о временном прекращении производства работ.
Таким образом, Комиссия полагает, что указанные положения раздела 2 технического задания составлены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Профэксперт" (г.Владимир) на положения извещения о проведении запроса котировок на право заключения контракта на выполнение строительного контроля за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач (извещение N 0128300004516000072) частично обоснованной (в части доводов относительно ответственности организации, осуществляющий строительный контроль и порядка согласования прекращения производства работ).
2. Признать государственного заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении государственного заказчика, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
_________________________________________________________________________ ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78
e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 980-04/2016
19 декабря 2016 года г. Владимир
Резолютивная часть оглашена 19.12.2016 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ", пунктов 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 980-04/2016 от 19.12.2016,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - администрации муниципального образования городского поселения город Киржач устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок на выполнение работ по строительному контролю за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач (извещение N 0128300004516000072) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 980-04/2016 от 19.12.2016,
- продления срока подачи заявок на участие в запросе котировок (N извещения 0128300004516000072) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок,
2. Комиссии по проведению запроса котировок на выполнение работ по строительному контролю за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах города Киржач (извещение N 0128300004516000072) устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания котировочной комиссии.
Настоящее предписание необходимо исполнить в срок до 29 декабря 2016 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России в срок до 30 декабря 2016 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016