Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 декабря 2016 г. N 06-10/16-313
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Мурманского УФАС России - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Калитиной Н.А.;
членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К. Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Базоевой Л. В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителей Комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области - Лысенко Д.А., Попова Г.Ю.;
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области Коминой Д.А.;
директора Ассоциации организаций связи и информации Лукаша Д.В.,
рассмотрев жалобу Ассоциации организаций связи и информации (далее - Заявитель, АОСИ) на действия Комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области (далее Заказчик, Комитет) при утверждении аукционной документации электронного аукциона на "Оказание услуг по предоставлению и поддержке цифровых каналов передачи данных", номер извещения: 0149200002316004770 (далее - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 06.12.2016 поступила жалоба АОСИ на положения документации Электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 11 часов 30 минут 12.12.2016, заседание было перенесено на 13.12.2016 в 16.00 и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Из существа жалобы следует, что Заказчиком при утверждении аукционной документации допущены нарушения Закона о контрактной системе, выразившееся в том, что Заказчик не указал какие организации находятся по местонахождению конечных точек оказания услуг, кто является собственником зданий в конечных точках предоставления услуг связи. Также Заявитель утверждает, что объект закупки описан необъективно, так как Заказчик не определил характеристики канала связи. В том числе, по мнению Заявителя, Заказчиком избыточно потребована лицензия на услуги связи по передачи данных, за исключением услуг связи по передачи для целей передачи голосовой информации.
Представители Заказчика с доводами жалобы АОСИ не согласились, указав, что цифровые каналы передачи данных, являющиеся предметом закупки, необходимы заказчику для организации работы информационно-вычислительной сети исполнительных органов государственной власти и создания единого информационного пространства с органами местного самоуправления Мурманской области и отдельными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в том числе для организации работы региональной системы межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, ознакомившись с возражениями Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 18.11.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Заказчик: Комитет по развитию информационных технологий и связи Мурманской области, место нахождения: 183006, город Мурманск, проспект. Ленина, дом 75.
Уполномоченный орган: Комитет государственных закупок Мурманской области, место нахождения: город Мурманск, проспект. Ленина, дом 71 (5 этаж).
Наименование объекта закупки: Оказание услуг по предоставлению и поддержке цифровых каналов передачи данных.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 522 400,00 рублей.
Процедура осуществления закупок путём проведения электронного аукциона регламентирована параграфом 2 Главы 3 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Закона, содержащей правила описания объекта закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться определёнными правилами: в частности, описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в числе прочих, следующим правилом -
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из смысла вышеназванных пунктов статьи 33 Закона о контрактной системе в их взаимосвязи следует, что заказчик при описании объекта закупки обязан, исходя из своих потребностей, определять показатели, установленные государственными стандартами или техническими регламентами, в том числе показатели, значения которых не могут изменяться
Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны определить требования к закупаемым товарам в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Если заказчики при описании объекта закупки не используют показатели и характеристики из установленных стандартов или технических регламентов, то они должны обосновать почему.
Проанализировав данную аукционную документацию, Комиссия Мурманского УФАС России заключила, что предусмотренные Комитетом в ней требования к оказываемой услуге, в полной мере не отвечают требованиям, установленным пунктом 1 и пункту 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Материалами дела подтверждается, что в оспариваемой заявителем документации вышеназванного аукциона (подразделами 2 и 3 раздела 2 тома 2) заказчиком не были установлены требования к оказываемой исполнителем услуге в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Указание в документации о том, что каналообразующее оборудование Исполнителя должно поддерживать международные стандарты IEEE 802.1Q "Virtual LANs", IEEE 802.1ad (QinQ) "Virtual LANs" не содержит обоснования: почему Комитет требует соответствие данным международным стандартам.
Оценив, действительные потребности Комитета и учитывая необъективное описание объекта закупки, приведённое в аукционной документации, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что со стороны заказчика нарушены требований пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы.
Соответственно жалоба Заявителя в части необъективного описания объекта закупки признаётся обоснованной.
Однако довод заявителя о том, что Заказчик не указал какие организации находятся по местонахождению конечных точек оказания услуг, кто является собственником зданий в конечных точках предоставления услуг связи не находит своего подтверждения, так как все организации с их организационно правовой формой указаны в разделе 2 тома 2 аукционной документации.
Относительно довода Заявителя об избыточном требовании Комитета лицензии на услуги связи по передачи данных, за исключением услуг связи по передачи для целей передачи голосовой информации, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующему.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Комиссия Мурманского УФАС России установила, что заказчиком в аукционной документации установлено требование о наличии у участника электронного аукциона действующей лицензии в области оказания услуг связи:
- на услуги связи по предоставлению каналов связи;
- на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Оценивая правомерность установления данного требования, Комиссия Мурманского УФАС России исходит из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, по смыслу которых требования к участникам закупки должны быть обусловлены содержанием (наименованием) услуг, являющихся объектом закупки, и требованиями, установленными к лицам, оказывающим такие услуги, законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что требования к услуге определены в разделе 2 тома 2 аукционной документации. Наименование услуг указано следующим образом: Оказание услуг по предоставлению и поддержке цифровых каналов передачи данных.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ 06.07.2016 "О связи" (далее - Закон о связи).
Согласно части 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Пунктом 13 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, установлено, что услуги связи по предоставлению каналов связи осуществляются на основании лицензии.
Разделом XIII Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, определён Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, одним из которых является выполнение в процессе оказания услуг условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала (пункт 5).
Таким образом, приведёнными нормами на лицензиата возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий при оказании услуг связи по предоставлению каналов связи, к числу которых отнесено требование о обеспечение предоставления пользователю возможности передачи сообщений электросвязи по каналам связи, образованным линиями передачи сети связи лицензиата. При этом там же указано, что оказание услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
Перечнем также и предусмотрено наименование лицензии на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (пункт 14).
Перечень лицензионных условий для этой услуги связи установлен в разделе XIV Перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, где указано, что на лицензиата возложена обязанность обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к услугам передачи данных, оказываемым другими операторами связи, сети передачи данных которых взаимодействуют с сетью связи лицензиата (подпункт "в", пункта 4), соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утверждённых Правительством Российской Федерации, при присоединении сети передачи данных лицензиата к сети связи общего пользования, присоединении к сети передачи данных лицензиата других сетей связи, осуществлении учёта и пропуска трафика в сети передачи данных лицензиата, учёта и пропуска трафика от (на) сетей связи других операторов (пункт 6).
Таким образом, лицензию на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации требуется получать, если лицензиат взаимодействует, передаёт данные другим операторам связи.
Учитывая потребность Заказчика по предоставлению канала связи, где не осуществляется взаимодействие с другими операторами связи, Комиссия мурманского УФАС России соглашается с доводом Заявителя об избыточном требовании Комитета лицензии на услуги связи по передачи данных, за исключением услуг связи по передачи для целей передачи голосовой информации.
Следовательно, Заказчик, потребовав данную лицензию, нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Мурманского УФАС России признает жалобу частично обоснованной.
Руководствуясь статьёй 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ассоциации организаций связи и информации на действия Комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области при утверждении аукционной документации электронного аукциона на "Оказание услуг по предоставлению и поддержке цифровых каналов передачи данных", номер извещения: 0149200002316004770 частично обоснованной.
2. Признать Комитет по развитию информационных технологий и связи Мурманской области нарушившим пункт 1, пункт 2 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Комитету по развитию информационных технологий и связи Мурманской области и Комитету государственных закупок Мурманской области предписание об устранении нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Мурманского УФАС Н.А. Калитина К.Ф. Воронина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС К.Ф. Воронина
Л.В. Базоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 декабря 2016 г. N 06-10/16-313
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016