Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 декабря 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Агентство СВОИ" (далее - Заявитель) на действия администрации губернатора Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению социологических исследований с применением метода телефонных опросов (изв. N 0156200003716000081),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200003716000081 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по организации и проведению социологических исследований с применением метода телефонных опросов.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, указывает, что требования к платежному поручению установлены с нарушением требований Закона о закупках, усматривает нарушение при описании объекта закупки, при установлении перечня документов, подтверждающих квалификацию участников закупки.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.11.2016 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Открытый конкурс,
3) начальная максимальная цена контракта - 1 830 000,00 руб.,
4) Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) - 16.12.2016 г.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит доводы жалобы на действия Заказчика подлежащими удовлетворению в части.
1. Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона) (п.5 ч.2 ст.51 Закона о закупках).
В документации о закупке (п.п.5 п.2 Раздела 7 документации о закупке) установлено следующее требование: заявка должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе: - платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения.
Поскольку требование, содержащееся в конкурсной документации, не соответствует приведенной выше норме Закона о закупках, Заказчиком нарушено положение п.5 ч.2 ст.51 Закона о закупках.
В действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
2.Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В п.2 Технического задания указан объем услуг.
Так, комплекс услуг по проведению обследования включает:
1 этап - п.2.1.3 Создание и представление на утверждение в департамент по взаимодействию с ОМСУ АГ ПК инструментария по каждому из 2 телефонных опросов 1 этапа. Опросный лист (анкета) каждого опроса включает 12-20 вопросов. Список вопросов определяет Заказчик.
2 этап - Создание и представление на утверждение в департамент по взаимодействию с ОМСУ АГ ПК инструментария по каждому из 2 телефонных опросов 2 этапа. Опросный лист (анкета) каждого опроса включает 12-20 вопросов. Список вопросов определяет Заказчик.
3 этап - Создание и представление на утверждение в департамент по взаимодействию с ОМСУ АГ ПК инструментария по каждому из 2 телефонных опросов 3 этапа. Опросный лист (анкета) каждого опроса включает 12-20 вопросов. Список вопросов определяет Заказчик.
По мнению подателя жалобы, отсутствие в Техническом задании конкретного указания на количество вопросов в анкете не позволяет достоверно рассчитать стоимость работ.
Представитель Заказчика пояснила, что планируемое исследование направлено на изучение актуальной социально-политической ситуации в Пермском крае. Количество вопросов и конкретная тематика зависит от актуальной потребности в информации по политическим вопросам и определяется руководством и происходящими социально-политическими событиями в крае в данный момент, поэтому точное количество содержательных вопросов в анкете определяется Заказчиком совместно с Исполнителем государственного контракта, согласуется с департаментом по взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации губернатора Пермского края.
Комиссия не может принять во внимание довод Заявителя о невозможности рассчитать затраты на исполнение контракта, поскольку Заказчиком указано максимальное количество вопросов в анкете, что позволяет рассчитать предельные затраты на опрос, и, как следствие, в данной части права Заявителя не нарушены.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках. Иное не доказано.
3.В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Главе 3 конкурсной документации.
Критерием, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия - 40 %) (что коррелирует с приведенными выше положениями Правил), состоящий из следующих показателей:
2.1 Предложение участника закупки об опыте по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (С1i)его показателя:
Предмет оценки - Предмет оценки - Предложение участника закупки об опыте по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 01.07.2015 по настоящее время.
Сопоставимым опытом работы является опыт выполнения работ (оказания услуг) в рамках государственных контрактов или договоров, исполненных по заказу органов государственной власти и/или государственных учреждений, по проведению социологических исследований с применением метода телефонного интервью со стоимостью одного государственного контракта (договора) не менее 700 000 руб. с указанием номера записи контракта (договора) в реестре контрактов или реестре договоров на сайте http://zakupki.gov.ru.
Предельно необходимым максимальным значением по данному показателю является наличие у участника конкурса надлежаще исполненных 30 контрактов на оказание услуг по проведению социологических исследований с применением метода телефонного интервью. (Кпред).
Контракты подтверждаются следующими документами:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) на оказание услуг по проведению социологических исследований с применением метода телефонного интервью за период с 01.07.2015 по настоящее время с указанием номера реестровой записи, размещенных сведений о заключенном и исполненном контракта (контрактах), договорах на официальном сайте zakupki.gov.ru и с 01.01.2016 в Единой информационной системе в сфере закупок.
2.2 Наличие собственного оборудованного колл-центра (С2i).
Предмет оценки - Наличие собственного оборудованного колл-центра
Подтверждается следующими документами:
Подтверждается копией договора (или копиями договоров) на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации с официальным Оператором связи, а также копиями отчетных документов (актов и/или счетов-фактур) за последние 6 месяцев до даты подачи заявки, подтверждающих работу колл-центра в объеме ежемесячного исходящего трафика не менее 100 000 минут.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное собственного оборудованного колл-центра участника конкурса.
Наличие собственного оборудованного колл-центра, подтвержденного документами - 100 баллов.
В случаях если к участнику конкурса применим один или несколько пунктов:
1) договор заключен не с официальным Оператором связи (или копия договора не позволяет однозначно установить данный факт),
2) ежемесячный исходящий трафик менее 100 000 минут хотя бы за 1 месяц (или копии отчетных документов (актов и/или счетов-фактур) не позволяют однозначно установить данный факт),
4) отсутствует одна или несколько копий подтверждающих документов,
- то участнику присваивается 0 баллов.
Отсутствие собственного оборудованного колл-центра - 0 баллов
В соответствии с требованиями п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Аналогичное требование содержится в п. 2 Раздела 7 конкурсной документации.
Заявитель указывает, что установленный Заказчиком период принимаемых к рассмотрению контрактов с 01.07.2015 г. является необоснованным, указывает, что опыт можно подтвердить не только государственными контрактами, но и муниципальными договорами, усматривает нарушение в требовании о подтверждении наличия собственного колл-2ентра копией договора (или копиями договоров) на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации с официальным Оператором связи, а также копиями отчетных документов (актов и/или счетов-фактур) за последние 6 месяцев до даты подачи заявки, подтверждающих работу колл-центра в объеме ежемесячного исходящего трафика не менее 100 000 минут, указывает, что понятия "официальный оператор связи" не существует.
Антимонопольный орган обращает внимание на следующее.
Согласно п.8 ст.3 Закона о закупках государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Как указано выше, документами, подтверждающими опыт оказания услуг, являются исключительно государственные контракты или договоры, в то время, как Законом о закупках предусмотрена возможность заключения и муниципальных контрактов.
Учитывая объект закупки, опыт оказания аналогичных услуг может быть подтвержден также муниципальными контрактами.
Заказчиком не учтено, что опыт оказания услуг, подтверждаемый исключительно государственными контрактами не свидетельствует о большей профессиональности лица по сравнению с тем, кто оказал аналогичные услуги в рамках муниципальных контрактов.
Соответствующие доводы представителя Заказчика отклоняются как несостоятельные.
Кроме того, поскольку действующее законодательство предъявляет одинаковые нормативные требования в части оказания соответствующих услуг и принятия результата по их окончании, само по себе исполнение организацией услуг, являющихся объектом закупки, независимо от того, в соответствии с государственным либо муниципальным контрактом, свидетельствует о наличии необходимого опыта у претендента, позволяющего оценить качественные характеристики его деятельности.
Следовательно, сформулировав подобным образом спорное положение конкурсной документации, Заказчик ограничил круг предполагаемых участников конкурса, исключив конкуренцию между хозяйствующими субъектами, оказывающими необходимые услуги по государственным контрактам, и организациями, имеющими опыт по оказанию аналогичных услуг по муниципальным контрактам.
Более того, установленный порядок оценки заявок в данной части не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта, что противоречит правовой природе открытого конкурса и является нарушением требований п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
В действиях должностных лиц имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Представитель Заказчика пояснила, что срок принимаемых к рассмотрению контрактов ограничен с 01.07.2015 г. по причине необходимости наличия у Исполнителя актуальных трудовых и технических ресурсов для выполнения большого объема работ и, соответственно, подтверждения наличия данных актуальных ресурсов выполненными работами. Кроме того пояснила, что все операторы связи для расчетов между собой и со своими клиентами используют посекундную или поминутную тарификацию. Тарификация связи на базе переданного объема информации не существует, равно как и не имеет значения по какой технологии общаются между собой колл-центры, расчеты все равно будут производиться в минутах и секундах. В рамках Технического задания требуется провести 6000 телефонных интервью. Средний исходящий трафик на 1 результативный опрос составит, по предварительным расчетам 10-12 минут, соответственно, на выполнение 6000 телефонных интервью потребуется 60000-72000 исходящих минут в месяц, для того, чтобы уложиться в сроки компания-исполнитель должна иметь постоянно действующий ресурс.
При этом, подтверждение официальности оператора дополнительными документами не требуется.
Доказательств обратного не представлено.
Комиссия, выслушав пояснения сторон, установила, что обозначенные в конкурсной документации показатели критерия "Квалификация участника закупки" и порядок оценки (за исключением подтверждения опыта государственными контрактами) коррелируют с предметом закупки, и, как следствие, соответствуют как Правилам, так и Закону о закупках.
Антимонопольный орган отмечает, что нестоимостные критерии, в данном случае, "Квалификация участников конкурса" (за исключением подтверждения опыта государственными контрактами), направлены на выявление в результате конкурса наиболее квалифицированного участника, участника, обладающего успешным опытом выполнения аналогичных работ, участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что доводы Заявителя (в данной части) не нашли своего подтверждения, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках.
Как установлено, ООО "Агентство СВОИ" была подана заявка на участие в закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агентство СВОИ" на действия администрации губернатора Пермского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации и проведению социологических исследований с применением метода телефонных опросов (изв. N 0156200003716000081) обоснованной в части установления требования о подтверждении опыта государственными контрактами.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Конкурсной комиссии, Заказчику.
4.Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016