Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 декабря 2016 г. N 2213
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "М-Групп" (далее - ООО "М-Групп", податель жалобы) на действия уполномоченного органа, выступающего в качестве организатора совместной закупки - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 7182/16 "На право поставки лекарственных препаратов для нужд Красноярского края на 2017 -2018 гг." (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 13.12.2016 поступила жалоба ООО "М-Групп" на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000116007327.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы и уполномоченный орган не обеспечили, уполномоченный орган представил ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие своего представителя.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, в файле "1. Информационная карта" в пункте 2.1 "Место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" указано: "Приложение N 4 к Информационной карте". В указанном приложении перечислены заказчики, для нужд которых проводится электронный аукцион, однако в документации не указано какой заказчик к какому бюджету относиться. В связи с тем, что у каждого бюджета разное место поставки товара, отсутствие таких сведений вводит в заблуждение участников закупки.
По мнению подателя жалобы, Министерство здравоохранения Красноярского края физически не может являться получателем лекарственных средств, так как адрес расположения Министерства здравоохранения Красноярского края (г. Красноярск, ул. Красной Армии, 3) не имеет в своем составе складов или иных подходящих помещений. Таким образом, поставка лекарственных средств в адрес Министерства здравоохранения Красноярского края невозможна. Следовательно, аукционная документация вводит в заблуждение потенциальных участников торгов.
Во-вторых, по мнению подателя жалобы, объединение поставки лекарственных средств в рамках краевого бюджета, за счет средств ОМС, Федеральной льготы и региональной льготы нарушает права и законные интересы потенциальных участников закупок, поскольку при поставке товаров за счёт краевого бюджета, ОМС и федеральных льгот предусмотрен срок оплаты в течение 30 дней, а за счёт средств региональной льготы - 90 дней. Таким образом, потенциальные участники аукциона, не имеющие достаточных оборотных средств для ожидания оплаты в течение 90 дней, не могут принять участие в поставке товаров со сроком оплаты 30 дней.
Уполномоченным органом в отношении доводов подателя жалобы были представлены в письменной форме возражения, согласно которым оспариваемые положения извещения и документации об электронном аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. На этом основании, по мнению уполномоченного органа, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у государственных заказчиков уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для нужд Красноярского края на 2017-2018 гг.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе, информация о месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
Из преамбулы части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что наряду с информацией, прямо предусмотренной указанной статьей Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать в себе информацию, указываемую в извещении о проведении электронного аукциона.
Анализ печатной формы извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в единой информационной системе, показал Комиссии, что в отношении информации о месте доставки товара, являющегося предметом контракта, уполномоченным органом указана ссылка на аукционную документацию, а именно, "Российская Федерация, Красноярский край, В соответствии с Приложением N 4 к Информационной карте".
Из пункта 2.1 информационной карты аукционной документации следует, что места поставки товаров предусмотрены Приложением N 4 к такой информационной карте, анализ которого показал Комиссии, что в таком приложении перечислены полные и сокращенные наименования, ИНН, КПП, адреса местонахождения (юридические адреса), ФИО руководителей и контрактных управляющих (лиц, ответственных за заключение контракта), реквизиты для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, адреса электронной почты государственных заказчиков, для нужд которых проводится закупка, а также перечислены места поставки товаров с указанием на индекс, населенный пункт, улицу, номер дома. В отношении места поставки товара для Министерства здравоохранения Красноярского края (для региональных льготополучателей (890П)) указана следующая информация: уполномоченный медицинский склад в г. Красноярске устанавливается в момент подписания контракта по результатам электронного аукциона N ЭА 7102/16.
Информация о количестве заказчиков, финансируемых за счет краевого бюджета, средств обязательного медицинского страхования, а также субвенции, предоставляемой в 2017 году из федерального бюджета на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на такие препараты, медицинскими изделиями по рецептам на такие изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, отражены в Приложении N 3 к информационной карте аукционной документации.
Законом о контрактной системе не регламентирован порядок, в соответствии с которым уполномоченному органу, заказчикам надлежит определять место доставки товара, который является объектом закупки, указывать такое место в положениях извещения и документации о проведении конкурса. Следовательно, уполномоченный орган, заказчики вправе по своему усмотрению формулировать место доставки (поставки) товаров, которые являются объектом закупки.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что, исходя из совокупности сведений извещения и документации о проведении электронного аукциона в части формирования мест поставки товаров, являющихся объектом закупки, участники закупки имеют возможность определить места поставки таких товаров в отношении каждого из государственных заказчиков, для нужд которых проводится закупка, в том числе в отношении Министерства здравоохранения Красноярского края, что не подлежит признанию противоречащим требованиям Закона о контрактной системе.
Довод подателя жалобы о том, что объединение поставки лекарственных средств в рамках краевого бюджета, за счет средств ОМС, федеральной льготы и региональной льготы влечет ограничение количества участников закупки, поскольку при поставке товаров за счёт краевого бюджета, ОМС и федеральных льгот предусмотрен срок оплаты в течение 30 дней, а за счёт средств региональной льготы - 90 дней, следовательно, потенциальные участники аукциона, не имеющие достаточных оборотных средств для ожидания оплаты в течение 90 дней, не могут принять участие в поставке товаров со сроком оплаты 30 дней, отклоняется Комиссией на основании следующего.
В соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком, при проведении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. Допускается также возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
Указание заказчиками, уполномоченным органом характеристик и показателей лекарственных средств, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в описании объекта закупки (Приложение N 2 к информационной карте аукционной документации), не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчиков, влекущими ограничение количества участников закупки, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиками при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчикам при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, следовательно, формировать лот ровно в том объеме, в котором у них существует потребность.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупности вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что объект закупки определяется заказчиками исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчиков в товарах, работах, услугах. В связи с чем Законом о контрактной системе заказчику предоставлено право, исходя из своих потребностей, определять способ исполнения контракта исполнителем, что предусмотрено также положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в результате проведенного анализа положений Закона о контрактной системе Комиссией не было установлено положений, которые бы определенным образом регулировали порядок и процедуру определения заказчиками в положениях аукционной документации способа, порядка оплаты поставленного товара, за исключением обязательных требований, предусмотренных частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе. Следовательно, такие порядок, способ и срок оплаты поставленного товара в аукционной документации заказчик вправе определять по своему усмотрению, с учетом обязательных требований, предусмотренных частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в случае если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что объединение поставки лекарственных средств в рамках краевого бюджета, за счет средств ОМС, федеральной льготы и региональной льготы с установлением определенного срока оплаты поставленного товара, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий заказчиков.
На основании вышеизложенного Комиссией было установлено, что объединение поставки лекарственных средств в рамках краевого бюджета, за счет средств ОМС, федеральной льготы и региональной льготы не оказало негативного влияния на состояние конкуренции, что не подлежит признанию нарушающим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение о признании жалобы ООО "М-Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 декабря 2016 г. N 2213
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016