Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 декабря 2016 г. N 2169
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СМУ 12" на действия заказчика - Администрации Приморского сельсовета, Балахтинского района Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт улично-дорожной сети в п. Приморск Балахтинского района по ул. Пристанская и ул. Маяковского", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", номер извещения 0319300142516000009, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ 12" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Ремонт улично-дорожной сети в п. Приморск Балахтинского района по ул. Пристанская и ул. Маяковского" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Шарапов А.В. (доверенность б/н от 14.12.2016);
- директор ООО "СМУ 12" Карташов С.А. (решение N1 от 25.02.2016).
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Во-первых, документация закупки не содержит описания объекта закупки. Во-вторых, разъяснения положений документации об электронном аукционе от 08.12.2016 NРД1 противоречат пункту 8 информационной карты, что вводит участников закупки в заблуждение. В-третьих, в приложении N4 к аукционной документации "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)" заказчиком установлены требования к показателям товара "Битум", которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства. В-четвертых, установленное заказчиком значения показателя "Марка битума БНД" в диапазоне 90-300 не соответствует ГОСТ 22245-90, нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе. В-пятых, заказчиком установлены значения показателей длины и ширины товара "Бруски обрезные хвойных пород", при этом пиломатериал шириной 150 мм, толщиной 75 мм является брусом.
Кроме того, ООО "СМУ 12" дополнило жалобу тем, что заказчику необходимо указывать требование об одновременном наличии у участника закупки допусков, выданных саморегулируемой организацией на конкретные виды работ и на соответствующий подпункт 33 "генеральный подряд" или только на подпункт 33 допуска на генеральный подряд.
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы и представил письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Ремонт улично-дорожной сети в п. Приморск Балахтинского района по ул. Пристанская и ул. Маяковского", номер извещения 0319300142516000009.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
При анализе аукционной документации Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в соответствии с Разделом II "Общая информация о закупке/краткое изложение условий контракта" информационной карты указано, что наименование объекта закупки (предмет контракта) - выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети п. Приморск Балахтинского района ул. Пристанская и ул. Маяковского.
В соответствии с проектом контракта заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в п. Приморск Балахтинского района ул. Пристанская и ул. Маяковского, в соответствии с утвержденной сметной документацией, (Приложение N1 к контракту,) и графиком производства работ по ремонту улично-дорожной сети в п. Приморск Балахтинского района ул. Пристанская и ул. Маяковского (Приложение N2 к контракту), которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Кроме того, документация об электронном аукционе содержит Объектный сметный расчет, Ведомость объемов работ N01-01 на ремонт улично-дорожной сети п. Приморск, ул. Маяковского, Ведомость объемов работ N01-02 ремонт улично-дорожной сети ул. Пристанская, Расчет потребности в материалах ремонт улично-дорожной сети п. Приморск, ул. Маяковского, Расчет потребности в материалах ремонт улично-дорожной сети п. Приморск, ул. Пристанская, Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям). Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что аукционная документация содержит описание объекта закупки. Довод жалобы, является необоснованным.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
При анализе аукционной документации Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в соответствии с Разделом II "Общая информация о закупке/краткое изложение условий контракта" информационной карты в пункте 8 указано, что Требования к применяемым материалам (конструкциям, изделиям) указаны в расчетах потребности в материалах, технических требованиях к материалам и конструкциям (изделиям), являющимися неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Согласно разъяснению положений документации об электронном аукционе от 08.12.2016 NРД1, требования к материалам содержатся в приложении N4 к аукционной документации "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об электронном аукционе от 08.12.2016 NРД1 не противоречат пункту 8 информационной карты. Довод жалобы, является необоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исследовав "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)" к аукционной документации, Комиссия установила предъявление заказчиком, в том числе, следующих требований к товару "Битум", подлежащего использованию при выполнении работ, являющихся предметом закупки:
Наименование товара (материалов и изделий), используемого (применяемых) при выполнении работ |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей используемого товара при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме |
1 |
2 |
3 |
4 |
Битум |
Марка битума БНД |
|
90-300 |
Содержание битума в смеси, в диапазоне не шире |
% |
3,5-6,5 |
|
Глубина проникания иглы, 0,1 мм., не менее при температуре: |
|
|
|
при 25 °С |
- |
60 |
|
при 0 °С |
- |
20 |
|
Температура размягчения по кольцу и шару, не ниже |
°С |
35 |
|
Растяжимость при температуре, в диапазоне не шире: |
|
|
|
при 25 °С |
см |
65-150 |
|
при 0 °С |
см |
4-150 |
|
Температура хрупкости, в диапазоне не шире |
°С |
(-45)-(-17) |
|
Температура вспышки, в диапазоне не шире |
°С |
220-360 |
|
Индекс пенетрации |
- |
От -1,0 до +1,0 |
Согласно пункту 2.1 ГОСТа 22245-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве. Согласно пункту 4 "Ссылочные нормативно-технические документы" ГОСТа 22245-90 и данным таблицы 1 рассматриваемого стандарта методы испытания по показателям "глубина проникания иглы", "растяжимость", "температура хрупкости", "температура вспышки" устанавливаются в соответствии с ГОСТ 11501, ГОСТ 11505, ГОСТ 11507, ГОСТ 4333 соответственно.
Комиссия отмечает, что требование заказчика предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые имеют в наличие товар с документами о качестве, в которых указаны конкретные значения показателей, полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Таким образом, довод ООО "СМУ 12", касающийся установления требования предоставить значения показателей предлагаемых товаров, которые становятся известными только при испытании определенной партии таких товаров после его производства, признан Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что в свою очередь является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки если значения технических параметров указаны в диапазоне в сопровождении знака "-", то необходимо указать конкретные значения показателей. Соответствующим потребностям заказчика является любое значение из установленного диапазона, в том числе крайние минимальные или максимальные значения из установленного диапазона.
Исследовав "Технические требования к материалам и конструкциям (изделиям)" к аукционной документации, Комиссия установила предъявление заказчиком, в том числе, следующих требований к товару "Битум" - Марка битума БНД - 90-300.
Пунктом 1.2.1 ГОСТа 22245-90 установлено, что в зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что показатель "Марка битума БНД" указана заказчиком не в соответствии с положениями ГОСТа 22245-90. Кроме того, Комиссия отмечает, что марка битума не является показателем используемого товара. Следовательно, довод жалобы признается обоснованным. Действия заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что в свою очередь является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав "Расчет потребности в материалах ул. Маяковского (приложение N3 к аукционной документации)" к аукционной документации, Комиссия установила, что заказчиком установлены следующие требования:
N пп |
Код ресурса |
Наименование ресурса |
Ед.изм. |
Кол. |
4 |
102-0025 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, III сорта |
м3 |
1,17 |
Согласно таблице 1 "Стандартизованные термины с определениями" ГОСТа 18288-87 "Межгосударственный стандарт. Производство лесопильное. Термины и определения" брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более (пункт 16 Таблицы 1), брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины (пункт 20 Таблицы 1).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины, является бруском, следовательно, требования установленные заказчиком не противоречат вышеназванному государственному стандарту. Довод жалобы является необоснованным.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Исследовав требования, установленные заказчиком в пункте 4.6 Раздел V. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, Комиссией было установлено, что в составе второй части заявки помимо прочих документов участнику закупки необходимо представить копию действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов к следующим видам работ (в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
Или
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем(генеральным подрядчиком):
33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Пунктом 14.2 и 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов; капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пунктом 7.1.2 проекта муниципального контракта предусмотрено право подрядчика заключать договоры с субподрядными организациями.
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрены пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
В силу части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее капитальный ремонт, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
При этом из положений пункта 4.6 Раздела V. "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" аукционной документации следует, что участник закупки может предоставить на свое усмотрение или свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к виду работ (25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами), или свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта).
Следовательно, довод жалобы признается обоснованным. Действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что в свою очередь является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СМУ 12" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 декабря 2016 г. N 2169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016