Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 декабря 2016 г. N 2241
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "СМУ N7" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "На право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта": Хаф-пайп комплекс. г. Красноярск, Октябрьский район, Николаевская сопка" (далее - электронный аукцион), установлено следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ N7" на действия аукционной комиссии (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель заказчика: Полосина Александра Олеговна (доверенность от 16.02.2016),
- представитель уполномоченного органа: Кузнецов Роман Владимирович (доверенность N 17 от 15.01.2016), Гвоздилова Ирина Александровна (доверенность N 2 от 11.01.2016),
- представители подателя жалобы: Машуков Атрем Викторович (доверенность от 24.11.2016), Нархов Андрей Афонасьевич (доверенность от 26.08.2016).
Существо жалобы: нарушение порядка рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Из содержания жалобы ООО "СМУ N 7" следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционной комиссией принято неверное решение о признании второй части заявки ООО "СМУ N 7" на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона, поскольку ООО "СМУ N 7" в первой части заявки на участие в электронном аукционе указало требования, соответствующие требованиям документации о проведении электронного аукциона (требования документации о проведении электронного аукционе не содержали указания на предоставление в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе количество проб для всех испытаний).
В адрес Комиссии Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения уполномоченного органа, заказчика, из которых следует, что уполномоченный орган, заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считают жалобу необоснованной, поскольку в первой части заявки на участие в электронном аукционе по показателю "количество проб для испытаний" было указано значение, которое не соответствует требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по строительству объекта "Спортивно-тренировочный комплекс "Академия зимних видов спорта": Хаф-пайп комплекс. г. Красноярск, Октябрьский район, Николаевская сопка".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 указанной статьи также установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация о проведении электронного аукциона содержит раздел "Описание объекта закупки", в котором в том числе установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документацией о проведении электронного аукциона установлены требования к содержанию в том числе первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: в соответствии с информационной картой первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из анализа положений документации о проведении электронного аукциона следует, что участники электронного аукциона при подачи заявки на участие в нем, должны были в составе первой части заявки предоставить конкретные показатели материалов, соответствующие значениям, установленным заказчиком, в том числе по позиции:
4. |
Дренажный геокомпозитный мат, разрывная нагрузка не менее 25 кН/м в соответствии с ГОСТ Р 53226-2008, количество проб для испытания не менее 1. |
Подателем жалобы - ООО "СМУ N 7" была подана заявка на участие в электронном аукционе. При этом в указанной заявке по позиции N 4 был предложен товар со следующими показателями:
4. |
Дренажный геокомпозитный мат, разрывная нагрузка 25 кН/м в соответствии с ГОСТ Р 53226-2008, количество проб для испытания 5. |
По результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе ООО "СМУ N 7" было отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.12.2016 причиной отказа ООО "СМУ N 7" является следующее обоснование: "Содержание первой части заявки участника размещения заказа не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе. Согласно информационной карты, первая часть заявки должна содержать: согласие участника на оказание услуг, выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; Заявка участника содержит показатели не соответствующие требованиям ГОСТа, а именно по позиции N4 "дренажный геокомпозитный мат" количество проб для испытания в соответствии с ГОСТ Р 53226-2008 должно быть равно 65. Участник по позиции N4 указал количество проб для испытания 5, что не соответствует требованиям документации. Комиссия, руководствуясь п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки".
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, оценив заявленные доводы и сопоставив положения заявки ООО "СМУ N 7" на участие в электронном аукционе с требованиями документации о проведении электронного аукциона, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что решение аукционной комиссии о признании заявки ООО "СМУ N 7" не соответствующей требованиям документации о проведении электронного аукциона является неправомерным. При этом Комиссией были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Из вышеуказанных положений законодательства следует, что участники закупки при составлении заявки должны руководствоваться требованиями документации о проведении электронного аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного закона, требованиям документации о таком аукционе.
При проведении проверки правомерности принятого в отношении заявки ООО "СМУ N 7" решения Комиссия Красноярского УФАС России установила, что при принятии решения аукционная комиссия исходила из следующего:
- участники закупки, по мнению аукционной комиссии, должны были при указании значения по показателю "количество проб" руководствоваться положениями ГОСТ Р 53226-2008,
- при указании значения "количество проб для испытания" участники закупки должны были указать значение равное количеству испытаний, установленному указанным ГОСТ - 65.
Указанное обоснование аукционной комиссии противоречит действующему законодательству и положениям документации о проведении закупки на основании следующего:
- из требований документации по указанной позиции не следует, что показатель "количество проб для испытания" должно быть указано именно в соответствии с положениями ГОСТ Р 53226-2008. Указание на названный ГОСТ в требованиях к иной характеристике - "разрывная нагрузка 25 кН/м в соответствии с ГОСТ Р 53226-2008" не означает, что участник закупки обязан руководствоваться указанным ГОСТ при указании остальных характеристик;
- документация о проведении электронного аукциона не содержит разъяснений и указаний на то, для какого именно испытания участник закупки должен предоставить
- кроме того, указанный ГОСТ не устанавливает требований к количеству проб для испытаний, ГОСТом установлено только требование к показателю "число испытаний".
Таким образом, при рассмотрении заявки ООО "СМУ N 7" аукционной комиссией были нарушены положения статьи 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, при установлении вышеуказанных обстоятельств Комиссия Красноярского УФАС России также пришла к следующим выводам.
Из положений Закона о контрактной системе следует, что при установлении требований к товару, используемому при выполнении работ, заказчик должен установить требования к такому товару исходя из своей потребности (нужды) и в привязке непосредственно к объекту закупки - работам, являющимся предметом контракта.
Однако по рассматриваемой характеристике - "количество проб для испытаний" заказчиком были установлены требования не к самому товару, используемому при выполнении работ, и его характеристикам и свойствам, а к процессу и порядку его исследования. При этом Комиссия Красноярского УФАС России на основании положений документации о проведении электронного аукциона не установила, каким образом процесс исследования материала имеет более важное значение для удовлетворения потребности заказчика в выполнении работ, чем характеристика, которой такой материал обладает/будет обладать (то есть значение, которое является результатом исследования). Кроме того, также Комиссия пришла к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между количеством проб, взятых для исследования товара, и результатом работ, являющихся предметом контракта, на право заключения которого проводится закупка. Также Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что такая характеристика как "количество проб для испытания" не регулируется нормативно-техническим законодательством, что свидетельствует о том, что требования к такой характеристике не могут быть установлены исходя из правил, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом при установлении вышеуказанного требования были нарушены требования статьей 33, 64 Закона о контрактной системе, что в свою очередь привело к нарушению прав и законных интересов участника закупки - ООО "СМУ N 7".
Также при принятии настоящего решения Комиссией Красноярского УФАС России принято во внимание следующее.
На участие в электронном аукционе от участников закупки поступило две заявки. При этом участниками электронного аукциона были совершены действия, направленные на реализацию права на участие в электронном аукционе, а также признание победителем аукциона, в том числе по перечислению денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. При этом нарушение в части неверного установления требований к товарам является незначительным для самого результата работ.
Из анализа изложенных обстоятельств Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, допущенных аукционной комиссией, заказчиком, уполномоченным органом, путем проведения повторного рассмотрения заявок участников закупки на участие в электронном аукционе без учета требования документации о проведении электронного аукциона, установленного по позиции N 4 технических требований к применяемым материалам в отношении указания на значение по показателю "количество проб для испытания" с целью восстановления правопорядка и прав и законных интересов участников закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ N 7" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования статьей 33, 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения путем повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. С этой целью аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 декабря 2016 г. N 2241
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016