Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2016 г. N 2238
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу САО "ВСК" на действия закупочной комиссии Агентства государственного заказа Красноярского края при проведении открытого конкурса на оказание услуг, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для нужд бюджетных и казенных учреждений Красноярского края на 2017 год, закупка N 0119200000116005975 (далее - открытый конкурс, закупка) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба САО "ВСК" на действия закупочной комиссии при проведении закупки (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, закупочной комиссии, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Закупочной комиссии, уполномоченному органу было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе с нарушением требований законодательства.
Из содержания жалобы следует, что САО "ВСК" считает, что закупочная комиссия необоснованно отклонила заявки САО "ВСК" по Лотам N1, N4, N5, по причине несоответствия таких заявок конкурсной документации в части предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки
Из письменных пояснений уполномоченного органа, представленных до рассмотрения жалобы по существу и озвученных на заседании Комиссии следует, что уполномоченный орган не согласен с доводами подателя жалобы о неправомерном принятии решения об отклонении заявок САО "ВСК" по Лотам N1, N4, N 5, поскольку условиями конкурсной документации (раздел "Описание объекта закупки") установлены значения коэффициентов страховых тарифов по каждому транспортному средству заказчиков, в соответствии с указаниями Банка России от 20.03.2015 N 3604-У (далее - Указания БР). В соответствии пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник подаёт предложение в отношении объекта закупки. При этом участник не вправе менять условия, установленные в Описании объекта закупки.
На основании Указания БР, значение коэффициентов страхового тарифов "КСТ в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования" (далее - КСТ) устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступление страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ).
Условиями конкурсной документации установлен период страхования - 2017 год, таким образом, периодом действия предыдущих договоров является 2015 - 2016 года.
Кроме того, уполномоченный орган отметил, что "как подтверждает сам податель жалобы, расчёт страховой премии был им произведён с учётом коэффициентов КТС (КМБ) за период 2016-2017 год, который не является предшествующим. Таким образом, участником САО "ВСК" нарушен порядок расчёта страховой премии установленных указаниями БР".
Заседание комиссии Красноярского УФАС России было назначено на 20.12.2016 года в 14 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа - Е.В. Шерпак (доверенность N 3 от 01.01.2016, удостоверение личности);
- представитель САО "ВСК" - Г.С. Гостев (доверенность N б/н от 16.01.2016, удостоверение личности).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению совместной закупки путем проведения открытого конкурса.
Предметом проводимой закупки является оказание услуг, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для нужд бюджетных и казенных учреждений Красноярского края на 2017 год, закупка N 0119200000116005975.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав положения конкурсной документации, Комиссия установила, что в пункте 2 "Описание объекта закупки" раздела "Информационная карта" уполномоченным органом были установлены следующие требования к объему оказываемых услуг: "в соответствии с Описанием Объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящей документации". Проанализировав файлы "Описание объекта закупки", размещенные уполномоченным органом в ЕИС, и являющийся частью конкурсной документации, Комиссия установила, что указанные файлы, в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат конкретные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям, в том числе, содержат фиксированные коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ).
Проанализировав иные положения конкурсной документации, Комиссия не установила наличия указания, что в предложении участников закупки в отношении объекта закупки может содержать иной показатель КБМ.
При этом, Комиссия установила, что в пункте 2 "Описание объекта закупки" раздела "Информационная карта" уполномоченным органом были установлены следующие функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики услуг, являющихся объектом закупки: "Услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств должны быть оказаны в соответствии с Федеральным Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, Правилами, утвержденными "Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П), Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 г N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а так же порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО" (далее - Указание 3384-У) размер страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяется исходя из размера базового страхового тарифа, установленного исходя из типа (категории) транспортного средства, следующих коэффициентов страховых тарифов, носящих вариативный характер:
КТ - Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства;
КБМ - Коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат;
КО - Коэффициент наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством;
КС - Коэффициент периода использования транспортного средства;
КМ - Коэффициент мощности двигателя (для транспортного средства категории "В");
КВС - Коэффициент возраста и стажа водителей, допущенных к управлению транспортным средством;
КН - Коэффициент наличия нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Закона об ОСАГО;
КПР - Коэффициент, предусматривающий управление транспортным средством с прицепом к нему.
При этом, согласно Указанию 3384-У, коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ), зависит от класса собственника транспортного средства (водителя), который в свою очередь зависит от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года " 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года " 34204 ("Вестник Банка России" от 8 октября 2014 года N 93) (далее - сведения).
По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.
По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что КБМ устанавливается в соответствии с Указанием 3384-У и является фиксированным коэффициентом на один год, ввиду чего не может подлежать изменению страховщиками при расчете размера страховой премии (при расчете (формировании) участниками закупки предложения относительно цены контракта).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколам рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по лотам NN1,4,5 заявки САО "ВСК" были признаны несоответствующими требованьям документации по причине того, что в представленных в составе заявок на участие предложениях в отношении объекта закупки значения КБМ не соответствуют требованиям конкурсной документации.
Проанализировав заявки подателя жалобы по Лотам N1, N4, N 5, Комиссия установила, что предложение участника открытого конкурса по указанным лотам в отношении объекта закупки содержит КБМ, отличный от КБМ, установленного в конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия установила, что закупочная комиссия правомерно признала заявки САО "ВСК" не соответствующими требованьям закупочной документации.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
Признать жалобу САО "ВСК" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2016 г. N 2238
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016