Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 декабря 2016 г. N 501/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей сторон уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" на положения аукционной документации утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов ГО "Александровск-Сахалинский район" (в рамках муниципального дорожного фонда)" (извещение N 0161300005616000120),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее - Заказчик) для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов ГО "Александровск-Сахалинский район" (в рамках муниципального дорожного фонда)" (извещение N 0161300005616000120) (далее - аукцион).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
По мнению заявителя, Заказчиком нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при размещении извещения об аукционе и утверждении аукционной документации.
В жалобе Заявитель указывает на следующие доводы:
1. Согласно сведениям, представленным на портале закупок, извещение о проведении аукциона размещено 23.11.2016. Срок начала подачи заявок на участие также установлен как 23.11.2016 и в соответствии с документацией срок подачи заявок в соответствии с Информационной картой до 09.12.2016 09:00. Законом о контрактной системе не установлены требования к порядку установления даты начала подачи заявок, поэтому, руководствуясь положениями части 1 статьи 2 закона о контрактной системе, согласно которой законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, обратимся к положениям гражданского законодательства. В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, размещая извещение о проведении электронного аукциона 23.11.2016, началом срока для подачи заявок необходимо считать 24.11.2016. Следовательно, заказчиком при определении сроков допущены формальные нарушения положений гражданского законодательства и связи с этим начало срока подачи запроса о разъяснении документации в соответствии со ст. 65 Закона о контрактной системе следует считать 24.11.2016.
2. Заказчик устанавливает требования к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе и отражает их в извещении в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе. В данном случае Заказчиком установлено излишнее требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, так как начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 768 341,00 руб.
3. В соответствии с планом-графиком закупки срок размещения извещения об аукционе: октябрь 2016 года. Извещение об аукционе на официальном сайте закупок размещено 23.11.2016. Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком нарушена ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, так как в проект контракт не включено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
5. Заказчиком не установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Заказчиком представлены письменные возражения, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами и считает их необоснованными.
1. В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что в извещении об аукционе указан срок подачи заявок, а именно, дата и время начала подачи заявок 23.11.2016 11:49; дата и время окончания подачи заявок 09.12.2016 09:00.
Установление такого срока, в том числе, его исчисление не противоречит требованиям ст.ст. 42, 63 Закона о контрактной системе.
Права и законные интересы участников закупки не затронуты, так как порядок и сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, Заказчиком соблюдены.
Кроме того, Комиссия не может согласиться с доводом Заявителя, что началом срока для подачи заявок необходимо считать 24.11.2016, так как данное утверждение основано на собственном убеждении Заявителя и неверном толковании норм действующего законодательства. Заказчик четко определил срок подачи заявок, руководствуясь п. 6 ст. 42, ч.ч. 3, 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, первый довод заявителя признается необоснованным.
2. Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно извещению об аукционе Заказчиком установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 768 341,00 руб. Следовательно, дополнительное требование к участникам закупки установлено в нарушение ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя признается обоснованным, а Заказчик нарушившим п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
В соответствии с планом-графиком закупки срок размещения извещения об аукционе: октябрь 2016 года. Извещение об аукционе на официальном сайте закупок размещено 23.11.2016.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно извещению, в том числе, документации об аукционе объектом закупки является капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов. Установлены требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Вместе с тем в ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В связи с этим участник закупки, который является физическим лицом не сможет принять участие в данном аукционе, так как не может иметь свидетельство о допуске к определенному виду работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Учитывая данное обстоятельство, Заказчик вправе не устанавливать в контракте обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, четвертый довод Заявителя признается необоснованным.
5. Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п. 5. ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению об аукционе преимущества не установлены, однако, заказчик в графе преимущества указал, что участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, указание информации в извещении Комиссия расценивает как установление преимущества только лишь в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе.
Также согласно п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В аукционной документации такое требование также установлено.
Таким образом, в извещении и документации Заказчиком установлено требование, предусмотренное ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, следовательно, пятый довод Заявителя признается необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика Комиссией установлены следующие нарушения
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлены требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Также п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 N1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российский Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016.
Постановление Правительства от 29.12.2015 N1457 устанавливает запрет или ограничения на внешнеэкономические операции, предусматривающие ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации в связи с изданием Указа Президента РФ от 28 ноября 2015 года N583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" и в рамках применения специальных экономических мер (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N281-ФЗ).
Вместе с тем, ни статьями 31 , 66 Закона о контрактной системе, ни положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 N 1457 не определены документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работ или услуги условиями запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, в частности, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Однако в аукционной документации Заказчиком установлено требование о представлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44, или копии этих документов, в том числе регламентируемые: Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации турецкими организациями запрещено".
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов ГО "Александровск-Сахалинский район" (в рамках муниципального дорожного фонда)" (извещение N 0161300005616000120) - обоснованной частично.
2. Признать заказчика МКУ "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" нарушившим п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 3 ч. 2 ст. 31, ч. 12 ст. 21, ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии МКУ "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица (лиц) допустившего (их) нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии А.Е. Хлебникова
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 декабря 2016 г. N 501/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016