Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 декабря 2016 г. N 502/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии представителя от уполномоченного органа: Кобякова П.С, доверенность от 11.05.2016 N 1738-29, в отсутствии представителей от заявителя , рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" на положения аукционной документации, утвержденной Отделом жилищного и коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Комплекс работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства" (извещение N 0361300025716000323),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Отделом жилищного и коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Комплекс работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства" (извещение N 0361300025716000323) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, Заказчиком нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при размещении извещения об аукционе и утверждении аукционной документации.
Представители Уполномоченного органа возражал против доводов заявителя, просил признать жалобу необоснованной. На заседание Комиссии представил письменные возражения.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
25.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Заказчиком.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут 12.12.2016 подано 1 заявка от участника, с порядковыми номерами: 1.
В жалобе Заявитель указывает на следующие доводы:
1.По мнению заявителя, заказчик указал код по ОКДП2, не соответствующий предмету закупки, что является нарушением части 2 статьи 42, статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, в извещении об аукционе код по ОКДП2 указан -81.29.12.000. Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг "81.29.12.000 Услуги по подметанию и уборке снега", однако предметом закупки является Комплекс работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства, в соответствии с общероссийским классификатором деятельности, продукции и услуг код по ОКДП2 должен быть указан Код ОКПД 42.11.20.
2.В соответствии с требованиями п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушении данного положения Заказчиком в документации об аукционе Позиция 32 Информационной карты установлено :
Дата начала предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 25.11.2016 года;
Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 10.12.2016 года.
Дата окончания подачи запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе - 08.12.2016 года.
Датой окончания срока предоставления разъяснений: 10.12.2016, несмотря на то, что дата и время окончания подачи заявок приходится на 12.12.2016 в соответствии с Позицией 20 Информационной карты аукциона, соответствующей датой будет 09.12.2016 в рамках положений статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ст. 65 Закона о контрактной системе.
3.Согласно сведениям, представленным на портале закупок, извещение о проведении аукциона размещено 25.11.2016.Срок начала подачи заявок на участие также установлен как 25.11.2016 и в соответствии с документацией срок подачи заявок Позиция 7 Информационной карты "Начало срока подачи заявок в любое время с момента размещения извещения о проведении настоящего электронного аукциона."
В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, размещая извещение о проведении электронного аукциона 25.11.2016, началом срока для подачи заявок необходимо считать 26.11.2016. Следовательно, заказчиком при определении сроков допущены формальные нарушения положений гражданского законодательства и связи с этим начало срока подачи запроса о разъяснении документации в соответствии со ст. 65 N44 ФЗ следует считать 26.11.2016.
4.Учитывая тот факт что Заказчиком не правильно определен код ОКПД2 и правильным кодом будет являться код ОКПД2 42.11.20 заказчику необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Таким образом, ни в документации об аукционе, ни в извещении не содержится требования о соответствии участника закупки этому требованию. Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31, п.6 ч.5 статьи 63 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
5.При выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком не установил срок действия контракта, при этом какого-либо порядка, позволяющего участнику закупки определить (рассчитать) срок действия банковской гарантии документация об аукционе не содержит.
6. В нарушении п.2 ч.5 статьи 66, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчик в аукционной документации не установил требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, предоставление которых является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Комиссия проанализировала 1, 4, 6 довод жалобы и пришла к следующему.
В извещении о проведении электронного аукциона кодовое обозначение закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) присвоено 81.29.12.000.
Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы), которые при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд должны обозначаться соответствующим кодом.
Использованный в ОКПД2 иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования продукции (услуг, работ) предусматривает обозначение первыми двумя цифрами объединенного по определенным признакам класса продукции (услуг, работ). Согласно ОКПД 2 к классу 81 отнесены "Услуги по обслуживанию зданий и территорий".
81.2 - Услуги по чистке и уборке.
81.29 - Услуги по чистке и уборке прочие
Код ОКПД2 81.29.1 - Услуги по чистке и уборке прочие
81.29.12 - Услуги по подметанию и уборке снега. Эта группировка включает: - очистку взлетно-посадочных полос с применением подметально-вакуумных машин; - услуги по подметанию и уборке улиц; - услуги по посыпанию автомобильных дорог песком и солью; - снегоочистку плугом и уборку снега
В своей жалобе ООО "ПАРУ ГРУП" указывает: "по ОКПД 2 должен быть указан Код ОКПД 41.11.20".
Однако к коду подкласса 41.1 отнесено "Код 41.1 ОКПД 2. Документация проектная для строительства".
Далее в жалобе ООО "ПАРУ ГРУП" требуемый код рассматривается под кодом ОКПД 2 42.11.20 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".
При этом объектом рассматриваемой закупки является "Комплекс работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства".
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация).
Исходя из определенных классификатором работ, они подразделены следующим образом:
-капитальный ремонт;
-ремонт;
-содержание автомобильных дорог.
В соответствии с разделом IV Классификатора в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы: работы по зимнему содержанию дорог; работы по содержанию автомобильных дорог, в т.ч. работы по искусственным и защитным дорожным сооружениям; по элементам обустройства автомобильных дорог (уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки; поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения); работы по озеленению; прочие работы, в т.ч. учет интенсивности дорожного движения; поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения, а также других пунктов контроля за дорожным движением, обслуживание и восстановление, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования.
Исходя из указанных видов работ, определенных для содержания дорог, работы, связанные со строительством, в установленном перечне не поименованы.
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), принятого Решением комиссии Таможенного союза N 827 от 18.10.2011 под эксплуатацией автомобильной дороги понимается комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза правовой основой технического регулирования в области безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и их эксплуатации являются международные договоры и законодательные акты государств - членов Таможенного союза по техническому регулированию в сфере автомобильных дорог, настоящий технический регламент.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия (часть 4 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 14.11.2016)"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" распространяется при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Заказчик для проведения электронного аукциона по объекту: "Комплекс работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства" (извещение N 0361300025716000323), установил код ОКПД2 81.29.12.000 "Услуги по подметанию и уборке снега". Данный вид работ не относится к строительным, следовательно, установление в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки не требуется.
Таким образом, первый, четвертый, шестой доводы заявителя признается необоснованными.
Довод 2: Заказчик, согласно представленным письменным возражениям, ссылаясь на п. 11 ч. 1 ст. 64 и ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, считает, что сроки для начала и окончания подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации и ответов на них установлены в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 3, 11, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 20 раздела II Информационной карты дата и время окончания подачи заявок: 12.12.2016 09.00 час (время местное).
В п. 32 радела II Информационной карты аукционной документации установлено: Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе:
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Установление Заказчиком даты окончания срока подачи запроса о разъяснении положений документации - 08.12.2016 года.
Исходя из того, что срок окончания подачи заявок об аукционе установлен - 12.12.2016 09.00 час включительно (по местному времени), то запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе может быть подан участником закупки за три дня до 12.12.2016 т.е. последний день подачи запроса приходится на 08.12.2016 (включительно).
Таким образом, установленный в документации срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия Сахалинского УФАС России признала данный довод необоснованным.
Довод 3: В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что в извещении об аукционе указан срок подачи заявок, а именно, дата и время начала подачи заявок 25.11.2016 18 часов 27 минут дата и время окончания подачи заявок 12.12.2016 09 часов 00 минут.
Установление такого срока, в том числе, его исчисление не противоречит требованиям ст.ст. 42, 63 Закона о контрактной системе.
Права и законные интересы участников закупки не затронуты, так как порядок и сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, Заказчиком соблюдены.
Кроме того, Комиссия не может согласиться с доводом Заявителя, что началом срока для подачи заявок необходимо считать 26.11.2016, так как данное утверждение основано на собственном убеждении Заявителя и неверном понимании норм действующего законодательства. Заказчик четко определил срок подачи заявок, руководствуясь п. 6 ст. 42, ч.ч. 3, 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, первый довод заявителя признается необоснованным.
Довод 5: Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Понятие срока исполнения контракта Законом N 44-ФЗ не детализируется.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Банковская гарантия обеспечения исполнения договора оформляется с победителем аукциона на этапе заключения договора, когда определены день окончания выполнения работ подрядчиком и срок действия банковской гарантии.
Что касается срока действия контракта - это понятие не аналогично сроку исполнения обязательств по контракту. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Но даже при наличии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равнозначна дате, когда обязательство должно быть исполнено в соответствии с условиями контракта (ст. 314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обязательства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ).
Согласно ч. 13 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ сроками исполнения обязательств по контракту являются предусмотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта.
В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации: пункте 12 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" срок поставки товара, выполнения работ и/или оказания услуг: с 01.01.2017 по 31.12.2017.
В пункте 3.1. проекта договора указано: "Срок выполнения Работ Подрядчиком по Договору в полном объеме: с 01.01.2017 г. по 31.12.2016 г.
Согласно п. 11.5 контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчик в аукционной документации установил срок выполнения работ по контракту, следовательно, данный довод заявителя Комиссия признала необоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" на положения аукционной документации, утвержденной Отделом жилищного и коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Комплекс работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства" (извещение N 0361300025716000323 - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии А.Е. Хлебникова
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 декабря 2016 г. N 502/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016