Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СМУ-55" на действия муниципального заказчика - Управления по строительству АМС г.Владикавказа и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) при осуществлении закупки на строительство 9-этажных, 79-квартирных жилых домов в г. Владикавказе (жилые дома поз.1, 2, 3, 4, 5), согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000316002467) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
9 декабря 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ-55" (далее - Заявитель) о нарушении Управлением по строительству АМС г.Владикавказа и Управлением РСО-Алания при проведении Аукциона, Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе Заявитель указал, что:
1. В Аукционной документации Заказчиком установлено требование к соответствию товаров ГОСТам таким образом, что невозможно определить, какому именно ГОСТу должен соответствовать товар. Документ под названием "Техническое задание" содержит требования к 202 различным товарам, без указания на то, какому именно из ГОСТов должен соответствовать тот или иной товар.
2. Заказчиком 07.12.2016 года в ЕИС размещены разъяснения положений аукционной документации, изменяющие ее суть, в связи с чем Заявителю не понятно, чем будет руководствоваться аукционная комиссия - требованиями аукционной документации или разъяснениями заказчика, которые частью аукционной документации не являются.
Так, например для товара п.72 "сиденье для унитаза" установлено требование: нагрузка, которую выдерживают умывальники; по товару N201 "кабель" установлены требования: наружный диаметр, мм 12,0+/- 0.4, внешний диаметр мм, 400, диаметр внутренний, мм 36,6; для товара п.89 "труба" установлен условный проход 50 мм, наружный диаметр 26,8. Вместе с тем, согласно ГОСТу 3262-75 для труб с условным проходом 50 мм, наружный диаметр должен быть 60 мм.
Однако, из ответа на запрос следует, что заявки не будут оцениваться по следующим показателям:
- п.72 - нагрузка, которую выдерживают умывальники;
- п. 201 - диаметр внешний, мм, диаметр внутренний, мм;
- п. 89. Наружный диаметр.
Заявитель считает, что заказчик фактически внес изменения в аукционную документацию по части требований к используемым при выполнении товарам, однако, согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об аукционе не должны изменять ее суть.
3. В п. 17 Технического задания заказчиком установлено следующее требование к товару "Раствор" - по основному назначению растворы - штукатурный, облицовочный, марка по подвижности Пк1 - Пк4.
Согласно п. 6.3.8. раздела "Общие положения" Аукционной документации товар должен соответствовать ГОСТу 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
Данный ГОСТ имеет "ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Подвижность растворной смеси на месте применения в зависимости от назначения раствора".
Согласно данному приложению, штукатурные и облицовочные растворы не следует изготовлять маркой подвижности Пк1.
Т.о. требования к раствору противоречат ГОСТу.
Управление по строительству АМС г.Владикавказа указало, что с доводами жалобы не согласны, по следующим основаниям:
1.Заказчиком установлен перечень ГОСТов, которым должны соответствовать товары и материалы, предлагаемые участником. Закон о контрактной системе не содержит положений, обязывающих заказчика указывать номера стандартов в привязке к конкретным товарам и не запрещает указание ГОСТов в виде единого перечня.
Заявителем заявка на участие в закупке не подавалась, правом на подачу запроса о разъяснении положений документации участник также не воспользовался. От других участников запросов в отношении правил указания ГОСТов не поступало.
2. Ответ на запрос, опубликованный в единой информационной системе, полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В данном разъяснении суть аукционной документации не изменена, а устранены содержащиеся в ней противоречия. Ответ на запрос не содержит новых требований, а лишь разъясняет порядок применения положений уже сформированной аукционной документации в целях недопущения введения участников закупки в заблуждение.
3. Требования, установленные к товару 17 "Раствор", государственному стандарту полностью соответствуют, поскольку приложение Б ГОСТГОСТ 28013-98 "Подвижность растворной смеси на месте применения в зависимости от назначения раствора" является рекомендуемым, а не является обязательным к исполнению.
Поскольку требования ГОСТа не запрещают использование штукатурных и облицовочных растворов марки Пк1, требование документации стандарту соответствует.
Так же действия заказчика никак не могли ограничить права и интересы заявителя, поскольку он не соответствует требованиям, установленным в документации, а именно: наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданное саморегулируемой организацией (п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство).
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N55 Управление, как уполномоченный орган получил заявку от Управления по строительству АМС г.Владикавказа на осуществление закупки на строительство 9-этажных, 79-квартирных жилых домов в г. Владикавказе (жилые дома поз.1, 2, 3, 4, 5), согласно техническому заданию и проектно-сметной документации.
На основании указанной заявки, Управлением РСО-Алания была разработана и размещена в единой информационной системе Аукционная документация (извещение N0310200000316002467).
1.В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям.
Заказчик вправе детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Следовательно, в силу прямого указания закона заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки установлены в Техническом задании и проектно-сметной документации Заказчика. В связи с чем, считают указанные доводы жалобы не обоснованными.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
06.12.2016 года от участника электронного аукциона поступил запрос N547694 о даче разъяснений положений документации о указанном аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
07.12.2016 года в адрес Уполномоченного органа исх. N 3341 от Заказчика Управления по строительству администрации местного самоуправления г.Владикавказ поступил ответ на указанный запрос о даче разъяснений положений документации, который размещен 07.12.2016 года, в сроки и в порядке предусмотренные ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе в единой информационной системе.
В связи с чем, считают доводы жалобы не обоснованными, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 28.07.2016 года в Единой информационной системе Управление РСО-Алания разместило извещение N0310200000316001528 о проведении электронного аукциона (далее - Аукцион) и Документацию для проведения указанного Аукциона, разработанную 24.11.2016 года Управлением РСО - Алания (далее - Аукционная документация) на основании заявки Управления по строительству АМС г.Владикавказа на проведение электронного аукциона по определению подрядчика от 24.11.2016 года.
Согласно пункту 6.3.8 Аукционной документации, товары, применяемые при выполнении работ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15062-83, ГОСТ 10621-80, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 21485-94, ГОСТ 2246-70, ГОСТ 23695-94, ГОСТ 24045-2010, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 21485-94, ГОСТ 25809-96, ГОСТ 19681-94, ГОСТ 23289-94, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 8292-85, ГОСТ Р 53630-2015, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 10923-93, ГОСТ 11955-82, ГОСТ 12172-74, ГОСТ 125-79, ГОСТ 12871-2013, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 283-75, ГОСТ 2889-80, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 30547-97, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 32304-2013, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 32496-2013, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 481-80, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8242-88, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9548-74, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 22689-2014, ГОСТ 31311-2005, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 32415-2013, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 3822-79.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
То есть, пункт 6.3.8 Аукционной документации соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что требования к качеству, техническим характеристикам товаров, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара указаны в техническом задании и проектно-сметной документации.
Согласно Требований к товарам, применяемым при выполнении работ, приложенным к Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
- раствор (пункт 17 Требований) штукатурный, облицовочный, с маркой по подвижности: Пк1 - Пк4. Вместе с тем, согласно п. 6.3.8. раздела "Общие положения" Аукционной документации, товар должен соответствовать ГОСТу 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия". Согласно Приложению Б к указанному ГОСТу "Подвижность растворной смеси на месте применения в зависимости от назначения раствора", штукатурные и облицовочные растворы не рекомендуется изготавливать маркой подвижности Пк1. Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования при выполнении работ, раствора с нерекомендуемым действующим ГОСТом показателем марки по подвижности;
- сиденье для унитаза (пункт 72 Требований), с нагрузкой, которую выдерживают умывальники - не менее 1,50 кН (кгс). Вместе с тем, из контекста требований пункта 72 понятно, что указанное является технической ошибкой и что требование касается нагрузки, которую выдерживают именно сиденья для унитаза;
- трубы (пункт 89 Требований) с условным проходом 50 мм, наружным диаметром 26,8. Однако, согласно ГОСТу 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные, Технические условия", для труб с условным проходом 50 мм, наружный диаметр должен быть 60 мм. Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования при выполнении работ нестандартного наружного диаметра труб;
- кабель (пункт 201 Требований) с наружным диаметром 12,0 мм, внешним диаметром 400 мм и внутренним диаметром 36,6 мм. Вместе с тем, действующий ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Общие технические условия" не содержит кабеля с указанными размерами внешнего и внутреннего диаметра, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования при выполнении работ, кабеля с нестандартным наружным и внутренним диаметром.
Действия должностного лица Управления по строительству АМС г.Владикавказ, по вине которого утверждена Аукционная документация с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В силу частей 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
06.12.2016 года в уполномоченный орган поступил запрос на положения Аукционной документации, в котором были заданы следующие вопросы:
- может ли участник для показателя по пункту 72 "сиденье для унитаза" по значению "нагрузка, которую выдерживают умывальники" указать значение "не нормируется, поскольку он относится к умывальникам, а не к сиденьям для унитаза;
- для товара 201 "кабель" просили уточнить характеристики диаметра внешнего и диаметра внутреннего;
- по пункту 89 "труба" просили уточнить, может ли участник в заявке указать значение, соответствующее ГОСТу на данный товар.
07.12.2016 года в ЕИС размещено разъяснение положений Аукционной документации N547694, которое было дано Управлением по строительству АМС г.Владикавказа (исх. N15/375 от 07.12.2016 года), из которого следует, что при рассмотрении заявки не будут оцениваться по следующим показателям:
- для товара 72 - нагрузка, которую выдерживают умывальники;
- для товара 201 - диаметр внешний, диаметр внутренний;
- для товара 89 - наружный диаметр.
Анализ ответа на запрос о разъяснении положений Аукционной документации свидетельствует о том, что заказчиком не дан ответ ни на один из поставленных в запросе вопросов, при этом изменена суть Технического задания Аукционной документации, то есть нарушены требования частей 4 и 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица Управления по строительству АМС г.Владикавказ, выразившиеся в нарушении порядка разъяснений положений аукционной документации, установленного частями 4 и 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу ООО "СУ-55" на действия муниципального заказчика - Управления по строительству АМС г.Владикавказа и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд при осуществлении закупки на строительство 9-этажных, 79-квартирных жилых домов в г. Владикавказе (жилые дома поз.1, 2, 3, 4, 5), согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000316002467).
2. Признать Управление по строительству АМС г.Владикавказа нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 и частей 4 и 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению по строительству АМС г.Владикавказа и Управлению РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА340-12/16 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Управления по строительству АМС г.Владикавказа, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Управление по строительству АМС г. Владикавказа
Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд
Оператор электронной площадки АО ЕЭТП
ПРЕДПИСАНИЕ N А340-12/16
об устранении нарушений законодательства РФ
о контрактной системе
16 декабря 2016 года г.Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
на основании решения Северо-Осетинского УФАС России от 16 декабря 2016 года по делу NА340-12/16, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "СМУ-55" на действия муниципального заказчика - Управления по строительству АМС г.Владикавказа и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) при осуществлении закупки на строительство 9-этажных, 79-квартирных жилых домов в г. Владикавказе (жилые дома поз.1, 2, 3, 4, 5), согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000316002467) (далее - Аукцион),
и в результате проведения внеплановой проверки проведения закупки, руководствуясь частями 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному заказчику - Управлению по строительству АМС г.Владикавказа и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0310200000316002467 на строительство 9-этажных, 79-квартирных жилых домов в г. Владикавказе (жилые дома поз.1, 2, 3, 4, 5), для чего провести рассмотрение первых частей заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом решения Северо-Осетинского УФАС России по делу NА340-12/16 от 16.12.2016 года, и не рассматривать первые части заявок на участие в Аукционе на соответствие требованиям Аукционной документации по следующим показателям:
- по марке раствора по подвижности пункта 17 Требований к товарам, применяемым при выполнении работ, приложенным к Техническому заданию Аукционной документации (далее - Требования);
- по нагрузке, которую выдерживают умывальники пункта 72 Требований "сиденье для унитаза";
- по наружному диаметру труб пункта 89 Требований;
- по наружному и внутреннему диаметру кабеля пункта 201 Требований.
2. Оператору электронной площадки - АО ЕЭТП предоставить возможность Управлению по строительству АМС г.Владикавказа и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3. Управлению по строительству АМС г.Владикавказа, Управлению РСО-Алания и оператору электронной площадки - АО ЕЭТП в срок до 11.01.2017 года представить в Северо-Осетинское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2016 г. N А340-12/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016