Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2016 г. N 2-57-13956/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А.Исаевой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г.Абегяна,
при участии представителя ГБУЗ "ДГП N 12 ДЗМ": Пронько Н.А.,
в отсутствии представителей ООО "Канцтовары", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/55678 от 24.11.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Канцтовары" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 12 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на изготовление и поставка расходных материалов для организации делопроизводства и учета ГБУЗ "ДГП N 12 ДЗМ" (Закупка N 0373200314316000051) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.11.2016 NМГ/55678 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, являются избыточными и противоречат положениям соответствующих стандартов.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) Заказчиком установлено требование к таким показателям, как: разрывная длина бумаги, массовая доля золы, прочность на излом, абсолютное сопротивление раздирания, разрушающее усилие, жесткость в продольном направлении, жесткость в поперечном направлении, устойчивость к изгибу, устойчивость к истиранию, слипание, прочность окраски к сухому трению, светостойкость, влажность, а также к ярлыку на обложке: степень проклейки, массовая доля золы, стойкость поверхности бумаги к выщипыванию, разрывная длина и т. д.,
Согласно доводам жалобы, вышеуказанные требования могут вводить в заблуждение участников закупки, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приемо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
2) в п. 6 "Биохимические и гормональные исследования" Заказчиком установлены следующее требования: "Формат А4, требования к бумаге: класс бумаги не ниже В, марка бумаги Kym Lux; Future multitech или эквивалент, назначение компьютерное заполнение, масса 1 м 80
2 г, яркость 95-98 %, непрозрачность не менее 93 %, толщина 102-105 мкм, гладкость от 240 до 260 мл/мин, абсолютная влажность ~ 4 %, жесткость в поперечном, продольном направлении не менее 55 мН, пухлость свыше 1,20 до 1,35 см
/г, разрывная длина, не менее, в поперечном, продольном направлении не менее 2,5 км, *разрешительная способность до 600 dpi, требования к печати: способ рулонная или листовая, красочность 4+0 (CMYK/Pantone), суммарное значение тона не более 300 %, CIELAB координаты: L не более 92, a более -1, b более -4, глянец от 5 %, яркость ИСО до 95, координаты цвета: черный (K ) (L, a, b)соответственно: свыше 30, менее 2, более 0, голубой (C) (L, a, b)соответственно: от (57, -26, -44 ), пурпурный (M) (L, a, b)соответственно: более 53, не более 58, менее -1, желтый (Y) (L, a, b)соответственно: от 85, от -5, до 76, красный (R) (L, a, b) соответственно: должны быть менее (53, 24 26), зеленый (G) (L, a, b) соответственно: должны быть более 52, -43, 12, синий (B)СООТВЕТСТВЕННО: (L, a, b) соответственно: превышают (36, 7, -31), C+M+Y (L, a, b)соответственно: до (33, 1, 1), требования к шрифтовому оформлению, кегль шрифта не менее 8 п, начертание нормальное светлое прямое, тип гарнитуры Times, размер шрифта не более 3,01 мм, при этом высота прописной буквы не может быть ниже 2 мм". В инструкции Заказчиком указано, что при подготовке заявки участник должен руководствоваться: Национальным Стандартом РФ ГОСТ Р 54766-2011 в части офсетной печати. Заказчиком установлено следующие диапазонное значения к Координате цвета: красный (R) (L, а, Ь) соответственно: должжны быть менее (53, 24 26). Так как в инструкции заказчиком четко указано, что при наличии в аукционной документации показателей, сопровождающихся "менее", "<", "ниже", "максимальное значение", "уже" участник должен предложить показатель, имеющий значение меньше заявленного заказчиком. Соответственно конкретное значение, которое согласно инструкции и требованию заказчика участник закупки может указать - "23" и меньше, что не соответствует норме ГОСТ Р 54766-2011 - "53".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы:
1) в п. 34 (главный филиал) Заказчиком установлено: "Плотность картона не менее 0,7 г/мЗ; Соответствие ГОСТ 7950-77". ГОСТом 7950-77 не предусмотрена такая единица измерения для плотности картона, как г/мЗ. Данным ГОСТ установлено "Плотность, г/смЗ, не менее". В п. 28, 29, 30-34, 38 (главный филиал); 10, 15, 16, 25, 44 (филиал N 1); 19, 20, 21, 22 (филиал 1) Заказчиком установлено: "Толщина бумаги-основы - 153-197 мкм; Нормативный документ - ГОСТ 9995-75". ГОСТом 9995-75 не предусмотрена такая единица измерения для толщины бумаги-основы, как мкм. Данным ГОСТ установлено "Толщина, мм". Кроме того в п. 10 (главный филиал); 8, 28 (филиал N 1) Заказчиком установлено: "Формат 148x420" но без указания единицы измерения. В позиции 29 (филиал N 1) Заказчиком установлено: "белизна не более 82"; в позиции 44 (филиал N 1) - "белизна со стороны покровного слоя 73 - 86"; в позиции 44 (филиал N 1) - "белизна 60 - 89", но также без указания единицы измерения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования не вводят в заблуждение участников закупки, поскольку г/смЗ и мкм являются стандартными единицами измерения.
Кроме того в инструкции к Форме 2 указано, что при указании конкретных характеристик участник обязан руководствоваться настоящей инструкцией и учесть, что указание единиц измерения всех параметров является обязательным. Участник электронного аукциона в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения. Все размеры товаров/материалов указаны заказчиком в мм, показатели температуры в градусах Цельсия, белизна в процентах, если технической частью документации не предусмотрено иное.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
2) в инструкции к Форме 2 заказчиком установлено, что сведения, содержащиеся в заявке на участие в аукционе в электронной форме, не должны допускать двусмысленных толкований. Участнику аукциона в первой части своей заявки на участие в аукционе в электронной форме на каждую единицу товара (товара, применяемого при выполнении работ), являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к их характеристикам необходимо предоставить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, в отсутствии слов "должен", "типа", "минимальный", "максимальный", "пе менее", "не более", при употреблении вышеперечисленных слов со знаком двоеточие, слова являются частью наименования показателя и изменению не подлежат, не допускаются: "эквивалент", "аналог", "от", "до", "превышать", "как минимум", "в полном соответствии", не допускается ставить знаки "+", "-", "<", ">" и т.п.). В позиции 4 (филиал 1) заказчиком установлены следующие требования к бумаге: "тип бумаги газетная, масса бумаги площадью 1м2 ИСО 536 43,0 - 50,8 г, абсолютное сопротивление раздиранию (при наличии) не менее 186(19) мН(гс), разрывная длина (при наличии), не менее, для рулонной/листовой печати не менее 2800 м, гладкость, не менее: 45-50 с, белизна (при наличии) 60 %, влажность 82 %, плотность не менее 0,59 г/смЗ, сорность не более: при площади соринок:, от 0,5 до 1,5 мм
0-75 соринок на 1 м
, от 1,5 до 2, Омм' до 9 соринок на 1 м
, свыше 2, Омм
не допускается, непрозрачность не менее 93 %, нормативный документ ГОСТ 6445-74". Таким образом, согласно инструкции по одним показателям необходимо предоставить конкретное значение в отсутствии слов "не менее", "не более", по другим показателям данные слова необходимо оставить, так как согласно инструкции в случае употребления вышеуказанных слов со знаком двоеточие, данные слова считаются частью наименования показателя и изменению не подлежат.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, подтверждающих обоснованность установления вышеуказанных требований в инструкции по заполнению заявки.
3) в инструкции Заказчиком прописано, что участнику аукциона в первой части своей заявки на участие в аукционе в электронной форме на каждую единицу товара, являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к их характеристикам необходимо предоставить конкретное предложение. Таким образом, прописывая в инструкции требование "не допускается ставить знаки "+", "-", "<", ">" и одновременно требование "Участник должен указывать реальные значения характеристик, которые не должны противоречить действующим ГОСТ", может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку ГОСТом Р 54766-2011 показатели установлены таким образом, что не возможно предоставить конкретное значение без указанных выше знаков. Так, например, заказчиком в данной позиции установлено требование к координате цвета: зеленый (G) (L, а, Ь): должжны быть более 52, -43, 12, согласно ГОСТ Р 54766-2011: зеленый (G) (L, а, Ь): 53, -42, 13.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению заявки знак "-" не допускается указывать в качестве неконкретного значения, например: количество отверстий 5-6. Требование о необходимости указания координат с отрицательными числами установлены в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 54766-2011, в документации требовалось указать координаты с отрицательным значением, в нормативном документе отрицательное значение, что не вводит в заблуждение участников закупки.
4) в п. 25 (филиал М 1) к "Истории развития ребенка (мед.карта) мальчики" и "Истории развития ребенка (мед.карта) девочки" Заказчик для одинаковых бланков и журналов по одним и тем же показателям устанавливает разные требования к техническим характеристикам, тем самым намеренно усложняя описание объекта закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что после того как объем работ для это закупки уже сформирован и выделена определенная сумма, поступила претензия из горвоенкомата, о том, что полученная по запросу медицинская карта призывника в нижней части листов нечитаема и обложка карты разрушена, в связи с чем последовало указание руководства о необходимости при формировании заявки на медицинские карта ребенка требовать использование при изготовлении более плотный картон и бумагу. Поскольку дополнительного финансирования не предусматривалось, было принято решение в данной закупке выполнить указание только для медкарт для мальчиков. Была увеличена масса картона для обложки, и указана бумага машинной гладкости, т. к. она имеет большую толщину, чем каландрированная.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Канцтовары" на действия ГБУЗ "ДГП N 12 ДЗМ" обоснованной в части установления излишних требований к товарам, в части установления требований к товару по п. 6 противоречающих ГОСТ.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Канцтовары" по делу о нарушении Закона об осуществлении закупок N 2-57-13432/77-16 от 21.11.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.Г. Абегян
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2016 г. N 2-57-13956/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2016