Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 декабря 2016 г. N 2-57-15048/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Э.М. Бурлакова,
при участии представителей:
ФКУ "АППАРАТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ": Петровского С.Л., Ефимова Р.В.,
в отсутствие представителей ООО "Тендер-Билд", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/60109 от 15.12.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Тендер-Билд" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "АППАРАТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений и прилегающей территории (Закупка N 0373100064916000042) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.12.2016 NМГ/60109 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В сведения о качестве технических характеристик товара Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п.106 "Щебень" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам не должна быть равна и более; Масса пирита; Содержание фосфорита; Масса сульфатов и сульфидов % в пересчете на серный ангидрид; Масса угля и древесных остатков; Содержание % нефелина; Щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки с числом циклов; потеря массы после испытания %; Насыщение в растворе сернокислого натрия-высушивание число циклов; потеря массы после испытания.
- В п.73 "Кальций хлористый" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Массовая доля хлористого кальция; Массовая доля сульфатов в пересчете на сульфат-ион; Массовая доля прочих хлоридов, в том числе MgCi2, в пересчете на NaCl; Массовая доля магния в пересчете на MgCl2; Массовая доля не растворимого в воде остатка; Массовая доля железа, (Fe).
- В п.23 "Средство для удаления следов скотча" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Состав: углеводородов; неионогенных ПАВ; газ пропилен; ацетилена и метилацетилена; углеводородов С4; диеновых углеводородов (пропадиена и бутадиена); этана и пропана; массовая доля воды; гликоли.
- В п.11 "Щелочное средство для ручной и машинной уборки" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Содержание натрий метасиликат; Содержание натрия триполифосфата.
- В п. "Пенное средство (кол-во:15 л.)" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Средство должно содержать более 400 мг/л активного хлора. Плотность должна быть менее 1,2 г/см3.
- В п.10 "Средство для глубокой чистки поверхностей неустойчивых к щелочи" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Содержание диэтилен гликоль бутилового эфира; Содержание 1- фенокси-2-пропанол; Содержание 2- этилгексил сульфат натрия.
- В п.1 "Универсальное моющее средство" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Содержание sodium C13-17 alkane sulfonate.
- В п.12 "Средство на основе растворителей" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Температура Вспышки; Динамическая вязкость.
- В п.13 "перчатки латексные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Усилие при разрыве до ускоренного старения; Удлинение при разрыве до ускоренного старения, после ускоренного старения; Усилие при разрыве после ускоренного старения.
- В п.15 "средство для глубокой и послестроительной очистки" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Коэффициент преломления.
- В п.16 "Средство для чистки устойчивых загрязнений" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Состав массовая доля щавелевая кислоты не менее 6,5%, аэросил технический (потери в массе при прокаливании не более 2%, насыпная плотность если нормируется, то 40-140 г/л, удельная поверхность по методу БЭТ 150-420 м2/г, массовая доля крупных частиц не более 0,05%), ПАВ, активный добавки, загуститель, абразив, отдушка, дистиллированная вода; характеристика воды массовая концентрация остатка после выпаривания, менее 7, массовая концентрация веществ, восстанавливающих KMnO4 (O), менее 0,8 рН воды менее 7 6 удельная электрическая проводимость при 20оС, менее 7*10 в минус первой - четвертой степени молекулярная масса более 8,01; характеристики отдушки массовая доля суммы камфена и трициклена, не менее 73 температура начала кристаллизации не ниже 20 степень воспламенения В1- В3.
- В п.18 "Моющее средство для ручной и машинной уборки" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Состав очищенная вода (массовая концентрация остатка после выпаривания менее 8 мг/дм3, удельная электрическая проводимость при 20оС не ниже 3*10 в минус первой - четвертой степени См/м, рН воды не более 6,6) , оптимизированная смесь анионных ПАВ или неинногенных ПАВ, комплексообразователь и/или модификатор реологии и/или консервант и парфюмерная композиция или отдушка: (массовая доля суммы камфена и трициклена, % не менее 73).
- В п.104 "Полотенца бумажные рулонные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям, мм; Поверхностная впитываемость 0,1 мл воды, с; Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям во влажном состоянии; рНх.э. Водной вытяжки; Интенсивность постороннего запаха.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
Вместе с тем, Заказчиком установлены требования к характеристикам щебня, такие например как "Щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки с числом циклов", согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" показатели морозостойкости щебня и гравия при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием должны соответствовать указанным в таблице 8.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика отсутствуют единицы измерения, а именно рН концентрата: от 8 до 10, измеряется в единицах,
Также в сведениях о качестве технических характеристик товара Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- п.11 "Рабочий интервал температур: не менее 15 не более 70", что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему", при этом, слова "не более" и "не должен превышать" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему и менее указанного соответственно", Заявителю непонятно, как можно указать интервал одним конкретным значением.
- В п.22 Заказчик установил требование "ССК в воздухе: более 500", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку, не предоставляется возможным определить значение слова "ССК", а также отсутствуют единицы измерения.
- В п.23 Заказчик установил требование "Степень воспламенения: не менее В1, не более В3", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку, ГОСТ 30402-96 "Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость" регламентирует "Степень воспламеняемости".
- В п.104 Заказчик устанавливает требование: "Длина рулона: > 70 м. Мм", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в требуемом значении действует единица измерения "метр", в то время, как в требуемых "единицах измерения" стоят "миллиметры",
- В п.106 "Щебень" Заказчик устанавливает требование: "потеря массы после испытания, %, не более от 5 до 10", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно таблице 8 ГОСТ 8267-93 потеря массы после испытания, соответствующие марке F200 должны быть не более 5.
- В п.79 Заказчик устанавливает требование: "Внешний вид Должно представлять собой концентрированную или разбавленную прозрачную; голубую; желтую; другого цвета жидкость. Значение рН не должно быть больше 12", "Состав Состав должен быть: вода, ИПС, краситель, отдушка, антистатик. Содержание NH3 менее 2% Должны присутствовать активные добавки", что может вводить участников закупки согласно требованиям Заказчика, обязательно должен присутствовать краситель, в то время как выше предоставляют выбор между цветной и прозрачной жидкостью, а также в свойствах Заказчик требует указать присутствие либо отсутствие нитрида водорода в составе, при этом требует указать содержание NH3(нитрид водорода) в составе.
Заказчиком в сведениях о качестве технических характеристик товара указаны требования к товарам, которые используются при выполнении работ, например:
- В п.90 Заказчиком в графе "Требуемая характеристика (показатель)" установлено требование "Показатель pH>" в графе "Требуемое значение" установлено требование "7.0 единиц",
- В п.65 Заказчиком в графе "Требуемая характеристика (показатель)" установлено требование "Коэффициент преломления не" в графе "Требуемое значение" установлено требование "должен быть более 7,0",
- В п.84 Заказчиком в графе "Требуемая характеристика (показатель)" установлено требование "Размер: более" в графе "Требуемое значение" установлено требование "400 х 700 мм.",
- В п.87 Заказчиком в графе "Требуемая характеристика (показатель)" установлено требование "Срок хранения должен быть более:" в графе "Требуемое значение" установлено требование "концентрата 10 месяцев, рабочих растворов 10 суток",
- В п.106 Заказчиком в графе "Требуемая характеристика (показатель)" установлено требование "потеря массы после испытания, %, не более" в графе "Требуемое значение" установлено требование "от 5 до 10".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в колонке "Требуемая характеристика (показатель)" частиц "не", слов "более", словосочетаний "должен быть более", а также знаков ">", поскольку данная графа не подлежит изменению Заявителем, что может вводить участников в заблуждение, а также не позволяет корректно заполнить заявку на участие в данном аукционе.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком сведениях о качестве технических характеристик товара Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности: п.92, п.16, п.82, п.90.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив при этом, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка по п.92, п.16, п.82, п.90, 109.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании непредоставления указанных сведений или несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, в инструкции по заполнению Заказчика отсутствует правило чтения знаков.
В сведения о качестве технических характеристик товара Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- п.4 "Молекулярная масса Должна быть около 249,68",
- п.6 "pH концентрата около 4,0",
- п.18 "Коэффициент преломления около 10",
- п.59 "Коэффициент преломления около 15,2 или 15,8",
- п.65 "pH концентрата около 2,5",
- п.74 "Запах Может быть лимон или апельсин или зеленое яблоко или отсутствовать",
- п.81 "Расход в пределах 500 - 700 г на 280 м",
- п.79 "Внешний вид Должно представлять собой концентрированную или разбавленную прозрачную; голубую; желтую; другого цвета жидкость. Значение рН не должно быть больше 12", "Состав Состав должен быть: вода, ИПС, краситель, отдушка, антистатик. Содержание NH3 менее 2% Должны присутствовать активные добавки",
- п.84 "Размер: более: 400 х 700 мм",
- п.99 "Размер мешка: должны входить в диапазон 50х120 см".
Согласно доводам жалобы заявителя, в инструкции по заполнению заявки, Заказчиком не установлено правило чтения таких слов и словосочетаний как: "Может быть", "в пределах", "около", также Заказчиком не установлено значение совместного применения "или" и ",", а также "или" и ";", также в инструкции не указано каким образом требование "более" соотносится с размерами.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании непредоставления указанных сведений или несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
3. Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ списком с привязкой к пунктам составленным не по порядку, что не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика, а также может повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ, что также позволяет определить соответствие конкретного товарам определенному нормативному документу.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тендер-Билд" на действия ФКУ "АППАРАТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ" обоснованной в установления неправомерных требований к товарам, а также отсутствия правил чтения знаков в инструкции по заполнению заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64, п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: И.С. Максимов
Э.М. Бурлаков
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 декабря 2016 г. N 2-57-15048/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016