Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 15.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" от 08.12.2016 N2035-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.09.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал, что в п.5 Информационной карты заказчиком установлено требование к месту выполнения работ. Указано:
1. |
Место, условия и сроки выполнения работ |
Место выполнения работ - Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Мегион, 21 микрорайон. |
Однако согласно школьному курсу географии Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ - это два разных региона.
Таким образом, исходя из требований аукционной документации невозможно определить реальный адрес выполнения работ, что вводит в заблуждение участников и ограничивает конкуренцию.
Заказчик письменно возразил, что извещением о проведении электронного аукциона установлено: "Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Российская Федерация, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Мегион г, 21 микрорайон".
П. 5 Информационной карты аукциона установлено: "Место выполнения работ - Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Мегион, 21 микрорайон".
В соответствии со ст. 18 главы 3 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 апреля 1995 года "Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в состав Тюменской области".
А учитывая тот факт, что в Российской Федерации существует только один г. Мегион, считаем, что довод Заявителя о том, что он был введен в заблуждение, является несостоятельным, а ссылка на школьный курс географии не может быть принята во внимание.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
2. В п.4.3.14 Проекта контракта установлено требование: "4.3.14. Подрядчик обязан предъявить исполнительную съемку в 2 экз. на бумажном и электронном носителе в программе "Mapinfo"".
Однако объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта, а не съемка его с помощью специальных программных средств.
MapInfo - это геоинформационная система, позволяющая создавать и анализировать карты различного назначения. MapInfo позволяет решать сложные задачи географического анализа на основе реализации запросов и создания различных тематических карт, осуществлять связь с удаленными базами данных, экспортировать географические объекты и другие программные продукты.
Считаем, что дополнительное требование о предоставлении сведений в программе, не имеющей отношение к объекту закупки, не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, требование о наличии у подрядчика программного продукта без возможности предложения эквивалентного ПО ограничивает конкуренцию и является нарушением ч.2 чт.31 ФЗ-N44.
Заказчик письменно указал, что объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка).
Согласно п. 1.1. Проекта контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г. Мегионе" (Корректировка), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 5).
Как следует из п 1.3. Проекта контракта Подрядчик обязуется построить и сдать объект, готовый к эксплуатации, в установленном порядке.
Согласно п. 4.3.14. Проекта контракта установлено, что Подрядчик обязан предъявить исполнительную съемку в 2 экз. на бумажном и электронном носителе в программе "Mapinfo".
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заинтересованное лицо должно представить в составе документов схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, а также расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка.
Учитывая изложенное, предоставление Подрядчиком исполнительной съемки в 2 экз. на бумажном и электронном носителе в программе "Mapinfo" необходимо Заказчику для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обусловлено потребностями Заказчика.
Поскольку объектом закупки не является приобретение программного продукта, Заказчик не обязан устанавливать требование об эквивалентности в соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, предоставление исполнительной съемки в программе "Mapinfo" обусловлено тем, что вышеуказанная программа уже установлена у Заказчика, таким образом, данные требования обусловлены также совместимостью данного программного продукта с уже установленными программными продуктами Заказчика, выполнение исполнительной съемки в другой программе повлечет дополнительное расходование бюджетных средств, что недопустимо.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
3. В позиции 166 заказчиком установлено требование:
Однако Влажность - показатель содержания воды в физических телах или средах. Влажность характеризуется количеством воды в веществе, выраженным в процентах (%) от первоначальной массы влажного вещества.
Таким образом, влажность воздуха не измеряется в градусах Цельсия. Заказчиком установлено невыполнимое требование, не позволяющее предоставить достоверные сведения в заявке, что является нарушением ст.33 ФЗ-N44 и ограничивает конкуренцию.
Заказчик письменно указал, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
"1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта".
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию "Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ" установлено требование к товару "Воздухонагреватель" (п. 166), а именно - Влажность входящего воздуха не более - 46оС, Влажность выходящего воздуха не менее 18оС.
Заказчиком установлены требования к характеристикам рабочего значения температур входящего и выходящего воздуха, таким образом определяется рабочая производительность воздухонагревателя, необходимая для выполнения подогрева воздуха в помещении.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку пунктом 166 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) установлены требования к показателю "влажность", параметры которого измеряются в процентах (%).
4. В позиции 158 заказчиком установлено требование:
В соответствии с действующим ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", на который ссылается заказчик, марки по морозостойкости имеют следующий вид:
Заказчиком установлено: "Морозостойкость должна быть более F150", не ясно какой метод необходим заказчику первый или второй.
При этом от того какими будет бетон по морозостойкости по первому или по второму базовому методу, будет зависеть будут ли применены воздухововлекающие (газообразующие) добавки или нет, что впоследствии будет влиять на закупочную стоимость бетона. Неоднозначность требований заказчика не позволяет определить потребность заказчика и подготовить заявку.
Аналогичное, противоречащее ГОСТ требование установлено заказчиком в позиции 144.
Заказчик письменно возразил, что согласно ч.2 п. ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком по позиции 155 "Бетон тяжелый класс В35" установлены требования, в том числе, к морозостойкости бетона - "Морозостойкость должна быть более F150".
Также, Заказчиком установлено требование о соответствии товара "Бетон тяжелый класс В35" требованиям ГОСТа 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
В соответствии с п. 4.3.1. ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия по морозостойкости бетон подразделяют:
-на марки по первому базовому методу: F50, F75, F100, F150, F200, F300, F400, F500, F600, F800, F1000;
- на марки по второму базовому методу: F100, F150, F200, F300, F400, F500.
При этом общие требования ГОСТа не исключают право заказчика приобретать товары с показателями в пределах установленных ГОСТом параметров, и в указанных пределах самостоятельно определять конкретные характеристики для предлагаемого к поставке товара с учетом собственных потребностей.
Кроме того, задачей законодательства о закупках является, прежде всего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком не установлены требования к методу морозостойкости, т.к. функциональные и качественные характеристики бетона выражаются в значении морозостойкости, а не в методе его определения. При этом участник вправе самостоятельно определять метод морозостойкости предлагаемого при выполнении работ бетона.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
5. В позиции 4 "Проволока" заказчиком установлено требование:
Абсурдность требования заказчика вводит участников в заблуждение. Исходя из буквального толкования требования заказчика следует, что:
Диаметр сердечника = Диаметр сердечника / диаметр стержня.
Однако такое возможно только в случае если диаметр стержня равен 1 мм. При этом согласно техническому заданию:
При этом согласно ГОСТ 7372-79 диаметр сердечника будет вычисляться путем умножения диаметра стержня на отношение диаметра сердечника к диаметру проволоки.
Таким образом, требования заказчика противоречат положениям ГОСТ, что делает невозможным подготовку заявки. Ни один из участников не сможет предоставить достоверные сведения, а следовательно любой допуск будет являться незаконным.
Заказчик письменно возразил, что в Приложении N 2 к Техническому заданию установлено требование к товару "Проволока канатная" (п. 4), а также соответствие товара требованием ГОСТа 7372-79 Проволока стальная канатная. Технические условия.
В соответствии с таблицей 2 ГОСТа 7372-79 Проволока стальная канатная. Технические условия:
|
|
|
Номинальный диаметр, мм |
Отношение диаметра сердечника к диаметру проволоки групп |
|
|
С, Ж |
ОЖ |
От 0,18 до 1,45 |
2 |
4 |
Св. 1,45 |
3 |
6 |
По позиции 4 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: "сердечник диаметром, равным отношению диаметра сердечника к диаметру стержня 3;6".
При этом, в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки "в случае перечисления характеристик в сопровождении знака ";" означает, что участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору, кроме характеристик прочности на сжатие теплоизоляционного материала, где участник должен указать все требуемые значения".
То есть Заказчиком установлено требование стойкости покрытия проволоки при навивке на цилиндрический сердечник диаметром, равным отношению диаметра сердечника к диаметру стержня проволоки 3;6.
Исходя из того, что Заказчиком установлено требование к диаметру проволоки "более 2,6 мм", то участник должен указать значение отношения диаметра сердечника к диаметру проволоки 3 или 6 соответствующее значению предлагаемой группы.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
6. В позиции 19 "Теплоизоляционный материал" заказчиком установлено требование:
Теплоизоляция (Тепловая изоляция) - это элементы конструкции, уменьшающие процесс теплопередачи и выполняющие роль основного термического сопротивления в конструкции.
Логично предположить, что чем меньше материал будет подвержен горению, тем выше его теплоизоляционные свойства.
Согласно ГОСТ 30244-94 Группа Г1 обладает лучшими теплоизоляционными свойствами, чем группа Г4.
Заказчик же просит указать группу горючести "лучше Г1". Однако требуемой заказчиком группы просто не существует!
Таким образом, требование заказчика носит необъективный характер, противоречит ГОСТ и не позволяет предоставить в заявке сведения одновременно отвечающие и требованиям аукционной документации, и положениям ГОСТ. Заказчиком нарушены положения ст.33 ФЗ-N44.
Заказчик письменно возразил, что в соответствии со п. 3 ст. 13 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" "по горючести строительные материалы подразделяются на горючие (Г) и негорючие (НГ)".
При этом по позиции 19 "Теплоизоляционный материал" Заказчиком не установлено требование о соответствии товара требованиям ГОСТа 30244-94
Таким образом, Заказчиком установлено требование к теплоизоляционному материалу о группе горючести лучше Г1 в целях исполнения норм пожарной безопасности.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
ГОСТ 30244-94 устанавливает методы испытаний строительных материалов на горючесть и классификацию их по группам горючести.
В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ 30244-94 горючие строительные материалы в зависимости от значений параметров горючести, определяемых по методу II, подразделяют на четыре группы горючести: Г1, Г2, Г3, Г4 в соответствии с таблицей 1. Материалы следует относить к определенной группе горючести при условии соответствия всех значений параметров, установленных таблицей 1 для этой группы.
Таблица 1 - Группы горючести
|
|
|
|
|
Группа горючести материалов |
Параметры горючести |
|||
|
Температура дымовых газов , °С |
Степень повреждения по длине , % |
Степень повреждения по массе , % |
Продолжительность самостоятельного горения , с |
Г1 |
|
|
|
0 |
Г2 |
|
|
|
|
Г3 |
|
|
|
|
Г4 |
|
|
|
|
Примечание - Для материалов групп горючести Г1-Г3 не допускается образование горящих капель расплава при испытании. |
Таким образом, Группа Г1 относится к высшей группе горючести.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании требований, несоответствующих ГОСТ.
7. В позиции 159 "Кабель" заказчиком установлено требование:
При этом согласно 16442-80 существует три типа жил: основная, нулевая (жила меньшего заземления) и жила заземления. Т.о., жила меньшего заземления и нулевая жила - это один и тот же тип жил.
Таким образом, заказчик дает выбор между синонимичными показателями. Считаем, что подобное требование является излишним и установлено лишь с целью ввести участников закупки в заблуждение
При этом далее заказчик устанавливает требование:
При этом согласно п.2.2.3 ГОСТ 16442-80:
Таким образом, жила меньшего заземления, как и нулевая жила, что одно и тоже, может быть только светло-синего цвета. Заказчик же допускает указание зелено-желтого цвета.
Таким образом, требование заказчика противоречит положениям государственного стандарта и создает условия, при которых участник может предоставить недостоверные сведения в заявке, что в свою очередь, является причиной для отклонения. Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком нарушены положения ст.33 ФЗ-N44.
Заказчик письменно возразил, что в п.159 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование к товару "Кабель силовой не распространяющий горение с низким дымо- и газовыделением с числом жил 5 и сечение должно быть более 16мм2": "Жила меньшего сечения заземления или нулевая".
Однако, согласно п. 1.2. ГОСТа 16442-80 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия, требованиям которого должен соответствовать товар, "трех-, четырех- и пятижильные кабели должны иметь все жилы одинакового сечения или одну жилу меньшего сечения (жилу заземления или нулевую)".
Согласно п.2.2.3 указанного ГОСТа "Изолированные жилы многожильных кабелей должны иметь отличительную расцветку. Изоляция нулевых жил должна быть голубого (светло-синего) цвета. Изоляция жил заземления должна быть двухцветной (зелено-желтой расцветки), при этом один из цветов должен покрывать не менее 30 и не более 70% поверхности изоляции, а другой - остальную часть". Таким образом, участник по своему усмотрению предлагает используемый при производстве работ кабель с нулевой или заземляющей жилой меньшего сечения.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
8. В п.19.11. Проекта контракта заказчиком установлено требование: "19.11. В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) календарных дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения Контракта перестало действовать, представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта в размере, указанном в п. 19.3., 19.8. настоящего Контракта".
В статье 96 Закона определен порядок предоставления участниками закупки обеспечения исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 96 Закона контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Из содержания вышеуказанных положений Закона следует обязанность участника закупки предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта на стадии подачи заявки или при заключении контракта.
В силу части 7 статьи 96 Закона в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, частью 7 статьи 96 Закона предусмотрен единственный случай, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе в ходе исполнения контракта предоставить новое обеспечение исполнения контракта.
Следовательно, в иных случаях возможность требования предоставления нового обеспечения исполнения контракта или внесения изменения в действующее обеспечение на стадии исполнения контракта заказчику Законом не предоставлена.
На основании изложенного, считаем, что условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на стадии исполнения контракта иного (нового) надлежащего обеспечения обязательств по контракту, в случае прекращения действия ранее представленного при заключении контракта обеспечения, установлено в п.10.3 Проекта контракта в нарушение статьи 96 Закона.
Наша позиция подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 января 2015 г. N Д28и-128.
Изучив доводы Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, по смыслу положений Закона о контрактной системе установление обеспечения направлено на предоставление заказчику гарантий по выполнению предусмотренных контрактом работ.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определённого в гарантии срока, на который она выдана.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определённого в гарантии срока, на который она выдана.
Таким образом, поскольку срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства, следовательно, если обеспечение исполнение контракта перестало быть действительным, закончило своё действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязании подрядчика представить заказчику надлежащее обеспечение исполнение контракта.
Такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов, поскольку предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у неё намерения исполнить государственный контракт.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2015 г. N08АП-10660/15, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2015 г. NФ04-27449/15 по делу NА75-4902/2015).
Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения, нарушения статьи 96 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
9. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (части 2 и 3 статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 4 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию (утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 913) изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений. Заказчик 23.11.2016 внес изменения в Аукционную документацию с нарушением изложенных положений.
В связи с изложенным следует, что заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, что в причинно-следственной связи пресекает право участника закупки участвовать в аукционе.
Рассмотрев доводы Заявителя Комиссия Управления установила, что в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно пункту 5 Положения о размещении на официальном сайте российской федерации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N913, при изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию.
Извещение N0187300004516000383, размещенное на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) содержит все редакции аукционной документации, которые находятся в общем доступе.
Как следует из названия Положения, Положение действует до ввода в эксплуатацию единой информационной системе в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" единая информационная система введена в эксплуатацию с 01.01.2016.
Закон о контрактной системе и иные нормативные акты в сфере закупок не содержат положений, обязывающих Заказчиком при внесении изменений размещать документ, содержащий перечень внесенных изменений.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе, в части неразмещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, в действиях Заказчика отсутствуют.
10. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
10.1. Согласно пункту 8 технического задания Подрядчик обязан работы производить в соответствии с требованиями ГОСТ 1050-88*, ГОСТ 30732-2001, при этом ГОСТ 1050-88 заменен на ГОСТ 1050-2013, ГОСТ 30732-2001 заменен на ГОСТ 30732-2006.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
10.2. ГОСТ 15150-69 распространяется на все виды машин, приборов и других технических изделий (далее - изделия) и устанавливает макроклиматическое районирование земного шара, исполнения, категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования изделий в части воздействия климатических факторов внешней среды. Единицы измерения условного давления Ру в отношении изделий ГОСТом 15150-69 не регулируются.
В соответствии с ГОСТ 12815-80 условное давление Ру измеряется в МПа (кгс/см2).
Согласно пункту 121 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию): Ру должно быть более 8 кг/см2
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в пункте 121 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) не содержится.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ условных обозначений.
10.3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 22 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчику требуется растворитель: плотность должна быть до 0,79г/см3, температура начала перегонки не должна быть выше 160°С. 90% не должно перегоняться при температуре выше 195°С. 10% не должно перегоняться при температуре выше 170°С. До 200°С не должно перегоняться менее 98%, остаток в колбе не должен быть более 2%, летучесть по ксилолу должна быть 3-4,5, анилиновая точка не должна быть выше 65°С, должен выдерживать испытание на медной пластинке, не должно быть водорастворимых кислот, щелочи, механических примесей, воды, удельное объемное электрическое сопротивление должно быть 1013 Ом·м предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны должно быть 300 мг/м3.
Таким образом, в пункте 22 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) указаны требования к показателям и химическому составу, которые стают известны в том числе по результатам испытаний.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о показателях и химическом составе товара в виде конкретных показателей ввиду отсутствия товара в наличии.
Указанное требование Заказчика и Уполномоченного органа приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
10.4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Пунктом 141 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчиком установлены требования к показателям Полиэтиленовой пленки: прочность при растяжении в продольном направлении не должна быть менее 14,7(150) МПа (кгс/см2), прочность при растяжении в поперечном направлении не должна быть менее 12,7(130) МПа (кгс/см2), относительное удлинение при разрыве в продольном направлении не должно быть менее 300%, относительное удлинение при разрыве в поперечном направлении не должно быть менее 350%, статический коэффициент трения должен быть от 0,1 до 0,5, коэффициент дымообразования не должен быть более 1600 м2/кг, кислородный индекс не должен быть менее 18%, показатель токсичности продуктов горения не должен быть менее 17 г/м3, температура воспламенения должна быть около 300°С, плотность при 20°С должна быть от 919 до 929 кг/м3, температура плавления должна быть от 108 до 112°С, температура начала деформации под действием собственной массы должна быть 90-100°С, температура морозостойкости должна быть -70°С, линейная усадка при 100°С должна быть менее 3%, сопротивление раздиру должно быть от 6950 до 8900 Н/м, паропроницаемость должна быть от 0,5 до 30 г/м2 24 ч, водопоглощение за 24 ч при 20°С необходимо 0,01%, удельное поверхностное электрическое сопротивление не должно быть более 1·1016Ом, электрическая прочность при постоянном токе при 20°С не должна быть менее 300 кВ/мм, электрическая прочность при переменном токе при частоте 50 Гц и 20°С не должна быть менее 200 кВ/мм.
Таким образом, в пункте 141 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) указаны требования к показателям и химическому составу, которые стают известны в том числе по результатам испытаний.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о показателях и химическом составе товара в виде конкретных показателей ввиду отсутствия товара в наличии.
Указанное требование Заказчика и Уполномоченного органа приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
10.5. Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Пунктом 72 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчик установил требования к Трубам стальным сварным вгп": ГОСТ 3262-75. Условный проход должен быть более 58 мм. Наружный диаметр должен быть более 64 мм. Толщина стенки должна быть более 3,2 мм. Масса не должна быть более 7,98 кг/м.
Согласно таблице 1 ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" трубы с условным проходом "более 58 мм", наружным диаметром "более 64 мм", толщиной стенки "более 3,2 мм" и массой, которая "не должна быть более 7,98 кг/м" могут иметь условный проход 65 мм и наружный диаметр 75,5 мм.
Таким образом, Заказчиком установлены заведомо заниженные значения показателей условный проход "более 58 мм" и наружный диаметр "более 64 мм".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
10.6. Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Пунктом 154 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчик установил требования к Гвоздям толевым круглым: ГОСТ 4029-63. Диаметр стержня должен быть более 2,5 мм. Длина должна быть более 32 мм. Толщина головки должна быть более 0,625 мм. Диметр головки должен быть более 6,25 мм. Масса должна быть более 1,52 кг/1000шт.
Под требования Заказчика диаметр стержня d "более 2,5 мм" подходят только гвозди толевые круглые 3х40 мм, так как согласно ГОСТ 4029-63 "Гвозди толевые круглые. Конструкция и размеры" данный размер толевых круглых гвоздей является максимально возможным. Минимальное значение высоты головки гвоздя h рассчитывается как 0,25*d, минимальное значение диаметра головки гвоздя D - как 2,5*d.
Таким образом, минимальное значение высоты головки гвоздя h гвоздей толевых круглых с диаметром стержня d равным 3,0 мм имеет значение 0,75 мм (0,25*d = 0,25*3), а минимальное значение диаметра головки гвоздя D - 7,5 мм (2,5*d = 2,5*3). Заказчиком же установлены заниженные требования к толщине (высоте) головки гвоздя "должна быть более 0,625 мм" и к диаметру головки гвоздя "должен быть более 6,25 мм".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
10.7. Требование пункта 7 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) "покрытие не должно сохранять свои защитные свойства в течение менее 2,5 лет" не соответствует ГОСТ 5631-79, согласно которому покрытие краской БТ-177 (в два слоя по загрунтованной поверхности) должно сохранять защитные свойства в умеренном климате не менее двух с половиной лет.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании требований, несоответствующих ГОСТ.
10.8. Пунктом 39 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) в отношении товара "песок" Заказчиком установлены требования: "модуль крупности: не должен быть менее 3". При этом "модуль крупности" - это испытательная характеристика конкретной партии песка, определяемая в порядке ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" с учетом остатков песка на сите.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, в пункте 39 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) указаны требования к показателям и химическому составу, которые стают известны по результатам испытаний.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о показателях товара в виде конкретных показателей ввиду отсутствия товара в наличии.
Кроме того, согласно ГОСТ 8736-2014 модуль крупности является диапазонным показателем, в то время как согласно техническому заданию участник должен предложить конкретный показатель.
Указанные требования Заказчика и Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" от 08.12.2016 N2035-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченному органу - администрация города Мегиона обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2016 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "Скорость" 355042, Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.Пирогова, д.102/1 Тел.: (906) 4404283 e-mail: armen.galstyan.1983@list.ru Заказчик: МКУ "Капитальное строительство" 628680, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, ул.Советская, 19, каб. 309 Тел.: (34643) 59223 e-mail: mkuks00@mail.ru Уполномоченный орган: администрация города Мегиона 628680, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, Нефтяников, 8 Тел.: (34643) 35656 e-mail: PochaninaOV@admmegion.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
15.12.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 15.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "Скорость" от 08.12.2016 N2035-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - МКУ "Капитальное строительство" и Уполномоченному органу - администрация города Мегиона совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383).
2. С учетом принятого решения от 15.12.2016 г. по рассмотрению жалобы ООО "Скорость" от 08.12.2016 г. N2035-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 10.01.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 11.01.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016