Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 15.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "СеверАвтоСтрой" от 12.12.2016 N2061-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.09.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал, что в соответствии с требованием ст. 33 Закона о контрактной системе обязательным правилом является объективное описание объекта закупки, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вопреки данной норме, требования документации в части материалов, используемых для выполнения работ - необъективны.
Так, в частности, в разделе "Требования к товарам" установлено требование к товару "Блоки дверные из ПВХ профилей" (N 26) следующего содержания: соответствие ГОСТ 30673-2013 и, одновременно, "прочность угловых сварных соединений коробки и обвязки дверного блока не должна быть менее 2000Н". При этом, согласно ГОСТ 30673-2013 (п. 4.2.13) для обвязки такое значение составляет не менее 4600 Н. Таким образом, требования документации и ГОСТ - существенно расходятся, и, что вводит в заблуждение участников закупки, провоцирует ошибки.
Также, например, в документации, относительно этого же товара установлено, что тип исполнения товара может быть "IV". Однако, согласно ГОСТ 30673-2013 дверные блоки типа исполнения IV используются для местности, где средняя месячная температура воздуха наиболее холодного месяца выше или равна минус 10 градусов по Цельсию. Очевидно, что к месту выполнения работ (г. Мегион) такая "характеристика" никакого отношения не имеет, более того, полагаем, что предоставляя право использования материалов совершенно не соответствующих климатическим характеристикам местности, заказчик грубо нарушает установленный ст. 12 Закона о контрактной системе принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Также, в документации в отношении ряда материалов требования сформулированы таким образом, что понять их смысл и заявить по ним конкретный показатель - затруднительно. Так, в частности, в отношении товара "краска" (N 7), установлено: "покрытие не должно сохранять свои защитные свойства в течение менее 2,5 лет". Что означает данное требование? Что покрытие должно утратить защитные свойства, например, через неделю после приемки работ, а тех, кто не гарантирует такого - надо не допустить к аукциону? Абсолютно абсурдное требование, вводящее в заблуждение участников закупки и формой и содержанием.
Заказчик письменно пояснил, что пунктом 26 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N 2 к Техническому заданию) Заказчик установил технические и функциональные характеристики к Блокам дверным из ПВХ профилей класса А;В в соответствии с ГОСТ 30673-2013:
Тип исполнения должен быть I;II;III;IV
Прочность угловых сварных соединений коробки и обвязки дверного блока не должна быть менее 2000Н.
Согласно п. 4.1.5. ГОСТа 30673-2013 по условиям эксплуатации (стойкости к климатическим воздействиям) главные профили подразделяют согласно таблице 1 на изделия универсального - I (У), морозостойкого - II (М), теплостойкого - III (Т) и нормального IV (Н) типов исполнения.
Таблица 1 - Типы профилей по условиям эксплуатации
Тип исполнения |
Суммарное солнечное излучение на 1 мгоризонтальной поверхности за год |
Средняя месячная температура воздуха наиболее холодного месяца |
I (У) |
5 ГДж/м |
минус 20°С |
II (М) |
<5 ГДж/м |
минус 20°С |
III (Т) |
5 ГДж/м |
минус 10°С |
IV (Н) |
<5 ГДж/м |
минус 10°С |
Примечание - Под универсальным (У) типом исполнения принимают профиль, стойкий к самым экстремальным климатическим воздействиям, а именно - к максимально возможному солнечному излучению на территории России и зимней температуре ниже минус 20°С. |
То есть Требованиями к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N 2 к Техническому заданию) установлен не 1 тип, предусмотренный ГОСТ для данного субъекта РФ, а 4 типа исполнения товара, предусмотренные ГОСТом, что позволяет расширить круг участников аукцион,
В соответствии с п. 4.2.13 ГОСТа 30673-2013 сварные угловые соединения профилей должны обладать необходимой прочностью и выдерживать действие разрушающих нагрузок, рассчитанных согласно приложению В и приведенных в технической документации изготовителя, при этом значения нагрузок должны быть не менее значений, приведенных в таблице 6 (схема приложения нагрузок приведена на рисунке 4):
Наименование свариваемого элемента |
Значение разрушающей нагрузки. Н. не менее |
Коробка оконного или дверного блока |
2000 |
Таким образом требования установленные Заказчиком к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N 2 к Техническому заданию) полностью соответствуют требованиям, установленным ГОСТом 30673-2013.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила, что в соответствии с ГОСТ 30673-2013 прочность угловых сварных соединений коробки и обвязки дверного блока должна быть не менее 2000Н, минимальные требования в виде 4600Н установлены в отношении обвязки дверного полотна. Типы исполнения дверных блоков не противоречат ГОСТ 30673-2013.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требование пункта 7 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) "покрытие не должно сохранять свои защитные свойства в течение менее 2,5 лет" не соответствует ГОСТ 5631-79, согласно которому покрытие краской БТ-177 (в два слоя по загрунтованной поверхности) должно сохранять защитные свойства в умеренном климате не менее двух с половиной лет.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании требований, несоответствующих ГОСТ.
2. В соответствии с официальным письмо ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16: "при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В документации участника такие требования установлены, в частности, в отношении товара "песок" (N 39). Так, в отношении данного товара установлено: "модуль крупности: не должен быть менее 3". При этом "модуль крупности" - это испытательная характеристика конкретной партии песка, определяемая в порядке ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний" с учетом остатков песка на сите, по следующей формуле
Таким образом, конкретный показатель - модуль крупности может быть определен только для конкретной партии песка. "В рамках стандарта" можно заявить только диапазон, но заказчик требует в документации указать точное значение, т.е. "угадать заранее".
Также, например, в отношении материала "раствор кладочный цементный" заказчик устанавливает требования к компонентам:
"Требования к заполнителю:
Модуль крупности не должен быть менее 2
Истинная плотность зерен должна быть от 2 до 2,8г/смЗ.
Класс песка должен быть I; II",
вероятно, исходя из тех соображений, что на момент подготовки заявки все растворы для выполнения работ уже готовы.
Таким образом, требования документации необъективны, и, по нашему мнению, исходя из их характера и объёма (свыше 90 стр.), не имеют никакого отношения к реальным потребностям заказчика, а направлены на ограничение количества участников закупки.
Заказчик письменно указал, что в отношении ряда материалов требования сформулированы таким образом, что понять и заявить по ним конкретный показатель затруднительно, сообщаем следующее:
Требования об указании конкретных значений установлено нормами Закона о контрактной системе (ст. 66 Закона о контрактной системе), а также п. 8.1.1. документации об электронном аукционе.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе "любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе".
При этом, в соответствии с п. 3 ст. 105 жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Следовательно, Заявитель не может обжаловать положения документации об электронном аукционе, в том числе, по вопросу двусмысленных толкований показателей, затруднений по их толкованию.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила, что согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В пункте 39 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) указаны требования к показателям и химическому составу, которые стают известны по результатам испытаний.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о показателях товара в виде конкретных показателей ввиду отсутствия товара в наличии.
Кроме того, согласно ГОСТ 8736-2014 модуль крупности является диапазонным показателем, в то время как согласно техническому заданию участник должен предложить конкретный показатель.
Указанные требования Заказчика и Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По доводу Заказчика о том, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок, Комиссия Управления отмечает, что жалоба ООО "СеверАвтоСтрой" от 12.12.2016 N2061-ж подана в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе.
Выводы Заказчика о том, что требование об указании конкретных значений установлено нормами Закона о контрактной системе (ст. 66 Закона о контрактной системе), а также п. 8.1.1. документации об электронном аукционе, не находят своего подтверждения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, установление в описании закупки диапазонных показателей не противоречит Закону о контрактной системе.
В соответствии со статьей 66 Закона о контрактной системе участник должен предложить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3.1. Согласно пункту 8 технического задания Подрядчик обязан работы производить в соответствии с требованиями ГОСТ 1050-88*, ГОСТ 30732-2001, при этом ГОСТ 1050-88 заменен на ГОСТ 1050-2013, ГОСТ 30732-2001 заменен на ГОСТ 30732-2006.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3.2. ГОСТ 15150-69 распространяется на все виды машин, приборов и других технических изделий (далее - изделия) и устанавливает макроклиматическое районирование земного шара, исполнения, категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования изделий в части воздействия климатических факторов внешней среды. Единицы измерения условного давления Ру в отношении изделий ГОСТом 15150-69 не регулируются.
В соответствии с ГОСТ 12815-80 условное давление Ру измеряется в МПа (кгс/см2).
Согласно пункту 121 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию): Ру должно быть более 8 кг/см2
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в пункте 121 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) не содержится.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ условных обозначений.
3.3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 22 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчику требуется растворитель: плотность должна быть до 0,79г/см3, температура начала перегонки не должна быть выше 160°С. 90% не должно перегоняться при температуре выше 195°С. 10% не должно перегоняться при температуре выше 170°С. До 200°С не должно перегоняться менее 98%, остаток в колбе не должен быть более 2%, летучесть по ксилолу должна быть 3-4,5, анилиновая точка не должна быть выше 65°С, должен выдерживать испытание на медной пластинке, не должно быть водорастворимых кислот, щелочи, механических примесей, воды, удельное объемное электрическое сопротивление должно быть 1013 Ом·м предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны должно быть 300 мг/м3.
Таким образом, в пункте 22 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) указаны требования к показателям и химическому составу, которые стают известны в том числе по результатам испытаний.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о показателях и химическом составе товара в виде конкретных показателей ввиду отсутствия товара в наличии.
Указанное требование Заказчика и Уполномоченного органа приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Пунктом 141 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчиком установлены требования к показателям Полиэтиленовой пленки: прочность при растяжении в продольном направлении не должна быть менее 14,7(150) МПа (кгс/см2), прочность при растяжении в поперечном направлении не должна быть менее 12,7(130) МПа (кгс/см2), относительное удлинение при разрыве в продольном направлении не должно быть менее 300%, относительное удлинение при разрыве в поперечном направлении не должно быть менее 350%, статический коэффициент трения должен быть от 0,1 до 0,5, коэффициент дымообразования не должен быть более 1600 м2/кг, кислородный индекс не должен быть менее 18%, показатель токсичности продуктов горения не должен быть менее 17 г/м3, температура воспламенения должна быть около 300°С, плотность при 20°С должна быть от 919 до 929 кг/м3, температура плавления должна быть от 108 до 112°С, температура начала деформации под действием собственной массы должна быть 90-100°С, температура морозостойкости должна быть -70°С, линейная усадка при 100°С должна быть менее 3%, сопротивление раздиру должно быть от 6950 до 8900 Н/м, паропроницаемость должна быть от 0,5 до 30 г/м2 24 ч, водопоглощение за 24 ч при 20°С необходимо 0,01%, удельное поверхностное электрическое сопротивление не должно быть более 1·1016Ом, электрическая прочность при постоянном токе при 20°С не должна быть менее 300 кВ/мм, электрическая прочность при переменном токе при частоте 50 Гц и 20°С не должна быть менее 200 кВ/мм.
Таким образом, в пункте 141 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) указаны требования к показателям и химическому составу, которые стают известны в том числе по результатам испытаний.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на момент подачи заявки участники закупки лишены возможности указать достоверную информацию о показателях и химическом составе товара в виде конкретных показателей ввиду отсутствия товара в наличии.
Указанное требование Заказчика и Уполномоченного органа приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.5. Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Пунктом 72 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчик установил требования к Трубам стальным сварным вгп": ГОСТ 3262-75. Условный проход должен быть более 58 мм. Наружный диаметр должен быть более 64 мм. Толщина стенки должна быть более 3,2 мм. Масса не должна быть более 7,98 кг/м.
Согласно таблице 1 ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" трубы с условным проходом "более 58 мм", наружным диаметром "более 64 мм", толщиной стенки "более 3,2 мм" и массой, которая "не должна быть более 7,98 кг/м" могут иметь условный проход 65 мм и наружный диаметр 75,5 мм.
Таким образом, Заказчиком установлены заведомо заниженные значения показателей условный проход "более 58 мм" и наружный диаметр "более 64 мм".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
3.6. Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Пунктом 154 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчик установил требования к Гвоздям толевым круглым: ГОСТ 4029-63. Диаметр стержня должен быть более 2,5 мм. Длина должна быть более 32 мм. Толщина головки должна быть более 0,625 мм. Диметр головки должен быть более 6,25 мм. Масса должна быть более 1,52 кг/1000шт.
Под требования Заказчика диаметр стержня d "более 2,5 мм" подходят только гвозди толевые круглые 3х40 мм, так как согласно ГОСТ 4029-63 "Гвозди толевые круглые. Конструкция и размеры" данный размер толевых круглых гвоздей является максимально возможным. Минимальное значение высоты головки гвоздя h рассчитывается как 0,25*d, минимальное значение диаметра головки гвоздя D - как 2,5*d.
Таким образом, минимальное значение высоты головки гвоздя h гвоздей толевых круглых с диаметром стержня d равным 3,0 мм имеет значение 0,75 мм (0,25*d = 0,25*3), а минимальное значение диаметра головки гвоздя D - 7,5 мм (2,5*d = 2,5*3). Заказчиком же установлены заниженные требования к толщине (высоте) головки гвоздя "должна быть более 0,625 мм" и к диаметру головки гвоздя "должен быть более 6,25 мм".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
3.7. Согласно пункту 166 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчику требуется "Воздухонагреватель" с характеристиками - Влажность входящего воздуха не более - 46оС, Влажность выходящего воздуха не менее 18оС.
Изучив представленные документы, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку параметр "влажность" измеряется в процентах (%).
3.8. ГОСТ 30244-94 устанавливает методы испытаний строительных материалов на горючесть и классификацию их по группам горючести.
В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ 30244-94 горючие строительные материалы в зависимости от значений параметров горючести, определяемых по методу II, подразделяют на четыре группы горючести: Г1, Г2, Г3, Г4 в соответствии с таблицей 1. Материалы следует относить к определенной группе горючести при условии соответствия всех значений параметров, установленных таблицей 1 для этой группы.
Таблица 1 - Группы горючести
|
|
|
|
|
Группа горючести материалов |
Параметры горючести |
|||
|
Температура дымовых газов , °С |
Степень повреждения по длине , % |
Степень повреждения по массе , % |
Продолжительность самостоятельного горения , с |
Г1 |
|
|
|
0 |
Г2 |
|
|
|
|
Г3 |
|
|
|
|
Г4 |
|
|
|
|
Примечание - Для материалов групп горючести Г1-Г3 не допускается образование горящих капель расплава при испытании. |
Таким образом, Группа Г1 относится к высшей группе горючести.
Согласно пункту 19 Требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (Приложение N2 к техническому заданию) Заказчику требуется группа горючести "лучше Г1"
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании требований, несоответствующих ГОСТ.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СеверАвтоСтрой" от 12.12.2016 N2061-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченному органу - администрация города Мегиона обязательное для исполнения предписание.
7. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2016 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "СеверАвтоСтрой" 628600, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Нижневартовск, ул.Северная, д.48А, кв.94 Тел.: (3466) 434070 e-mail: sk_vek@bk.ru Заказчик: МКУ "Капитальное строительство" 628680, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, ул.Советская, 19, каб. 309 Тел.: (34643) 59223 e-mail: mkuks00@mail.ru Уполномоченный орган: администрация города Мегиона 628680, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, Нефтяников, 8 Тел.: (34643) 35656 e-mail: PochaninaOV@admmegion.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
15.12.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 15.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "СеверАвтоСтрой" от 12.12.2016 N2061-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - МКУ "Капитальное строительство" и Уполномоченному органу - администрация города Мегиона совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383).
2. С учетом принятого решения от 15.12.2016 г. по рассмотрению жалобы ООО "СеверАвтоСтрой" от 12.12.2016 г. N2061-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 10.01.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 11.01.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016