Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 16.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Ахметзянова Н.В., действующая от имени Заказчика без доверенности, Ахеева Ю.А. по доверенности N32 от 15.12.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Проектстройдизайн" от 09.12.2016 N2040-ж на действия Заказчика - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является отсыпка песком и планировка земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов (извещение N0187300000516000028) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является отсыпка песком и планировка земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов (извещение N0187300000516000028) размещены на официальном сайте единой информационной системы 07.12.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Пунктом 20.9 в разделе I Информационная карта электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам размещения заказа:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Однако, аукционная документация не содержит, какими конкретно документами необходимо подтверждать опыт выполнения аналогичных работ, являющихся предметом размещения настоящего заказа
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Пунктом 25 документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, подаваемой участником размещения заказа:
4) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 20.9 части 1 настоящей документации или копии этих документов, если такие требования
Техническим заданием раздела 2 аукционной документации установлены следующие виды работ:
1. Разработка песка с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,5 (0,5-0,63) мЗ, группа грунтов 2;
2. Перевозка песка автомобилями - самосвалами на расстояние до 10 км #(2*10/25+8,2/60)/(10*0,9) (песок за счет средств подрядчика);
3. Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка;
4. Планировка площадей бульдозерами мощностью: 59 кВт (80 л.е.).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 07.12.2016 N0187300000516000028 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по отсыпке песком и планировке земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов установлен код по ОКПД2-43.12.11.120.
В соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) к коду 43.12.11.120 относятся работы по подготовке строительного участка для последующих строительных работ, включая буровзрывные работы и работы по удалению скальных пород.
Вместе с тем, по работам указанным в техническом задании аукционной документации неверно выбран код ОКПД 43.12.11.120.
Заказчиком неверно выбран код ОКПД, в связи, с чем в пункте 20.9 раздела 1 аукционной документации неправомерно установлено требование, предусмотренное постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N99, поскольку данное требование предусмотрено при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (0КПД2) ОК 034- 2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Считаю, что в действиях Заказчика имеются нарушения части 2 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установления требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Согласно части 6 статьи 31 Закона N44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Считаю, что в документации о проведении открытого конкурса Заказчиком установлены требования, противоречащие требованиям законодательства о размещении заказов, а в действиях должностных лиц Заказчика содержится состав административного правонарушения.
Представители Заказчика пояснили Комиссии Управления, что требование о наличии опыта работы и деловой репутации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено в извещении о закупке в разделе требования к участникам, код ОКПД2 - 43.12.11.120 Работы по подготовке строительного участка для последующих строительных работ, включая буроразрывные работы и работы по удалению скальных пород, установленный извещением, соответствует предмету аукциона и техническому заданию, поскольку расшифровка кода 43.12 по ОКВЭД2 включает группу "Подготовка строительной площадки", следовательно, требование, предусмотренное Постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015, установлено правомерно.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является отсыпка песком и планировка земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов.
Код по ОКПД2 43.12.11.120 Работы по подготовке строительного участка для последующих строительных работ, включая буроразрывные работы и работы по удалению скальных пород.
Данный код включен в код ОКПД2 43.12.1 работы по подготовке строительной площадки.
Согласно пункту 6 технического задания выполнению подлежат следующие работы.
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Разработка песка с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,5 (0,5-0,63) м3, группа грунтов 2 |
м3 |
27 000,0 |
2 |
Перевозка песка автомобилями - самосвалами (песок за счет средств подрядчика) |
т |
43 200,0 |
3 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
м3 |
27 000,0 |
4 |
Планировка площадей бульдозерами мощностью: 59 кВт (80 л.с.) |
м2 |
31 977,0 |
Доказательства о том, что Заказчиком неверно выбран код ОКПД, как и информацию о том, каким кодом ОКПД нужно было воспользоваться Заказчику, Заявителем не представлены.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что код по ОКПД2 43.12.11.120 установлен Заказчиком правомерно.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в редакции от 14.11.2016 (далее - Постановление N99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, которые устанавливаются при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительные требования устанавливаются к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям является: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В извещении N0187300000516000028 установлено требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), при этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аукционной документацией требования, предусмотренные Постановлением N99, не установлены.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Проектстройдизайн" от 09.12.2016 N2040-ж на действия Заказчика - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является отсыпка песком и планировка земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов (извещение N0187300000516000028) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ" нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ" нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2016 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "Проектстройдизайн" 626150, Тюменская область, г.Тобольск, мкр 7, д.17, кв.30 Тел.: (982) 9488898 e-mail: madlen-ise@mail.ru Заказчик: МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ" 628327, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нефтеюганский район, п.Салым, ул.Центральная, д.1 Тел.: (3463) 290547 e-mail: salymadm-zakaz@mail.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
16.12.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
на основании своего решения от 16.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "Проектстройдизайн" от 09.12.2016 N2040-ж на действия Заказчика - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является отсыпка песком и планировка земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов (извещение N0187300000516000028), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе и законодательства о размещении заказов Заказчику - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ САЛЫМ" совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является отсыпка песком и планировка земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов (извещение N0187300000516000028).
2. С учетом принятого решения от 16.12.2016 г. по рассмотрению жалобы ООО "Проектстройдизайн" от 09.12.2016 N2040-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является отсыпка песком и планировка земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов (извещение N0187300000516000028) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
. В срок до 10.01.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 11.01.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016