Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 16.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Исакова Ю.А. по доверенности N10 от 15.12.2016;
от Уполномоченного органа - Сорокин П.В. по доверенности N666 от 10.11.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Холдинг "СервисСтройИнвест" от 09.12.2016 N2045-ж на действия Заказчика - МКУ "КГХ" при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение комплекса работ по содержанию территории кладбищ муниципального образования городской округ город Сургут (извещение N0187300006516001329) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение комплекса работ по содержанию территории кладбищ муниципального образования городской округ город Сургут (извещение N0187300006516001329) размещены на официальном сайте единой информационной системы 25.11.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Разделом II Информационная карта конкурса установлен запрет: участниками закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ Заказчик устанавливает в плане графике запреты на допуск, товаров, работ, услуг, а также ограничения и условия допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии
В плане-графике заказчика данный запрет не установлен. Поэтому, мы полагаем, что заказчик нарушил правила формирования плана-графика т.к. невозможно определить, установлен этот запрет или нет.
Кроме того, в плане графике установлен ОКВЭД 96.03 и ОКПД2 96.03.11.000 - Услуги по захоронению и кремации, что не соответствует закупке. В соответствии с техническим заданием, Исполнитель должен оказать услуги по содержанию кладбища такие как: Летняя уборка территории 1-й и 2-й очереди захоронений - сбор бытового мусора и ритуальных принадлежностей пришедших в негодность с погрузкой в контейнер; Летнее содержание территории ветеранского захоронения - уборка газонов от мусора с погрузкой в контейнер; Подстрижка травы ветеранских мест под захоронения с погрузкой в контейнер, Летняя санитарная уборка общественных туалетов, Валка деревьев мягких пород с корн и т.п. (Приложение N1 к Техническому заданию Раздел III), что в свою очередь не соответствует ОКПД2 96.03.11.00 - услуги по захоронению и кремации.
По нашему мнению, Заказчику необходимо было установить несколько ОКВЭД:
Относительно сбора бытового мусора: 38.11 - Сбор неопасных отходов, 38.21 - Обработка и утилизация неопасных отходов;
относительно уборки туалетов: 81.2 Деятельность по чистке и уборке;
относительно Валки деревьев мягких пород - 02.02 Услуги, связанные с лесоводством и лесозаготовками. И так далее.
А также, техническим заданием установлен следующий вид работ - Восстановление разрушенных мест бетонного фундамента - данный вид работ подпадает под ОКВЭД 43 Работы строительные специализированные. Для проведения различных строительных работ, Градостроительным Кодексом РФ, Федеральным Законом "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ, устанавливается требование нахождения организации в СРО.
Требование о необходимости состоять в СРО также не предусмотрены закупочной документацией.
Полагаем, что это нарушает предусмотренные законом нормы ведения план-графика, а также, ограничивает конкуренцию, т.к. ограничивает количество участников, у которых в видах деятельности отсутствует ОКВЭД 96.03, т.к. данный вид деятельности не подпадает под закупку.
Помимо этого разделом 2 (Информационная карта) установлены Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость:
1. Цена контракта, значимость 60%.
2. Квалификация участников закупки, в том числе обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, деловой репутации, значимость 40%.
К квалификации участников закупки отнесены:
а) "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами":
количество штатных специалистов, работающих на постоянной основе у участника закупки, имеющих профессиональное образование по профилю, соответствующему видам работ, являющихся предметом конкурса.
Из аукционной документации невозможно определить к какому профилю должны относится специалисты, Видом деятельности в закупке установлен ОКВЭД 96.03.11.00 - услуги по захоронению и кремации, данная профессия не требует профессиональной подготовки, в техническом задании прописано 10 видов деятельности:
- Санитарное содержание территории кладбища;
- Содержание общественных туалетов;
- Техническое обслуживание ограждающих конструкций территории кладбища;
- Уход за зелёными насаждениями;
- Содержание дорог с твёрдым покрытием;
- Содержание дорог без покрытия (грунт, песок);
- Содержание гидротехнических сооружений;
- Содержание колумбария;
- Содержание автостоянки
- Вывоз и утилизация отходов с кладбища
Большинство из этих работ/услуг не требует специализированный профессиональной подготовки.
На основании этого невозможно определить, как будут оцениваться профессии, по которому отсутствует профессиональное образование.
б) "Деловая репутация участника закупки":
наличие у участника закупки положительных отзывов о его работе от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций
Полагаем, что невозможно качественно оценить участников по данному критерию, т.к. содержания кладбища является специфической закупкой, которая проводится на территории г. Сургута только Администрацией г. Сургута. И возможно оценить ограниченное количество участников, которые ранее заключали контракты с администрацией г. Сургута на оказание услуг по содержанию кладбища, что тем самым ограничивает конкуренцию.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что открытый конкурс проводится в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 31.03.2015 N182/7н определены особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте российской федерации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы (далее - Особенности).
Согласно подпункту 2 пункта 5 Особенностей в столбце 6, предусмотренного формой плана-графика, указываются: запреты на допуск товаров, работ, услуг, а также ограничения и условия допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии таких запретов, ограничений, условий).
В плане-графике N44201603873000909001 (уникальный реестровый номер заказа в плане-графике - П44201603873000909001000068) запреты на допуск, товаров, работ, услуг, а также ограничения и условия допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ не установлены.
Пунктом 1.6.2 раздела 2 конкурсной документации и извещением о проведении закупки установлено, что участниками закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" в перечень запрещенных отдельных видов работ (услуг) включено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе, в соответствии с Письмом Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016, требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
ОКВЭД 96.03 Эта группировка включает:
- захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;
- предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;
- аренду оборудованного места в ритуальном зале;
- сдачу в аренду или продажу мест для захоронения;
- обслуживание могил и мавзолеев;
- изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей.
Эта группировка также включает:
- сооружение склепов и мемориальных комплексов;
- изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.;
- высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей.
Эта группировка не включает: - озеленение кладбищ, см. 81.30; - предоставление религиозных ритуальных услуг, см. 94.91.
ОКПД2 96.03.11 - Услуги по захоронению и кремации. Эта группировка включает:
- услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения;
- услуги по кремации;
- услуги по покупке или аренде места для захоронения.
Учитывая, что ОКПД2 96.03.11.000 входит в вышестоящую по иерархии группировку, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные ОКВЭД и ОКПД не противоречат предмету закупки.
Доводы Заявителя о том, что техническим заданием установлен вид работ - Восстановление разрушенных мест бетонного фундамента, подпадающий под ОКВЭД 43 Работы строительные специализированные, для выполнения которых Градостроительным Кодексом РФ, Федеральным Законом "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ устанавливается требование нахождения организации в СРО, не находят своего подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно техническому заданию восстановление разрушенных мест бетонного фундамента должно производиться в отношении металлического забора на металлических столбах 1-й и 2-й очереди.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документы о том, что указанный металлический забор относится к объектам капитального строительства, Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчик нарушений законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок.
Согласно пункту 1 раздела I Правил настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В силу пункта 2 раздела I Правил настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Заказчик указал в конкурсной документации следующие критерии и показатели оценки заявок участников.
Оценка заявок на участие в конкурсе проводится в соответствии с порядком оценки заявок, установленным Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
- цена контракта (стоимостной критерий оценки);
- квалификация участников закупки, в том числе обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, деловой репутации (нестоимостной критерий оценки).
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, составляет 100 процентов.
Значимость критериев оценки устанавливаться в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- стоимостных критериев оценки - 60%;
- нестоимостных критериев оценки - 40%.
Стоимостный критерий оценки.
Критерий "Цена контракта". Значимость 60%.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками;
б) в случае если, Цmin < 0
,
где:
- максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Нестоимостные критерии оценки.
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, деловой репутации"
Значимость критерия - 40%:
а) "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами":
количество штатных специалистов, работающих на постоянной основе у участника закупки, имеющих профессиональное образование по профилю соответствующему видам работ, являющихся предметом конкурса:
Коэффициент значимости (КЗ) - 0,4.
Для подтверждения вышеперечисленной информации в составе заявки могут предоставляться копии сертификатов, удостоверений о повышении квалификации,дипломов, иных документов, свидетельствующих о наличии соответствующего опыта у сотрудников участника закупки и документы, подтверждающие наличие этих специалистов в штате (копии приказов о приеме на работу, копия штатного расписания, копии трудовых книжек, копии трудовых договоров).
Лучшим условием для целей оценки считается наибольшее значение показателя (наибольшее число специалистов, работающих на постоянной основе у участника закупки, имеющих профессиональное образование по профилю соответствующему видам работ, являющимся предметом конкурса).
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi ), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ Х 100 Х (Кi / Кmax).
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Для подтверждения вышеперечисленной информации, соответствующей показателям а) в составе заявки предоставляются копии всех страниц трудовой книжки:
б) "Деловая репутация участника закупки":
наличие у участника закупки положительных отзывов о его работе от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций
Коэффициент значимости (КЗ) - 0,6.
Для целей оценки будут рассмотрены копии благодарственных писем, положительных отзывов о работе участника закупки, наличие высокого рейтинга (скриншоты).
Лучшим условием для целей оценки считается наибольшее значение показателя (наибольшее количество положительных отзывов).
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi ), определяется по формуле:
НЦБi = КЗХ 100 Х (Кi / Кmax).
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения) с учетом коэффициента значимости. Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Таким образом, в соответствии с пунктом 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостного критерия оценки заявок Заказчик предусмотрел показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок соответствует требованиям Правил, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Холдинг "СервисСтройИнвест" от 09.12.2016 N2045-ж на действия Заказчика - МКУ "КГХ" при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение комплекса работ по содержанию территории кладбищ муниципального образования городской округ город Сургут (извещение N0187300006516001329) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016