Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 16.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - Циховский А.А. по доверенности N1 от 01.12.2016;
от Заказчика - Шек А.А. по доверенности N24 от 16.12.2016;
от Уполномоченного органа - Соколов О.Н. по доверенности Nисх-2100/16-0-0 от 28.10.2016.
рассмотрев жалобу ООО "СКРАВ" от 09.12.2016 N2047-ж на действия Заказчика - МКУ "УТО", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000552) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000552) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.11.2016.
В ходе заседания Комиссии Управления Заявитель пояснил следующее.
В составе документации об аукционе на выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района включена наличие лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов тем самым ограничив круг участников по следующим основаниям: - для того чтобы предоставить лицензию по эксплуатации взрывопожароопасных взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - лицензия) в составе 2 частей заявок (п. 20 документации об аукционе) участнику требуется сначала заключить договор Аренды на обслуживание газовой котельной потом подать документы в РОСТЕХНАДЗОР получить лицензию в соответствий с Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" и потом только подать лицензию в составе 2 частей заявок.
Также непонятно указанное в п.5.16. технического задания процесс и условия заключения договора аренды газовой котельной а именно нет проекта договора аренды на газовую котельную, цена по которой она будет арендована (пример: в друг собственник запросит за аренду 15 миллионов рублей в месяц) кто является собственником, а также как требуют правила для получения данной лицензии сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях.
Также непонятно почему исполнителю навязывают заключение договора аренды газовой котельной если документация на выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района, в техническом заданий речь идет о следующих адресах:
- выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию зданий, сооружений, сетей и инженерного оборудования здания, по адресу: г. Ханты- Мансийск, пер. Советский, д. 2, администрации Ханты-Мансийского района.
- выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию зданий, сооружений, сетей и инженерного оборудования здания, по адресу: г. Ханты- Мансийск, ул. Гагарина, д. 214, администрации Ханты-Мансийского района.
- выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию зданий, сооружений, сетей и инженерного оборудования здания, по адресу: г. Ханты- Мансийск, ул. Гагарина, д. 142, администрации Ханты-Мансийского района.
А котельная только одна и по адресу г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214 на остальных адресах котельных нету и соответственно и лицензия не нужна.
Так же остается вопрос о собственнике данной котельной указанной в п.5.16. технического задания в случай если собственник данной котельной попадает под действие статьи 17.1. 135-фз от 26.07.2006 г. то он обязан разместить на сайте torgi.gov.ru и торги должны проводится в отношении предмета аренды. Если же данная котельная принадлежит коммерческой организации то вообще становится непонятным с какой статьи бюджетное учреждение лоббирует коммерческие интересы.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что требование о наличии у участника лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обусловлено обслуживанием газовой котельной.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района.
Пунктом 20 аукционной документации установлены требования о наличии в составе второй части заявки участника лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, в соответствии с п.12, ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает такое требование к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Исходя из части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается. Следовательно, в документации об электронном аукционе положения о представлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе конкретного документа (в данном случае - лицензии), подтверждающего соответствие участника требованиям к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, правомерно только в том случае, когда законодательством Российской Федерации предъявляются соответствующие требования к данным лицам.
В силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) подлежит лицензированию деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Пунктом 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", установлено, что лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
Приложение к вышеуказанному Положению включает в перечень работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. В силу пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, понимается объект, который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Согласно части 1 статьи 13 данного Закона для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором в том числе указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии. Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ определено, что в приказе о предоставлении лицензии и в самой лицензии должны быть указаны среди прочего адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Из системного толкования норм Закона N 99-ФЗ и Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 следует вывод, что лицензия может быть выдана на эксплуатацию конкретного объекта, требования к которому изложены в подпунктах "а"-"г", "ж", "и", "м" пункта 4, пункте 5 названного Положения, с указанием места нахождения объекта, на котором осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" возлагают обязанность по регистрации опасных производственных объектов на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты. Согласно Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, должна обладать вещным правом на этот объект (являться собственником, владельцем либо пользователем ОПО).
С учетом всех изложенных норм лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 214, может иметь только сам Заказчик.
Таким образом, в аукционной документации Заказчиком и Уполномоченным органом установлено заведомо неисполнимое требование к участникам аукциона, не предусмотренное действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
По существу заданных Заявителем вопросов Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе уполномочен давать Заказчик, а не антимонопольный орган.
Таким образом, в случае наличия у участника закупки вопросов или непонимания положений документации о закупке, участнику закупки необходимо обращаться на адрес электронной площадки с запросом о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СКРАВ" от 09.12.2016 N2047-ж на действия Заказчика - МКУ "УТО", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000552) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УТО" нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МКУ "УТО", Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел. (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2016 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119180, г.Москва, ул.Большая Якиманка, д.23 Тел.: (495) 787-29-99/97 доб. 369, Факс: (495) 787-29-98 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "СКРАВ" 628001, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Светлая, д.40 Тел.: (982) 5677737 e-mail: Skrav86@yandex.ru Заказчик: МКУ "УТО" 628002, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, 214 Тел.: (3467) 337545, 337926 e-mail: uto@hmrn.ru Уполномоченный орган: Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района 628002, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина 214, второй этаж Тел.: (3467) 352799 e-mail: sokolov@hmrn.ru, zakaz@hmrn.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
16.12.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
на основании своего решения от 16.12.2016 о рассмотрении жалобы ООО "СКРАВ" от 09.12.2016 N2047-ж на действия Заказчика - МКУ "УТО", Уполномоченного органа - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000552), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - МКУ "УТО" и Уполномоченному органу - Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000552).
2. С учетом принятого решения от 16.12.2016 г. по рассмотрению жалобы ООО "СКРАВ" от 09.12.2016 г. N2047-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по содержанию и техническому обслуживанию комплекса зданий администрации Ханты-Мансийского района (извещение N0187300008416000552) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 10.01.2017 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 11.01.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016