Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 14 декабря 2016 г. N 21-06/355-16Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская больница N 1" (далее - Заказчик, ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 1"): главного врача Мачидловского С.В. (на основании приказа от 09.01.2013 N 1/15-к), Волченко В.В. (по доверенности от 13.12.2016),
заявителя - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая детская инфекционная больница" (далее - Заявитель, ГБУЗ "Камчатская краевая детская инфекционная больница"): Задорожней Е.Е. (по доверенности от 14.12.2016),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона (далее - ЭА) на оказание услуг по исследованию материала, полученного при заборе анализов (закупка N 0338300004616000146) (далее - услуга), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем ЭА на оказание услуг по исследованию материала, полученного при заборе анализов (закупка N 0338300004616000146) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 500 000,00 рублей. Извещение и документация об ЭА размещены в единой информационной системе 28.11.2016.
08.12.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба от ГБУЗ "Камчатская краевая детская инфекционная больница" на действия Заказчика при разработке документации об ЭА. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
В перечне оказываемых услуг содержится 136 видов различных исследований.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) определена на основе четырех источников с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В пункте 2.7 документации об ЭА указано, что Заказчик получил 3 письма, являющиеся источниками ценовых предложений. В качестве 4-го источника использованы тарифы, рекомендуемые Приложением N 10 к Соглашению N 1/2016 от 01.02.2016 об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, адрес страницы в сети Интернет http://kamtfoms.ru/normativnye_dokumenty/oms_v_kamchatskom_krae/.
При этом Заказчик не указал, какие конкретно юридические лица предоставили ценовые предложения. Из содержащегося в документации расчета НМЦК видно, что перечень исследований по Закупке в полном объеме могут исполнять только те лаборатории, которые явились источником первого и третьего ценовых предложений.
Однако, при детальном рассмотрении этих источников видно, что цены, указанные в 3-ем источнике, являются теми же ценами, что отражены в источнике N 1 умноженным на коэффициент 1,01 с применением функции округления.
Использование таких данных позволяет усомниться в их достоверности, либо в том, что данные цены были предоставлены различными юридическими лицами.
На рынке предоставления услуг по лабораторной диагностики Камчатского края работают несколько организаций, а именно: ГБУЗ "Камчатский краевой центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ГБУЗ "Камчатская краевая детская инфекционная больница", ООО "ЮНИЛАБ".
Необходимый Заказчику перечень услуг в полном объеме выполняет только одно учреждение - ГБУЗ "Камчатский краевой центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", о чем хорошо известно Заказчику.
Заявитель представил Заказчику коммерческое предложение по Закупке, указывая на тот факт, что перечень услуг носит ограничивающий характер, и предлагал Заказчику рассмотреть возможность их разделения в разные процедуры закупок.
Лаборатории трех выше названных учреждений способны выполнять иммунологические исследования для сторонних организаций, при этом лаборатория ООО "ЮНИЛАБ" территориально находится в г. Владивосток, что не всегда позволяет осуществить доставку крови без нарушения методологии проведения исследований.
Фактически исполнителями и конкурентами для данного вида услуг являются 2 централизованные лаборатории, которые расположены на базе ГБУЗ "Камчатский краевой центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и ГБУЗ "Камчатская краевая детская инфекционная больница".
Отсутствие в учреждении Заявителя сложного дорогостоящего лабораторного оборудования, врача-иммунолога (в соответствии со штатным расписанием), под контролем которого, по мнению Заявителя, должны выполняться соответствующие исследования, не дает возможности выполнять обширнейший перечень иммунологических исследований в полном объеме, в том числе исследований, определяющих факторы гуморального и клеточного иммунитета.
В то же время лаборатория Заявителя способна выполнять много исследований по определению возбудителей инфекционных заболеваний.
Дробление Закупки по подвидам иммунологических исследований не только не вызовет ограничения конкуренции для ГБУЗ "Камчатский краевой центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", но позволит принять участие в Закупке ООО "ЮНИЛАБ".
Таким образом, при разработке документации об ЭА на оказание услуг ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 1", формируя обширный перечень иммунологических исследований, создает преимущественные условия для участия в Закупке ГБУЗ "Камчатский краевой центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".
Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 13.12.2016 N 1943, представил следующие пояснения.
Перечень исследований сформирован в соответствии с потребностью Заказчика и в интересах пациентов, нуждающихся в своевременном и качественном обследовании. Все исследования, указанные в документации об ЭА, являются функционально взаимосвязанными, что подтверждается примерами из врачебной практики.
Законодательство о контрактной системе не устанавливает требование указывать в документации об ЭА наименование лица, предоставившего соответствующую ценовую информацию. Более того п. 2.1. раздела II "Обоснование НМЦК" Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК (утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567) установлено, что в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети Интернет, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предоставивших соответствующую информацию.
При этом Заказчик указал в документации об ЭА реквизиты полученных документов, которые содержали ценовую информацию, на основании которых выполнен расчет НМЦК по Закупке. Данные документы зарегистрированы в делопроизводстве Заказчика.
Для обоснования НМЦК по Закупке Заказчик направил запрос о предоставлении информации о ценах на услуги пяти организациям, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности по профилям "клиническая лабораторная диагностика, лабораторная диагностика" с указанием основных условий исполнения контракта. На указанный запрос получено три ответа от трех разных лиц, сомнений в достоверности предоставленных данных у Заказчика не возникает.
Заявитель не представил в адрес Заказчика информацию о ценах на услуги (в соответствии с запросом), а направил письмо с требованием разделить перечень услуг в отдельные закупки.
В Камчатском крае функционируют частные медицинские и диагностические центры, имеющие в своем составе лаборатории, в связи с чем количество организаций на рынке лабораторной диагностики Камчатского края увеличивается и в любой момент эти организации могут стать участниками закупок услуг по исследованию материала.
Например, ООО "ЮНИЛАБ" функционирует на рынке Камчатского края не так давно. Первый контракт на оказание услуг с указанной организацией был заключен Заказчиком в 2013 году. Несмотря на наличие филиала в г. Петропавловск-Камчатский ООО "ЮНИЛАБ" выполняет исследования материала в лабораториях, расположенных в г. Владивостоке и г. Хабаровске, осуществляя ежедневно авиа-перевозку исследуемого материала.
Вместе с тем, по условиям Закупки предусмотрена самостоятельная доставка Заказчиком исследуемого материала исполнителю, а также вывоз отчетной документации в пределах Петропавловск-Камчатского городского округа.
Заказчик может доставлять исследуемый материал до представителя исполнителя в Петропавловске-Камчатском, после чего исполнитель организует авиа-отправку материала в лабораторию. По данной схеме происходит взаимодействие при исполнении контрактов, заключаемых с ООО "ЮНИЛАБ".
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что любая лаборатория Владивостока, Хабаровска, Москвы (городов, с которыми имеется ежедневное авиа-сообщение) при наличии соответствующей лицензии может принимать участие в проводимой Закупке.
Например, в г. Хабаровске есть филиал лаборатории ИНВИТРО (г. Москва), которая наряду с иными организациями может выполнить полный перечень необходимых Заказчику услуг.
Заказчик не установил требование в Закупке об оказании услуг по договору исполнителем лично.
Так, в п.п. 5.2.1-5.2.2 проекта гражданско-правового договора, являющегося неотъемлемой частью документации об ЭА, установлено право исполнителя самостоятельно определять способы оказания услуг по договору и привлекать соисполнителей для оказания услуг, если исполнитель не считает целесообразным закупать расходные материалы (ИФА-наборы - иммуноферментный анализ) (имеющие ограниченный срок годности) для проведения всех исследований, включенных Заказчиком в перечень.
Таким образом, любая организация, имеющая лицензию, но не имеющая возможность оказать весь перечень исследований своими силами, вправе привлекать соисполнителей.
Заказчик в период с 2013 по 2015 годы провел 6 аналогичных данной Закупке аукционов, по результатам которых 4 из 6 контрактов заключены с Заявителем на оказание услуг по исследованию материала, включающие в себя такие же виды исследований (гормоны, онкомаркеры, диагностика инфекций, диагностика аутоиммунных заболеваний, показатели иммунного статуса), что подтверждается данными из реестра контрактов. В ходе исполнения данных контрактов Заявитель оказывал услуги в полном объеме, претензий к исполнению обязательств по контрактам у Заказчика к Заявителю не имелось.
Два из шести контракта были заключены с ГБУЗ "Камчатский краевой центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".
Таким образом, Заявитель, наряду с ГБУЗ "Камчатский краевой центр по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" оказывал услуги в соответствии с перечнем услуг, заявленных Заказчиком.
В 2014 году Заявитель согласно контракту N 0338300008314000032 (по итогам проведения электронного аукциона с тем же номером) приобрел у ООО "МедИнвест" фотометр-анализатор для ИФА-планшетов Humareader HS и планшет-отмыватель для иммуноферментного анализа Wellwash (информация с сайта http://zakypki.gov.ru).
С помощью данного оборудования можно проводить обширный перечень иммунологических исследований на базе лаборатории Заявителя, при этом оборудование работает с расходными материалами (ИФА-наборами) разных производителей - как отечественных, так и зарубежных.
На сайте компании ЗАО "Аналитика" (чьим представителем на Камчатке является поставщик данного оборудования ООО "МедИнвест") приведен перечень тест-систем к фотометру-анализатору разных производителей, позволяющих выполнить те исследования, которые входят в перечень, определенный Заказчиком в документации об ЭА, но цены на которые Заявителем не были представлены.
На сайте поставщика расходных материалов и оборудования для лабораторной диагностики ООО "Лабораторная диагностика" (Москва) приведен большой перечень ИФА-наборов разных производителей, предлагаемых к поставке, в который входят наборы как для проведения исследований, на которые Заявителем предоставлены цены, так и наборы для проведения тех исследований, которые Заявитель, по его утверждению, не может проводить, в том числе из-за отсутствия дорогостоящего оборудования.
Из вышеизложенного следует, что расходные материалы, необходимые для проведения исследований, включенных Заказчиком в перечень услуг по Закупке - ИФА-наборы разных производителей, доступны для приобретения и могут использоваться на имеющемся у Заявителя оборудовании, но при этом Заявитель по неизвестной Заказчику причине цены на данные услуги указать не может.
Так, в рамках контракта N 89 от 11.07.2014 Заявитель оказывал Заказчику услуги по исследованию материала по итогам проведения аналогичной Закупки, в том числе осуществлял определение показателей, цены на которые Заявителем не были предоставлены в 2016 году. Например: диагностика аутоиммунных заболеваний выполнялась в полном объеме - все 27 показателей, в части показателей иммунного статуса (включая указанное в жалобе определение факторов гуморального и клеточного иммунитета) исследования также выполнялись в полном объеме - 21 показатель.
В закупке N 0338300046160000153 на оказание услуг по исследованию материала, полученного у беременных женщин, в перечне исследований предусмотрены такие исследования, как определение Плацентарного лактогена и Свободной бета-субъединицы ХГЧ (хорионический гонадотропин человека). У Заявителя имеется оборудование, необходимое для выполнения данных исследований, расходные материалы (ИФА-наборы разных производителей) доступны в широком ассортименте, однако Заявитель на указанные исследования не предоставил Заказчику информацию о ценах, но при этом принимал участие в электронном аукционе (торги прошли 12.12.2016).
Кроме того, ИФА-лаборатория ООО "ЮНИЛАБ" оснащена необходимым оборудованием для проведения всего перечня исследований, указанных в документации об ЭА, - анализаторы Immulite 2000 и Personal Lab (информация с официального сайта http://unilab.su/about/tour/proizvodstvennyy-otdel-laboratoriya/), несмотря на то, что ООО "ЮНИЛАБ", также как и Заявитель, не предоставило цены на часть исследований с пометкой: "не делаем".
При этом иммунохемилюминисцентный анализатор Immulite 2000 позволяет проводить определение Адренокортикотропного гормона АКТГ (п. 10 перечня исследования в документации об ЭА), Мозгового пропептида NT-proBNT (п. 21 перечня исследования в документации об ЭА), Эритропоэтина (п. 43 перечня исследования в документации об ЭА), уровня Вальпроевой кислоты и карбамазепина (п.п. 104, 105 перечня исследования в документации об ЭА).
Все остальные исследования, на которые ООО "ЮНИЛАБ" не предоставило цены с пометкой "не делаем", могут проводиться на иммуноферментном анализаторе Personal Lab, который является, так называемой, открытой системой, что позволяет работать с расходными материалами (ИФА-наборами) разных производителей - как отечественных, так и зарубежных.
На основании вышеизложенного следует, что и лаборатория Заявителя, и лаборатория ООО "ЮНИЛАБ" могут проводить все исследования, включенные Заказчиком в документацию об ЭА, на имеющемся в их распоряжении оборудовании (анализаторы Immulite 2000 и Personal Lab), в случае приобретения соответствующих расходных материалов (ИФА-наборов).
Разделение услуг по Закупке на отдельные лоты не повлияет на улучшение качества проводимых исследований, не повысит скорость получения результатов исследования, не облегчит работу врачей и среднего медицинского персонала, то есть не окажет никакого положительного влияния на работу учреждения, напротив, создаст дополнительные проблемы.
ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 1" уже выделяет в отдельные закупки различные виды исследований материала функционально и технологически не связанные: иммунологические исследования (для пациентов, обращающихся к врачам всех профилей, являются предметом жалобы), иммунологические исследования для беременных женщин (так как включают особый скрининг врожденной патологии плода с учетом результатов исследования и УЗИ), бактериологические исследования (посев материала, требуется лицензия по профилю "бактериология", метод исследования отличается от применяемого в первых двух случаях), ПЦР-диагностика (полимеразная цепная реакция) возбудителей инфекционных заболеваний (метод исследования отличается от применяемого в первых двух случаях, также исследования назначаются только для определения вирусов респираторного тракта, включая птичий, свиной грипп и т.п., а также для выявления мочеполовых инфекций при подготовке женщин к оперативному лечению).
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что перечень услуг, который включен в документацию об ЭА, сформирован в соответствии с потребностью учреждения в интересах пациентов, все исследования функционально и технологически взаимосвязаны, при этом возможность оказывать услуги на имеющемся оборудовании у Заявителя и лаборатории ООО "ЮНИЛАБ" имеется, расходные материалы на рынке представлены, в связи с чем Заказчик не создал преимущественных условий для кого-либо из потенциальных участников Закупки, и требования законодательства о контрактной системе им не нарушены.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком при формировании плана-графика.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 данной статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение Заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении по Закупке должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 2.7 документации об ЭА Заказчик указал обоснование начальной (максимальной) цены контракта, следовательно, документация об ЭА содержит информацию, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом Закупки является оказание услуг по исследованию материала, полученного при заборе анализов.
Заказчик в документации об ЭА установил перечень и планируемое количество исследований по 136 позициям, включающим в себя различные виды исследований, имеющих разные временной период проведения и получения результата.
Заказчик установил, что исследования должны оказываться исполнителем по мере предоставления Заказчиком исследуемого материала (п. 2.1 договора), учитывая нормативные акты и документы, регулирующие данный вид деятельности.
Объединение в Закупке различных исследований, различающихся по времени их проведения и получения результата, обусловлено необходимостью осуществления Заказчиком деятельности и многопрофильным характером оказываемых непосредственно самой больницей услуг. Разделение услуг по исследованию материала, функционально и технологически взаимосвязанных, усложнит осуществление необходимого процесса лечения.
В п.п. 5.2.1., 5.2.2. проекта гражданско-правового договора, являющегося неотъемлемой частью документации об ЭА, установлено право исполнителя самостоятельно определять способы оказания услуг по данному договору и привлекать соисполнителей для оказания услуг.
Заявитель не представил документальных доказательств того, что не имеет возможности оказать часть услуг, предусмотренных Закупкой, на имеющемся в учреждении оборудовании.
Таким образом, описание Заказчиком объекта закупки в соответствии со своими объективными потребностями не противоречит правилам описания объекта закупки, установленным Законом о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
_____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 14 декабря 2016 г. N 21-06/355-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016