Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 декабря 2016 г. N 05-02/399Ж-16
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года г. Ярославль
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "СтройКом" (далее - заявитель) - представитель по доверенности Красильников А.Е.;
от заказчика - управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района (далее - заказчик) - представитель по доверенности Чернов Г.В.;
от уполномоченного органа - администрации Рыбинского муниципального района (далее - уполномоченный орган) - представитель по доверенности Соколов С.М.;
от оператора торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СтройКом" на действия заказчика - управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, уполномоченного органа - администрации Рыбинского муниципального района, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение функций застройщика на разработку проектно-сметной документации объекта "Очистные сооружения канализации, подводящие коллекторы и КНС пос. Песочное и д. Дюдьково в Октябрьском сельском поселении, Рыбинского района Ярославской области" (извещение N 0171300003916000140) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "СтройКом" на действия заказчика - управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, уполномоченного органа - администрации Рыбинского муниципального района, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение функций застройщика на разработку проектно-сметной документации объекта "Очистные сооружения канализации, подводящие коллекторы и КНС пос. Песочное и д. Дюдьково в Октябрьском сельском поселении, Рыбинского района Ярославской области" (извещение N 0171300003916000140).
По мнению заявителя, содержание документации об электронном аукционе противоречит нормам законодательства о закупках, поскольку заказчиком и уполномоченным органом описание объекта закупки (техническое задание заказчика) установлено необъективным образом. В частности, из представленной документации об электронном аукционе не ясно, какая из сторон должна оформлять градостроительный план земельного участка, поскольку данной информации документация об электронном аукционе не содержит. Однако в разъяснениях документации уполномоченный орган пояснил, что "градостроительный план земельного участка будет представлен на участок под строительство очистных сооружений канализации".
Кроме того, заявитель полагает, что в случае, если градостроительный план земельного участка предоставляется заказчиком (следовательно, заказчик располагает им на момент объявления закупки), то документация об электронном аукционе должна содержать сведения о границах земельного участка; границах зон действия публичных сервитутов; минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информацию о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия и иные сведения, указанные в данном градостроительном плане земельного участка и определяющие, соответственно, объем подлежащих выполнению работ.
Таким образом, по мнению заявителя, из документации об электронном аукционе не представляется возможным однозначно установить, какой объем работ подлежит выполнению, что порождает неопределенность при исполнении контракта, заключаемого по итогам проведения данной закупки.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении указанных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу доводов жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией Рыбинского муниципального района, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 22.11.2016 размещено извещение N 0171300003916000140 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение функций застройщика на разработку проектно-сметной документации объекта "Очистные сооружения канализации, подводящие коллекторы и КНС пос. Песочное и д. Дюдьково в Октябрьском сельском поселении, Рыбинского района Ярославской области" вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 400 000,00 руб. (семь миллионов четыреста тысяч рублей). Заказчиком выступило управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В данном случае электронный аукцион проводился в интересах заказчика - управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение функций застройщика на разработку проектно-сметной документации объекта "Очистные сооружения канализации, подводящие коллекторы и КНС пос. Песочное и д. Дюдьково в Октябрьском сельском поселении, Рыбинского района Ярославской области". Описание объекта закупки, а также объем работ указаны в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Из части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 5 статьи 48 ГрК РФ установлено, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Согласно части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В соответствии с частью 6 статьи 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Таким образом, из анализа названных норм следует, что подготовка проектной документации осуществляется на основе указанных в части 6 статьи 48 ГрК РФ документов: градостроительного плана земельного участка или проекта планировки территории и проекта межевания территории, результатов инженерных изысканий, а также технических условий.
Изучив положения раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (далее - техническое задание), Комиссия установила следующее.
В пункте 1.6 технического задания заказчиком и уполномоченным органом определены следующие исходные данные для проектирования:
"Заказчик предоставляет:
ситуационный план;
утверждает проект планировки и проект межевания, ставит на кадастровый учет.
Исполнитель выполняет:
- сбор исходных данных для проектирования (предпроектная подготовка);
- получение технических условий;
- инженерно-геологические изыскания;
- инженерно-геодезические изыскания;
- инженерно-экологические изыскания;
- проведение анализа сточных вод (для подбора оборудования);
- получение исходно-разрешительной документации;
- заключение договора аренды на земельный участок под проектирование;
- разработка проекта межевания и проекта планировки территории;
- сбор прочей документации, необходимой для выполнения проектных работ;
- сдача документации на государственную экспертизу и получение положительного заключения".
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган возлагают на исполнителя получение технических условий, проведение изысканий, а также разработку проекта межевания и проекта планировки территории, однако, сведения о том, в обязанности какой из сторон входит разработка / получение градостроительного плана земельного участка в документации об электронном аукционе отсутствуют.
По данному вопросу в адрес уполномоченного органа участником закупки был направлен запрос о даче разъяснений, на который уполномоченный орган ответил, что "градостроительный план земельного участка будет предоставлен на участок под строительство очистных сооружений канализации".
Следует отметить, что документация об электронном аукционе, не содержащая указания на обязанность исполнителя самостоятельно разработать / получить необходимый для выполнения работ, являющихся предметом контракта, градостроительный план земельного участка, не содержит и сведений данного градостроительного плана, которые (при оставлении заказчиком и уполномоченным органом за собой обязанности подготовить и передать победителю закупки данный план) должны содержаться в техническом задании документации об электронном аукционе, поскольку являются одними из существенных составляющих описания объекта закупки (его технической характеристикой, объемом). Так, участникам закупки для формирования своего ценового предложения, безусловно, необходимо обладать сведениями о границах земельного участка; границах зон действия публичных сервитутов; минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информацией о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информацией о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия и иными сведениями, указанными в данном градостроительном плане земельного участка и определяющими, соответственно, объем подлежащих выполнению работ.
2. Из пункта 1.6 технического задания следует, что в ходе выполнения работ исполнитель должен получить технические условия.
Однако пунктом 3.3 технического задания установлено, что технические условия на подключение к инженерным коммуникациям предоставляет заказчик.
3. В соответствии с пунктом 1.6 технического задания исполнитель должен произвести следующие виды инженерных изысканий:
- инженерно-геологические изыскания;
- инженерно-геодезические изыскания;
- инженерно-экологические изыскания.
В части 4 "Инженерные изыскания" технического задания установлено, что в ходе исполнения контракта исполнителем должны быть выполнены следующие изыскания:
4.1. Инженерно-геодезические изыскания;
4.2. Инженерно-геологические изыскания;
4.3. Инженерно-экологические изыскания;
4.4. Инженерно-гидрогеологические изыскания.
Таким образом, учитывая имеющиеся в документации об электронном аукционе и указанные выше пробелы и несоответствия технического задания, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае описание объекта закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом необъективным, противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий такой закупки образом, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Исходя из положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок на участие в аукционе был установлен до 08.12.2016 09:00.
Жалоба ООО "СтройКом" подана в Ярославское УФАС России 08.12.2016 (вх. N 20020).
На заседании Комиссии (15.12.2016) ООО "СтройКом" были представлены дополнения к поданной ранее жалобе, содержащие ранее не являющиеся предметом рассмотрения доводы относительно нарушений, допущенных заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе.
Данные дополнения представлены ООО "СтройКом" после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, соответственно, их рассмотрение не проводится Комиссией в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройКом" на действия заказчика - управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, уполномоченного органа - администрации Рыбинского муниципального района, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение функций застройщика на разработку проектно-сметной документации объекта "Очистные сооружения канализации, подводящие коллекторы и КНС пос. Песочное и д. Дюдьково в Октябрьском сельском поселении, Рыбинского района Ярославской области" (извещение N 0171300003916000140) обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Выдать заказчику - управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, уполномоченному органу - администрации Рыбинского муниципального района, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;
3. Рассмотрение доводов относительно положений документации об электронном аукционе, указанных в дополнении к жалобе ООО "СтройКом" от 15.12.2016, не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Крюкова Т.В.
Смирнова Т.А. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 декабря 2016 г. N 05-02/399Ж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016