Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 декабря 2016 г. N 344-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
члены комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы,
в присутствии представителей Управления делами Губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области) Дмитриева Федора Владимировича (доверенность N28-01-02/617 от 14.12.2016), Голубь Игоря Александровича (доверенность N28-01-02/626 от 19.12.2016) в отсутствие представителей ООО "Центр программного обеспечения" (адрес: 109156, г. Москва, ул. Генерала Кузнецова, д. 18, корп. 2, пом. 23) (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Центр программного обеспечения" на положения документации заказчика Управления делами Губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области) (далее также - Заказчик) об аукционе на право заключить контракт на оказание услуги по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000716000108) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.12.2016 поступила жалоба ООО "Центр программного обеспечения" на действия Управления делами Губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуги по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000716000108).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Нарушающими требования указанного закона заявитель считает положения документации, в которых указано, что замена вышедших из строя оборудования и элементов должны осуществляться за счет исполнителя.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении электронного аукциона и документации о нем, включая обоснованность их положений.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителя Заказчика, и оценив его доводы, Комиссия установила, что 07.12.2016 (МСК +1) на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0325200000716000108) и документация об этом аукционе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двух этапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двух этапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является оказание услуги по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения.
Заказчиком в пункте 3 "Условия оказания услуг" части 2 "Технического задания" аукционной документации указано, что исполнитель должен обеспечить за свой счет, своими силами, своим оборудованием и своими средствами оказание услуг по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения, установленных по указанным местам оказания услуг. При ремонте оборудования системы видеонаблюдения, вышедшие из строя элементы демонтируются и заменяются из комплекта ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности), на новые, приобретаемые за счет Исполнителя. По требованию Заказчика проводятся регламентные работы вне графика.
Запчасти, которые подлежат замене в случае необходимости, не являются объектом закупки, поскольку не включены в стоимость контракта и оплачиваются за счет средств исполнителя. Однако, несмотря на это, они включены Заказчиком в описание объекта закупки.
В этой связи участник закупки в целях принятия участия в закупке должен согласиться на безвозмездную передачу заказчику и замену запасных частей. В противном случае он не сможет принять участие в закупке. При этом документация не содержит сведений ни о количестве требующихся запчастей, ни об их характеристиках, что не позволяет потенциальному участнику закупки рассчитать затраты, которые он понесет при выполнении контракта.
По изложенным причинам описание Заказчиком объекта закупки содержит требование к услугам, влекущее ограничение количества участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данное нарушение влияет на правильность определения поставщика, что является основанием для выдачи предписания об устранении допущенного нарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр программного обеспечения" на действия Управления делами Губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуги по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000716000108) обоснованной.
2. Признать заказчика Управление делами Губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуги по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000716000108).
3. Выдать заказчику Управлению делами Губернатора Астраханской области (агентство Астраханской области) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуги по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения (номер извещения: 0325200000716000108).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 декабря 2016 г. N 344-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016