Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 8 декабря 2016 г. N 2260
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Садовой Е.К. |
- |
представителя МБОУ "Чернухинская СШ" (доверенность от 07.12.2016 N 232), |
- Костиной О.В. |
- |
представителя администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области (доверенность от 02.12.2016 N4256), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКМ" (далее - ООО "АКМ", заявитель) на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Чернухинская средняя школа" (далее также - МБОУ "Чернухинская СШ", заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку оборудования и учебно-наглядных пособий для нужд МБОУ "Чернухинская СШ" Арзамасского района Нижегородской области,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "АКМ" о нарушении заказчиком и уполномоченным органом требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования и учебно-наглядных пособий для нужд МБОУ "Чернухинская СШ" Арзамасского района Нижегородской области, номер извещения 0332300207316000009, (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации о закупке не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "АКМ" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители МБОУ "Чернухинская СШ" и администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "АКМ" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 24.11.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.etp-micex.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оборудования и учебно-наглядных пособий для нужд МБОУ "Чернухинская СШ" Арзамасского района Нижегородской области, номер извещения 0332300207316000009, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Чернухинская средняя школа".
Уполномоченным органом выступает администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является ЭТП ММВБ.
Предметом контракта является поставка оборудования и учебно-наглядных пособий для нужд МБОУ "Чернухинская СШ" Арзамасского района Нижегородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 012 295,67 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочих, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки, а также требования к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам поставляемого товара определены в разделе III "Объект закупки" Информационной карты и Приложении N1 к вышеуказанному извещению "Спецификация", в том числе:
N п/п |
ОКПД |
Наименование товара |
Описание товара |
Ед. измерения |
Кол-во |
Цена |
Сумма |
12 |
32.99.53.130 |
Комплект приборов и инструментов топографических |
Предназначен для проведения на местности практических работ при изучении курса географии. Габаритные размеры в упаковке (дл.*шир.*выс.),см:57*34*13. Вес, кг, не более 6,65. Комплектность:мензула, визирная линейка, вертикальный угломер, дальномер, компас, рулетка, колышки не менее 10 шт., шпильки не менее 8 шт., отвес для мензулы, ящик для хранения и транспортировки топографических инструментов и приборов, руководство по эксплуатации |
шт. |
1 |
9693,33 |
9693,33 |
13 |
32.99.53.130 |
Прибор для измерения прозрачности воды (диск Секки) |
Пособие предназначено для измерения прозрачности воды в водоеме при выполнении практических работ. Габаритные размеры в упаковке (дл.*шир.*выс.), см: не менее 32*32*8. Вес, кг, не более 0,6.Комплектность: прибор (в сборе), руководство по эксплуатацииПрибор представляет собой черно-белый диск диаметром 30 см, соединенный с сантиметровой шкалой. |
шт. |
1 |
2633,33 |
2633,33 |
21 |
32.30.11.110 |
Лыжи (160 см) |
Классические Внешняя оболочка из АВS пластика, облегченный клин из проклеенной древесины, шлифованная синтетическая скользящая поверхность, насечка. Размер 150-160 см. |
пар |
10 |
1454,33 |
14543,30 |
22 |
32.30.11.110 |
Лыжи (180 см) |
Классические Внешняя оболочка из АВS пластика, облегченный клин из проклеенной древесины, шлифованная синтетическая скользящая поверхность, насечка. Размер 180-190 см. |
пар |
5 |
1763 |
8815,00 |
23 |
32.30.11.122 |
Палки лыжные (110 см) |
Состав:100% стекловолокно (Fiberglass) Ростовки: 100-110 см Геометрия: верхний диаметр стержня 16 мм, нижний диаметр стержня 10 мм Ручка: пластиковая Опорный элемент: пластиковый наконечник Прогулочный темляк: 20 мм (в виде петли). |
пар |
15 |
390 |
5850,00 |
24 |
32.30.11.122 |
Палки лыжные (130 см) |
Состав:100% стекловолокно (Fiberglass) Ростовки: 130-140 см Геометрия: верхний диаметр стержня 16 мм, нижний диаметр стержня 10 мм Ручка: пластиковая Опорный элемент: пластиковый наконечник Прогулочный темляк: 20 мм (в виде петли). |
пар |
5 |
394,67 |
1973,35 |
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в рассматриваемом случае в документации установлены конкретные значения показателей (без максимальных и (или) минимальных значений по отдельным показателям в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок), которые не позволяют потенциальным участникам предложить к поставке товар с близкими значениями таких показателей, не влияющими на качественные и эксплуатационные свойства товаров, что само по себе приводит к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, требования к формированию лотов определены в части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), согласно которой запрещается включать в состав предмета (лота) функционально и технологически не связанные между собой товары, работы, услуги.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
Согласно аукционной документации проводилась закупка оборудования и учебно-наглядных пособий. При этом в состав лота включены товары, функционально и технологически не связанные между собой, которые не могут заменить друг друга, в связи с чем должны закупаться отдельно друг от друга, например: ноутбук, микроскоп учебный, мяч футбольный, школьная метеостанция "МЕТЕО-КЛ", робот-тренажер "ГОША" с подключением к компьютеру с ПО, лыжи и т.д.
Следовательно, потенциальные поставщики, которые имеют возможность поставить спортивное оборудование (мяч, лыжи, лыжные палки и т.д.) по данной закупке, компьютерную технику и учебное оборудование поставить не могут и, как следствие, не могут участвовать в данной закупке.
Включение в состав одного лота данных товаров приводит к необоснованному ограничению конкуренции, что нарушает часть 2 статьи 8 и часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3) Довод заявителя о том, что в описание объекта закупки включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, например: п.9 "Экознайка 7", п.10 "Школьная метеостанция "МЕТЕО-КЛ", п.16 "Робот-тренажер "ГОША" с подключением к компьютеру с ПО", без включения слов "или эквивалент", не является состоятельным в виду того, что достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов предлагаемых к поставке товаров, заявителем при рассмотрении жалобы не представлено.
4) В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются, в том числе преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 названного Федерального закона.
В нарушение части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки не установлено преимущество для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в то время как закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, и социально ориентированных некоммерческих организаций, о чем указано в пункте 1 раздела III аукционной документации.
5) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 7.3 проекта контракта установлено: "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней)".
Пунктом 7.3.1 проекта контракта установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1 % от суммы контракта".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Следовательно действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Все вышеперечисленное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "АКМ".
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, части 7 статьи 34 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем существует необходимость выдать предписание Заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки об устранении допущенных нарушений, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "АКМ" на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Чернухинская средняя школа" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку оборудования и учебно-наглядных пособий для нужд МБОУ "Чернухинская СШ" Арзамасского района Нижегородской области, номер извещения 0332300207316000009, обоснованной.
2. Признать заказчика - МБОУ "Чернухинская СШ" - нарушившим требования части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, части 7 статьи 34, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки ЭТП ММВБ (www.etp-micex.ru) предписание об устранении нарушений.
4. Направить материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4.1 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Л.О. Смирнова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 8 декабря 2016 г. N 2260
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016