Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14 декабря 2016 г. N 2309
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Алексеенковой М.Д.
- Косаревой А.В.
- Фуртатовой В.А.
|
-
-
- |
представителя ПАО "Мегафон" (доверенность от 29.11.2016 Nб/н),
представителя ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" (доверенность от 12.12.2016 N1), представителя ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" (доверенность от 12.12.2016 N2), |
рассмотрев жалобу публичного акционерного общества "Мегафон" (далее также - ПАО "Мегафон") на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" (далее также - ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода") при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг связи для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ПАО "Мегафон" о нарушении ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, номер извещения 0332300018016000054 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представитель ПАО "Мегафон" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России поддержал позицию и требования, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Представители ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ПАО "Мегафон" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пришла к следующим выводам.
1) 29.11.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.etp-micex.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказаник услуг связи и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода".
Оператором электронной площадки является - ЭТП ММВБ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 795 962,76 рублей.
2) Требования к участникам определены в статье 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обязательные и дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, в том числе указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Установлено, что в нарушение законодательства о контрактной системе заказчиком не установлено в извещении и документации требование о наличии конкретной лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету государственного контракта (оказание услуг связи) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Кроме того, в нарушение части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик установил в том числе, такие требования, как:
- Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе,
поскольку данные требования к участникам рассматриваемой закупки не предусмотрены законодательством Российской Федерации в качестве обязательных. В качестве дополнительных требований Правительством Российской Федерации подобные требования также не предусмотрены (подпункт 3 пункта 16 "Требования к участникам закупки" аукционной документации).
Таким образом жалоба ПАО "Мегафон" признается обоснованной в рассматриваемой части.
Кроме того, пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о том, чтобы участник закупки не являлся офшорной компанией.
Требование к участникам закупки о том, чтобы участник закупки не являлся офшорной компанией, установлены в подпункте 1.8 пункта 16 документации об электронном аукционе.
Таким образом, изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ПАО "Мегафон" в рассматриваемой части.
3) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
На основании части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Однако заказчиком неправомерно истребуются в составе вторых частей заявок:
- документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ (при наличии таких требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99): "В случае выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда" и т.п.;
- документы (или копии таких документов), подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им работ условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ: (в случае наличия): для транспортных средств - акт экспертизы товара, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (или территориальными палатами), для отдельных видов медицинских изделий - сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. и т.п.,
в то время как предметом закупки является оказание услуг связи.
Вместе с тем требование о предоставлении во второй части заявки конкретной лицензии на оказание услуг связи в качестве документа, подтверждающего соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не установлено, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 и пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4) Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Описание объекта закупки определено в разделе II документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта. Проект контракта".
Между тем в нарушение вышеприведенных норм в раздел II документации об электронном аукционе включены услуги хостинга, функционально и технологически не взаимосвязанные с услугами местной, внутризоновой, междугородной и международной связи и доступа к сети Интернет, указанными в предмете закупки.
Услуги хостинга не относятся к телематическим услугам связи в силу различия определения телематических услуг связи (предоставление доступа пользовательского оборудования к сети связи оператора) и хостинга (предоставление ресурсов оборудования, подключенного к сети связи для размещения и функционирования веб-сайта).
Кроме того, в документации об аукционе содержатся условия, которые может исполнить единственный оператор - ПАО "Ростелеком", например: в пунктах 16 и 17 раздела II аукционной документации установлено требование об оказании услуги "Новая телефония", которая является услугой исключительно данного оператора. Каких-либо доказательств необходимости в соответствии с потребностями заказчика включения в описание объекта закупки данной услуги при рассмотрении жалобы не представлено.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, описание объекта закупки изложенным в документациях образом противоречит Закону о контрактной системе и приводит к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 2 статьи 8 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Довод заявителя о том, что требуемые заказчиком параметры оказания услуг связи могут быть предоставлены с использованием различных технологий связи, но заказчик ограничивает оказание услуг только двумя технологиями - xDSL и FTTx, является несостоятельным ввиду следующего.
Данные требования носят объективный характер, установлены в соответствии с потребностями заказчика и не противоречат законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя путем установления требований к характеристикам подобным образом.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ПАО "Мегафон" в рассматриваемой части.
5) На основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд входит в данный Перечень.
Между тем в извещение о проведении электронного аукциона и в документации о закупке данный запрет не установлен.
Следовательно, государственный заказчик нарушил положения части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, согласно которым условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
6) В соответствии с частью 4 и частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, при этом разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Между тем в нарушение указанных норм заказчик разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.
Кроме того, в ответе на запрос ПАО "Мегафон" о разъяснении положений документации, заказчик указал совокупность услуг, включенных в функционал услуги "Новая телефония", при этом данная услуга в описании объекта закупки аукционной документации в таком объеме отсутствует.
Вместе с тем в данном ответе о разъяснении положений документации заказчик указал новые услуги, включенные в функционал услуги "Новая телефония" (например: "8 800" (бесплатный вызов), при этом, не внеся изменений в аукционную документацию.
Таким образом, данный подобным образом ответ заказчика на запрос о разъяснении положений аукционной документации, изменяющий суть аукционной документации, нарушает требования частей 4 и 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.
7) В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 названной статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Согласно части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 названной статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае некоторые расходы, указанные в пункте 4 описания объекта закупки, не могут быть включены в обоснование НМЦК, подлежит оставлению без рассмотрения.
8) 09.12.2016 аукционной комиссией рассмотрена единственная заявка, поданная для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 09.12.2016 N1658383.
В соответствии с протоколом от 09.12.2016 N1658383 аукционная комиссия рассмотрела единственную заявку на участие в указанном электронном аукционе и приняла решение признать заявку ПАО "Ростелеком" соответствующей требованиям аукционной документации.
9) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушения требований части 2 статьи 8, части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65, частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, в данном случае могут быть устранены только путем аннулирования закупки, а также отмены составленных протоколов.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЭТП ММВБ).
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу публичного акционерного общества "Мегафон" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, номер извещения 0332300018016000054, обоснованной в части неустановления обязательных ограничений на участие в закупке, неустановления конкретных обязательных требований к участнику (о наличии лицензии), а также установления требований к услугам, ограничивающих количество участников данной закупки.
2. Жалобу публичного акционерного общества "Мегафон" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, номер извещения 0332300018016000054, в части обжалования обоснования НМЦК оставить без рассмотрения.
3. В остальной части признать жалобу публичного акционерного общества "Мегафон" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, номер извещения 0332300018016000054, необоснованной.
4. Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" нарушившим требования части 2 статьи 8, части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65, частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений.
6. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4, 4, 4.1, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Н.В. Балабина
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14 декабря 2016 г. N 2309
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016