Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 декабря 2016 г. N 2279
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Косаревой А.В. |
- |
представителя ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" (доверенность от 12.12.2016 N1), |
- Фуртатовой В.А. |
- |
представителя ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" (доверенность от 12.12.2016 N2), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эра-Телеком" (далее также - ООО "Эра-Телеком", заявитель) на действия Государственного бюджетного учрежденияздравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода" (далее также - ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода", заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для нужд бюджетного учреждения,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Эра-Телеком" о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на право заключить контракт на оказание услуг связи, номер извещения 0332300018016000054.
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представитель ООО "Эра-Телеком" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России поддержал позицию и требования, изложенные в жалобе, в полном объёме.
Представители ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода" с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, факт нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не признали, считают жалобу ООО "Эра-Телеком" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 29.11.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.etp-micex.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг связи, номер извещения 0332300018016000054, и проект контракта.
Заказчиком данной закупки выступает ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода".
Оператором электронной площадки является АО "ЭТС".
Предметом контракта является оказание услуг связи с начальной (максимальной) ценой контракта - 795 962, 76 рублей.
2) Требования к участникам определены в статье 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обязательные и дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, в том числе указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Установлено, что в нарушение законодательства о контрактной системе заказчиком не установлено в извещении и документации требование о наличии конкретной лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету государственного контракта (оказание услуг связи) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Кроме того, в нарушение части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик установил в том числе, такие требования, как:
- Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе, поскольку данные требования к участникам рассматриваемой закупки не предусмотрены законодательством Российской Федерации в качестве обязательных. В качестве дополнительных требований Правительством Российской Федерации подобные требования также не предусмотрены (подпункт 3 пункта 16 "Требования к участникам закупки" аукционной документации).
3) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
На основании части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Однако заказчиком неправомерно истребуются в составе вторых частей заявок:
- документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ (при наличии таких требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99): "В случае выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда" и т.п.;
- документы (или копии таких документов), подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им работ условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ: (в случае наличия): для транспортных средств - акт экспертизы товара, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (или территориальными палатами), для отдельных видов медицинских изделий - сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. и т.п., в то время как предметом закупки является оказание услуг связи.
Вместе с тем требование о предоставлении во второй части заявки конкретной лицензии на оказание услуг связи в качестве документа, подтверждающего соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не установлено, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 и пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4) Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Описание объекта закупки определено в разделе II документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта. Проект контракта".
Между тем в нарушение вышеприведенных норм в раздел II документации об электронном аукционе включены услуги хостинга, функционально и технологически не взаимосвязанные с услугами местной, внутризоновой, междугородной и международной связи и доступа к сети Интернет, указанными в предмете закупки.
Услуги хостинга не относятся к телематическим услугам связи в силу различия определения телематических услуг связи (предоставление доступа пользовательского оборудования к сети связи оператора) и хостинга (предоставление ресурсов оборудования, подключенного к сети связи для размещения и функционирования веб-сайта).
Кроме того, в документации об аукционе содержатся условия, которые может исполнить единственный оператор - ПАО "Ростелеком", например: в пунктах 16 и 17 раздела II аукционной документации установлено оказание услуги "Новая телефония", которая является услугой данного оператора.
Описание объекта закупки изложенным в документации образом противоречит Закону о контрактной системе и приводит к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 2 статьи 8 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5) По смыслу пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении и документации о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 названной статьи.
На основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд входит в данный Перечень.
Между тем в нарушение части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещением и документацией об осуществлении закупки такое ограничение не установлено.
6) Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Между тем в нарушение названных норм заказчиком размещено в единой информационной системе разъяснение положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.
Кроме того в ответе на запрос ПАО "Мегафон" о разъяснении положений документации, заказчик указал совокупность услуг, включенных в функционал услуги "Новая телефония", однако объем таких услуг, приведённый в ответе на запрос разъяснения в описание объекта закупки не входит.
Так, в данном ответе о разъяснении положений документации заказчик указал новые услуги, включенные в функционал услуги "Новая телефония" (например: "8 800" (бесплатный вызов).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что разъяснения положений документации об электронном аукционе фактически изменяют ее суть.
На основании вышеизложенного комиссия Нижегородского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о признании заказчика нарушившим требования частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
7) Доводы заявителя относительно наличия в действиях заказчика нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" признаются несостоятельными, поскольку рассматриваемая закупка осуществлялась в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, жалоба ООО "Эра-Телеком" признается необоснованной.
8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения Закона о контрактной системе, допущенные ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" являются существенными, повлияли на результаты электронного аукциона, и в данном случае могут быть устранены только путём аннулирования определения исполнителя на оказание услуг связи, номер извещения 0332300018016000054.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки (АО "ЭТС").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Эра-Телеком" о нарушении ГБУЗ НО "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на право заключить контракт на оказание услуг связи, номер извещения 0332300018016000054, необоснованной.
2. Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская поликлиника N22 Нижегородского района г.Н.Новгорода" нарушившим требования части 2 статьи 8, части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65, частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренных частями 1.4, 4, 4.1, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Н.В. Балабина
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 декабря 2016 г. N 2279
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2016