Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 декабря 2016 г. N 06-1055/16т
изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест"): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пару Груп" (далее - ООО "Пару Груп"): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление промышленности, строительства и развития инфраструктуры" муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), заказчик): Иванова Л.С. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), уполномоченный орган: не явились, представлено пояснение,
рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест", ООО "Пару Груп" на действия заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Ипподром в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса" (извещение N 0116300007016000437), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
07, 08 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили соответственно жалобы ООО "Стройинвест", ООО "Пару Груп" на действия заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Ипподром в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса" (извещение N 0116300007016000437).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 декабря 2016 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В жалобе заявителя ООО "Стройинвест" следующие доводы.
1. Проект контракта содержит неправомерное условие об оплате работ на основании оформленных счетов-фактур, поскольку у организаций, применяемых упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность составлять счета-фактуры.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, так как контракт заключается с субъектом малого предпринимательства (в извещении об осуществлении закупки было установлено данное ограничение), в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком оказанной услуги в срок не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке оказанной услуги.
В нарушение данной нормы заказчик установил завышенный срок оплаты за выполненные подрядчиком работы: "3.3. Оплата производится по безналичному расчету в соответствии с условиями Контракта, после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных актов выполненных работ по форме КС-2 и справки о выполненных работах по форме КС-3, на основании выставленных Исполнителем счетов в течение 30 банковских дней с момента получения счета".
В жалобе заявителя ООО "Пару Груп" следующие доводы.
1. Не установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2. В проекте контракта не указано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
3. В проекте контракта отсутствует конкретный срок действия контракта, что не позволяет рассчитать срок действия банковской гарантии.
4. В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации отсутствует указание, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. Заявитель просит проверить расчет начальной (максимальной) цены контракта.
В пояснениях Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я) указано, что уполномоченный орган с доводами жалоб заявителей не согласен, считают положения извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации правомерными, за исключением довода ООО "Стройинвест" в части сроков оплаты контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика поддержала позицию, изложенную в пояснениях уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.11.2016 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) дата проведения электронного аукциона 12.12.2016 года;
7) в период проведения электронного аукциона предложения о цене контракта подавали все участники электронного аукциона;
8) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной на основании следующего.
1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В проекте контракта установлено следующее: "5.1. В течение пяти рабочих дней после завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик представляет Заказчику счет, счет-фактуру, формы КС-2, КС-3 и акты сдачи-приемки работ с обязательным указанием в предоставленных документах номера и даты настоящее Контракта".
При этом в пояснениях уполномоченного органа указано, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и поэтому выставлять счета-фактуры не обязаны, за исключением некоторых случаев. Этот документ обязаны выставлять только организации и предприниматели, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость - в основном те, кто работает, на общей системе налогообложения.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки указанным положением проекта контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что действия уполномоченного органа, заказчика по установлению рассматриваемых требований к оплате за выполненные работы нарушают права и законные интересы ООО "Стройинвест".
Довод заявителя в части неправомерного условия об оплате работ на основании оформленных счетов-фактур признан необоснованным.
2. Как указано выше, согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона не указано, что участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, между тем, данное ограничение установлено в пунктах 20, 21 Информационной карты аукционной документации. Следовательно, положения части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе подлежат применению.
Учитывая положения указанной нормы Закона о контрактной системе, срок оплаты выполненных подрядчиком работ не может превышать тридцать дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Проектом контракта установлено следующее: "3.3. Оплата производится по безналичному расчету в соответствии с условиями Контракта, после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных актов выполненных работ по форме КС-2 и справки о выполненных работах по форме КС-3, на основании выставленных Исполнителем счетов в течение 30 банковских дней с момента получения счета".
Определение термина "банковский день" не закреплено законодательством, при этом согласно правилам делового оборота под данным термином подразумеваются часы рабочего дня банка, в течение которых производятся платежные операции.
Учитывая, что частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе императивно определено, что срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта определен днями (не более чем в течение тридцати дней), то установление заказчиком в проекте контракта условия о том, что срок оплаты исчисляется банковскими, то есть, фактически, рабочими днями, по мнению Комиссии, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку период, составляющий 30 банковских (рабочих) дней, превышает 30 календарных дней, следовательно, оплата в таком случае может быть произведена за пределами 30 дневного срока, установленного частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом в проекте контракта установлено условие об оплате выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта сроком более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке выполненных работ, довод заявителя признан обоснованным.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Пару Груп" частично обоснованной на основании следующего.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Как указывает заявитель, заказчиком, уполномоченным органом не установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Между тем, заявителем не представлено нормативно-правовое обоснование необходимости установления указанных требований к участникам закупки, не указаны работы, которые подпадают под Перечень N 624, не представлены подтверждающие доказательства, что предусмотрено часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод заявителя признан необоснованным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Проектом контракта установлено следующее: "3.1. Цена Контракта на выполнение работ, указанных в пункте 1.1 настоящего Контракта, составляет __________ (________________________________________) рублей ____ коп., в том числе НДС: __________ (___________________________________) руб. ____ коп., является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом N 44-ФЗ".
Таким образом, довод заявителя не нашел подтверждения и признан необоснованным.
3. Согласно части 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчиком в проекте контракта установлено следующее: "12.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного их исполнения".
Таким образом, в аукционной документации отсутствует информация о сроке действия контракта, что противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод признан обоснованным.
При этом, по мнению Комиссии, в случае устранения нарушения в отношении срока оплаты выполненных работ по контракта, участники закупки могут рассчитать срок окончания действия контракта, и, следовательно, минимальный срок действия банковской гарантии.
4. В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В пунктах 20, 21 Информационной карты аукционной документации установлено, что участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Между тем, в нарушение пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе данная информация отсутствует в извещении о проведении электронного аукциона, в связи с чем довод признан обоснованным.
Данное нарушение по мнению Комиссии не результаты закупки не повлияло.
5. Согласно требованиям пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы государственного финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Якутское УФАС России не относится к органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем не имеет полномочий по проверке жалоб на действия заказчика по установлению начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в рамках данного довода заявителю необходимо обратиться в органы муниципального финансового контроля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Ипподром в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса" (извещение N 0116300007016000437) частично обоснованной в части неправомерности пункта 3.3. проекта контракта.
2. Признать жалобу ООО "Пару Груп" на действия заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Ипподром в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса" (извещение N 0116300007016000437) частично обоснованной в части отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона информации о том, что участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, отсутствия в проекте контракта срока действия контракта.
3. Признать заказчика МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), уполномоченный орган Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я) нарушившими часть 8 статьи 30, пункт 5 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать заказчику МКУ "УПСиРИ" МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я), уполномоченному органу Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я) предписание об устранении допущенного нарушения.
3. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 декабря 2016 г. N 06-1055/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016