Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 декабря 2016 г. N 06-1043/16т
изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа),в составе:
Осиповой Я.Д.- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. -заместителя начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Хныкина Виталия Яковлевича(далее -ИП Хныкин В.Я.,заявитель):не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
от единой комиссии изаказчика АМО "Город Нерюнгри"Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту -АМО "Город Нерюнгри", Администрация, заказчик, единая комиссия):не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, представлено письменное пояснение по жалобе, а также ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя заказчика;
рассмотрев жалобу ИП Хныкин В.Я.на действия единой комиссии заказчика АМО "Город Нерюнгри"Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья в рамках реализации муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО "Город Нерюнгри" на 2013-2017 годы" (извещение N 0116300000316000547),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
07 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Хныкин В.Я.на действияединой комиссии заказчика АМО "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья в рамках реализации муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО "Город Нерюнгри" на 2013-2017 годы" (извещение N 0116300000316000547).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотренияразмещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 декабря 2016 года в 15 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобыИП Хныкин В.Я.следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе, а также положения аукционной документации в части установления требований к площади и количеству комнат закупаемой квартиры в рамках реализации муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО "Город Нерюнгри" на 2013-2017 годы".
Как следует из письменного пояснения Администрации участнику закупкис порядковым номером 2 (ИП Хныкин В.Я.) отказано в допуске к участию в электронном аукционена основании несоответствия количества комнат закупаемой квартиры, непредоставления конкретного показателя по позиции "Год ввода дома в эксплуатацию", а также по позиции "Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой), высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей".
Просят признать жалобу ИП Хныкин В.Я. необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение, а также аукционная документация на приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья в рамках реализации муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО "Город Нерюнгри" на 2013-2017 годы" размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 23.11.2016 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 699 381,24 руб.
4) на участие в электронном аукционе поданы три заявки; решением единой комиссии в допуске к участию в электронном аукционе отказано участнику закупки N 2, иные участники закупки допущены к участию в электронном аукционе;
5) дата проведения электронного аукциона 05.12.2016 года;
7) в период проведения электронного аукциона предложения о цене контракта подали все участники, допущенные к участию в электронном аукционе;
8) заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Хныкин В.Я.необоснованнойпо следующим основаниям.
Заявителем обжалуется отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0116300000316000547-1 от 02.12.2016 г., решением единой комиссииучастнику закупки N 2 (ИП Хныкин В.Я.) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе:"Отсутствуют технические характеристики объекта закупки - не соответствует комнатность заявленной квартиры (четырехкомнатная) вместо требуемой двухкомнатной".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываютсяфункциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом, частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям установленным заказчиком.
Таким образом, указанные положения норм Закона о контрактной системе устанавливают, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, являющихся значимыми для заказчика, следовательно, установление требований к описанию объекта закупки - прерогатива заказчика.
Вместе с тем, из письменных пояснений заказчика, а также из материалов дела следует, что Постановлением Нерюнгринской городской администрации от 24.05.2013 года N 160 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО "Город Нерюнгри" на 20136 - 2017 гг.".
Разделом 4 вышеназванной адресной программы установлен механизм реализации программы, в частности следующее:
1) приобретение жилых помещений у лиц, не являющимися застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилья:
а) для соблюдения жилищных прав и законных интересов граждан, переселяемых из жилых домов аварийного жилищного фонда муниципального образования "Город Нерюнгри", жилищные условия граждан не могут быть ухудшены. Должно быть представлено равнозначное жилое помещение. Равнозначное жилое помещение - жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении;
б) в особых случаях, из-за отсутствия равнозначного жилого помещения в МО "Город Нерюнгри", при условии, что площадь приобретаемого для переселения жилого помещения не меньше площади освобождаемого жилого помещения, допускается увеличение или уменьшение количества комнат в приобретаемом жилом помещении. Согласие переселяемых граждан на увеличение или уменьшение количества комнат обязательно.
Также из письменных пояснений заказчика следует, что согласия переселяемых граждан на увеличение или уменьшение количества комнат не поступало. Заявителем обратное не доказано.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 4.2.2 аукционной документации установлены первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным данной документацией.
Поскольку в документации об электронном аукционе применительно к данной закупке не содержится указания на товарный знак, а также иные средства индивидуализации, требуемого к поставке товара, то следует руководствоваться пп. "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 4.2.2 документации об электронном аукционе.
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, в рассматриваемом случае, участники закупки в составе первой части должны представить в том числе показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документации.
Как следует из материалов дела,требования к описанию объекта закупки установлены в Приложении N1к Техническому заданию аукционной документации, в частности:
4 |
Количество комнат, общая площадь жилого помещения (квартиры), согласно технического (или кадастрового) паспорта |
Жилое помещение двухкомнатная квартира, общая площадь не менее 55,9 кв.м. Площадь приобретаемого жилого помещения (квартиры) НЕ может быть меньше норм площади, установленной заказчиком |
12 |
Год ввода дома в эксплуатацию |
Не ранее 1979 г. |
14.13 |
|
Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) должна быть не менее 2,7 м, высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м |
В заявке N 2 (ИП Хныкин В.Я.) по вышеуказанным требованиям указано следующее:
4 |
Количество комнат, общая площадь жилого помещения (квартиры), согласно технического (или кадастрового) паспорта |
Жилое помещение 4-хкомнатная квартира, общая площадь 83,8 кв.м. |
12 |
Год ввода дома в эксплуатацию |
Не ранее 1979 г. |
14.13 |
Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) должна быть не менее 2,7 м, высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м |
Соответствует |
Таким образом, участником закупки N 2 (ИП Хныкин В.Я.) по позиции 4 представлен показатель не соответствующий требованиям аукционной документации, по позициям 12, 14.13 Обществом не представлены конкретные показатели соответствующие значениям, установленным в аукционной документации.
Согласно ч. 1, 3 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяетпервые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Из системного толкования вышеперечисленных положений Закона о контрактной системе следует, что основополагающей функцией аукционной комиссии является отбор участников аукциона предложения, которых соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации. Проводя процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, при проверке факта соответствия или несоответствия первой части заявки отдельно взятого участника торгов требованиям аукционной документации, аукционная комиссия руководствуется исключительно положениями такой документации.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлены основания отказа в допуске к участию в электронном аукционе:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах дела Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу, что единая комиссия правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки N 2 (ИП Хныкин В.Я.),поскольку в составе первой части заявки заявителем информация, предусмотренная пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации.
В связи с вышеизложенным, жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает следующее.
В своей жалобе заявитель также обжалует положения аукционной документации в части установления требований к площади и количеству комнат закупаемой квартиры в рамках реализации муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО "Город Нерюнгри" на 2013-2017 годы".
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона о контрактной системе следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями документации об открытом аукционе в электронной форме, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Как следует из материалов дела, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе истек 01 декабря 2016 года, между тем, жалоба заявителя в антимонопольный орган поступила 07 декабря 2016 года.
Части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе корреспондирует норма пункта 1 части 3 статьи 66, согласно которой участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об электронном аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия электронного аукциона, в том числе, требования заказчика к поставляемому к описанию объекта закупки, для него понятны и приемлемы.
Положение части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе направлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников закупки.
Кроме того, часть 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ предусматривает право участников закупки направлять в адрес заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации запросы о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, в случае неясности ее положений, или при наличии, с точки зрения лица, направляющего запрос, определенных ограничений количества участников закупки, чем, заявитель не воспользовался.
Таким образом, Комиссия считает довод жалобы ИП Хныкин В.Я., в части обжалования положений аукционной документации (требования к описанию объекта закупки) не подлежащим рассмотрению связи с истечением срока обжалования.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указаниемположений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что протокол рассмотрения заявок, подлежащий размещению в ЕИС в обязательном порядке, должен содержать полную и достоверную информацию о соответствующем решении аукционной комиссии, в частности содержать все основания не соответствия заявки участника закупки положениям аукционной документации.
Из анализа содержания протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116300000316000547-1 от 02.12.2016 года следует, что единая комиссия отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю на основании несоответствия количества комнат закупаемой жилой недвижимости указанной в заявке требованию, установленному в аукционной документации.
Между тем, как следует из письменных пояснений заказчика следует, что заявка заявителя также не соответствует по иным позициям Технического задания, в частности по позициям 12, 14.13.
Таким образом, единая комиссия нарушила требованияч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 6 ст.67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуИП Хныкин В.Я.на действияединой комиссии заказчика АМО "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья в рамках реализации муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО "Город Нерюнгри" на 2013-2017 годы" (извещение N 0116300000316000547) необоснованной.Довод в части обжалования положений аукционной документации признать не подлежащим рассмотрению в связи с истечением сроков обжалования согласно ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать единую комиссиюАМО "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) нарушившейч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное единое комиссией нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 декабря 2016 г. N 06-1043/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016