Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 декабря 2016 г. N 06-1085/16т
изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стрйоиндустрия" (далее - ООО "Стрйоиндустрия"): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест"): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пару Груп" (далее - ООО "Пару Груп"): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СтройТехПартнер" (далее - ООО "СтройТехПартнер"): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление строительного комплекса" муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия) Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобы ООО "Стройиндустрия", ООО "Стройинвест", ООО "Пару груп", ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300134416000045), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
09, 12, 12, 12 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили соответственно жалобы ООО "Стройиндустрия", ООО "Стройинвест", ООО "Пару Груп", ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300134416000045).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 16 декабря 2016 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В жалобе ООО "Стройиндустрия" заявлены следующие доводы.
1. Заказчик установил к участникам закупки требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" в недействующей редакции.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы.
1. Заказчик установил неправомерный срок окончания представления разъяснений.
2. Заказчиком установлены неправомерные условия об ответственности сторон.
3. Заказчик не установил требование о том, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией.
В жалобе ООО "Пару Груп" заявлены следующие доводы.
1. Заказчик неправомерно установил в проекте контракта конкретный размер обеспечения исполнения контракта.
2. Проект контракта содержит условия об оплате аванса, в то время как в аукционной документации предусмотрено, что выплата аванса не предусмотрена.
В жалобе ООО "СтройТехПартнер" заявлены следующие доводы.
1. В извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
2. В извещении о проведении электронного аукциона не установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
3. Заказчик установил неправомерный срок окончания представления разъяснений.
4. Заказчик установил неправомерный срок начала подачи заявок на участие в электронном аукционе.
5. В пункте 20 информационной карты аукционной документации неправомерно установлены требования участникам закупки в соответствии с частью 2.3 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку в Законе о контрактной системе данная норма отсутствует.
6. Заказчик не установил, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе участники закупки должны представить свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
7. Заказчик не установил конкретный размер аванса.
8. В аукционной документации отсутствует информация о банковском сопровождении контракта.
9. В пункте 3.2. проекта контракта установлено, что цена контракта является твердой и не подлежит изменению, при этом отсутствует информация о том, что в исключительных случаях условия контракта подлежат изменению.
10. Заказчиком установлены неправомерные условия об ответственности сторон.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.11.2016 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 526 555,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям аукционной документации;
5) электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройиндустрия" обоснованной на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации указанных положений Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99 заказчик установил к участникам закупки следующие требования:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка; В составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. <*>Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Между тем, Постановлением Правительства РФ от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" пункт 2 Приложения N 1 Постановления N 99 изложен в следующей редакции:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. копия исполненного контракта (договора); Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Данные изменения вступили в силу 25.11.2016 года, учитывая, что извещение о проведении электронного было опубликовано на официальном сайте ЕИС 25.11.2016 года, внесенные изменения в данном случае подлежат применению.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы является принцип профессионализма заказчика.
Таким образом, заказчик нарушил часть 4 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной на основании следующего.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 31 Информационной карты аукционной документации установлен срок начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации: с 25 ноября 2016 г. по 08 ноября 2016 г.
Таким образом, установив неправомерную дату окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации заказчик нарушил пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 6, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено следующее:
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил определения неустойки установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Между тем, Комиссия антимонопольного органа установила, что раздел 10 проекта контракта, устанавливающий условия ответственности сторон, не соответствует приведенным положениям Правил, что нарушает части 4, 5, 6, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, довод признан обоснованным.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Между тем, в аукционной документации не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией, что нарушает пункт 10 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод признан обоснованным.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СтройТехПартнер" необоснованной на основании следующего.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа установила, что в пункте 7.2 проекта контракта указано следующее: "Обеспечение исполнения Контракта представляется на сумму _________ (___________________ рублей, ___ коп.)".
Таким образом, в проекте контракта отсутствует указание конкретного размера обеспечения исполнения контракта, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 10 Информационной карты аукционной документации установлено, что аванс не предусмотрен. При этом пунктом 4.1 проекта контракта установлено: "Предусмотрен аванс _____ % от начальной (максимальной) цены контракта в сумме _________рублей".
Между тем, в преамбуле Информационной карты аукционной документации установлено, что в случае разночтения сведений, содержащихся в документации об электронном аукционе, преимущество имеют сведения указанные в части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки".
Учитывая данную оговорку, Комиссия антимонопольного органа считает, что довод заявителя необоснованным.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Пару Груп" частично обоснованной на основании следующего.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 38 Информационной карты аукционной документации установлено запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Между тем, данный запрет отсутствует в извещении о проведении электронного аукциона, что нарушает пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, довод признан обоснованным.
2. Комиссия антимонопольного органа, что на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в пункте 20 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Между тем, данное требование отсутствует в извещении о проведении электронного аукциона, что нарушает вышеуказанный пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, довод признан обоснованным.
3. Довод признан обоснованным. Мотивированная оценка данному доводу дана выше по первому доводу жалобы ООО "Стройинвест" (см. стр. 5 данного решения).
4. По мнению заявителя, заказчик установил неправомерную дату начала подачи заявок, поскольку извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.11.2016 года, а в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации началом срока подачи заявок необходимо считать 26.11.2016 годачто является выходным днем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещением о проведении электронного аукциона установлен срок подачи заявок: с 25.11.2016 года по 12.12.2016 года.
При этом, как указывает сам заявитель, Законом о контрактной системе не установлены требования к порядку установления даты начала подачи заявок.
Кроме того, согласно регламенту ЗАО "Сбербанк-АСТ" участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
5. Комиссия антимонопольного органа установила, что в пункте 20 Информационной карты аукционной документации указано следующее имеется раздел с наименованием требования: "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1, 2.3 статьи 31 Закона N44-ФЗ".
При этом в Законе о контрактной системе отсутствует часть 2.3 статьи 31, конкретные требования в соответствии с данной несуществующей нормой в аукционной документации также отсутствуют.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что данная опечатка прав и законных интересов участников закупки не нарушает, в связи с чем, довод признан необоснованным.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона. Как видно из пункта 19 Информационной карты, Заказчиком в нарушение данной нормы не установлено требование о предоставлении во второй части заявки таких деклараций, что также является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа установила, что на основании пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 20 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также документов, подтверждающих наличие опыта работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
При этом в Инструкции по заполнению заявки указано, что в случае, если в пункте 20 Информационной карты предусмотрено обязательство о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, то участник закупки обязан предоставить копии таких документов.
Таким образом, аукционная документация содержит соответствующие требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
7. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом как уже установлено выше, выплата аванса в данном случае заказчиком не предусмотрена, в связи с чем, довод заявителя о том, что размер аванса не указан конкретно, признан необоснованным.
8. Согласно доводу заявителя в аукционной документации неправомерно отсутствует информация о наличии или об отсутствии банковского сопровождения контракта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Вместе с тем, в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих необходимость установления в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе, банковского сопровождения контракта.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
9. В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В пункте 3.1. проекта контракта установлено, что стоимость контракта на весь период действия контракта устанавливается на основании результатов аукциона в электронной форме, является твердой и не подлежит изменению.
При этом заявитель указывает, что в пункте 29 Информационной карты аукционной документации установлена возможность при заключении контракта по согласованию заказчика с поставщиком, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между предложенной ценой контракта и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота) в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, данная информация должна быть указана в проекте контракта.
Согласно части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.
При этом требование указывать данную информацию в проекте контракта Законом о контрактной системе не установлено.
Таким образом, заказчиком исполнены требования части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
10. Довод признан обоснованным. Мотивированная оценка данному доводу дана выше по второму доводу жалобы ООО "Стройинвест" (см. стр. 5-6 данного решения).
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Как указано выше, согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Комиссия антимонопольного органа установила, что в пункте 4.4 проекта контракта установлено: заказчик оплачивает выполненные работы в течение 20 (двадцати) банковских дней с даты подписания акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и при условии своевременного выставления счета и счета-фактуры.
Между тем, определение термина "банковский день" не закреплено законодательством, в связи с чем, заказчиком нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Между тем, как установлено выше, пунктом 10 Информационной карты аукционной документации установлено, что аванс не предусмотрен, при этом пунктом 4.1 проекта контракта установлено: "Предусмотрен аванс _____ % от начальной (максимальной) цены контракта в сумме _________рублей", в связи с чем, заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В пункте 20 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки:
"К участнику закупки устанавливаются следующие обязательные требования:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
1. 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
2. 25.1 Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог;
3. 25.4 Устройство покрытий автомобильных дорог;
4. 25.6 Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
5. 29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
6. 29.7 Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных;
7. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), стоимость которых по одному договору не менее 60 000 000 рублей.
8. 33.2.1. Транспортное строительство".
Следовательно, участник закупки должен обладать как свидетельством саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по конкретным видам (пункты 25, 25.1, 25.4, 25.6, 29, 29.7 Перечня), так и в качестве генерального подрядчика (пункт 33.2.1 Перечня).
В данном случае пунктом 2.4 проекта контракта установлено: "Подрядчик при исполнении настоящего Контракта может привлечь субподрядные организации, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством допуском к производству работ, сертификатом, либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ",
В силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств саморегулируемой организации у участников закупки правомерно указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика.
Комиссия приходит к выводу, что заказчик нарушил часть 6 статьи 31, часть 2 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку установленные требования влекут ограничение количества участников закупки
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300134416000045) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300134416000045) обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300134416000045) необоснованной.
4. Признать жалобу ООО "Пару Груп" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство муниципальной автомобильной дороги "Сунтар-Туойдах" на участке с 8+800 км по 13+000 км в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300134416000045) частично обоснованной в части отсутствия в извещении о проведении электронного аукциона запрета в соответствии с Постановлением N 1457, требования к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; неправомерной даты окончания представления разъяснений положений аукционной документации; неправомерных условий об ответственности сторон.
5. Признать заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) нарушившим пункт 10 части 1, часть 4, часть 6 статьи 31, части 1, 4, 5, 6, 7, 8, 13 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 11 части 1, части 2, 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 декабря 2016 г. N 06-1085/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016