Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 декабря 2016 г. N ГЗ-1007/16
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, заслушав и оценив доводы представителей сторон, установила следующее.
19.11.2016 г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок опубликована закупка открытый конкурс N 0101200009516005176. Начальная (максимальная) цена контракта 100 000 000,00 рублей.
В части довода N1 заявителя.Заявитель делает вывод о том, что данное обстоятельство в силу положений ч.1 ст.17 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подразумевает наличие у потенциального участника закупки двух лицензий на осуществлении двух разных видов деятельности - на инженерно-геодезические работы и на проектирование. При этом выдаче каждой из них сопутствует соблюдение разных лицензионных требований и условий, также заявителем отмечено, что работы указанные в конкурсной документации функционально между собой не связанны и указанные действия влекут ограничение конкуренции.
Вместе с тем, заявитель не учитывает следующего, Комиссия Башкортостанского УФАС России проанализировав п.20 Раздела N2 "Общие сведения" документации "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению" (далее - п.20 документации) не установила требования о наличии лицензий на осуществлении какой-либо деятельности, следовательно, документация не одержит ограничительного факта в указанной заявителем части, довод заявителя о необходимости лицензий не проистекает и не предусматривается документацией.
Кроме того, предметом закупки является выполнение комплекса проектно-изыскательских работ по объекту.
Согласно документации Заказчиком установлены требования и перечень к выполняемым проектно-изыскательским работам в пунктах 1.11-3.7 Раздела N1 Техническое задание.
В соответствии с указанным в пп. г) п.20 документации Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что участник закупки должен обладать следующим документом, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ или копии этих документов:
свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 г. в редакции приказа Минрегионразвития России N536 от 14.11.2011 г.), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ: II. Виды работ по подготовке проектной документации
13.Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В силу 5.17 Раздела N3 "Проект контракта" документации проектировщик имеет право, выполнить Работы как лично, так и с привлечением третьих лиц. При этом ответственность за выполнение Работ и их соответствие требованиям Контракта полностью лежит на Проектировщике.
В соответствии с п. 15 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под инженерными изысканиями понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Деятельность, связанная с осуществлением архитектурно-строительного проектирования, реконструкции объектов капитального строительства регламентирована главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 47 данного Кодекса инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч. 1 ст. 48 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям.
По смыслу данных норм права инженерные изыскания являются неотъемлемой стадией архитектурно-строительного проектирования, которая включает в себя определенный перечень видов работ, направленных на получении соответствующего результата. Инженерные изыскания неразрывно связаны с подготовкой проектной документации, являются ее необходимой предпосылкой.
В соответствии с ч.4 ст.48 ГрК РФ, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень, установленный в ч.4 ст.48 ГрК РФ, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Работы, предусмотренные аукционной документацией, являются инженерно-геодезическими изысканиями и разработкой проектной документацией, которые содержатся в Перечне указанном в Постановлении N624.
В соответствии с ч.5 ст.48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
В силу ч.5.1 ст.48 ГрК РФ, в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Исходя из ч.5.2 ст.48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Исходя из всего вышеизложенного работы по инженерным изысканиям могут быть объединены с работами по проектированию в силу части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу их технологической и функциональной взаимосвязи, что соответствует части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему возможность заключения смешанного договора (договора, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора, и ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат, то есть, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации работы по проектированию и изыскательские работы могут представлять собой единый комплекс подрядных работ.
Условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), указанное требование не ограничивает конкуренцию, поскольку проектом контракта предусмотрена диспозитивная норма о том, что сторона имеет право не выполнять все работы единолично, может привлечь лиц для выполнения отдельных работ по контракту.
Кроме того, согласно позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28 декабря 2010 года N 11070/10, установлено, в том числе, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Закупка имеет единую цель - объединение процесса выполнения работ в одной структуре с целью сокращения временных затрат, а также обеспечения качественного и быстрого выполнения всего комплекса работ, эффективного расходования бюджетных средств.
Таким образом, и на основании вышеизложенного доводы жалобы заявителя, в указанной части, не находят своего подтверждения. Жалоба в данной части является необоснованной.
В части довода N2 заявителя.
Заявитель указывает, что требование к участникам конкурса в виде наличия у участника закупки собственного действующего сертификата, выданного в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015 является избыточным.
Комиссией Башкортостанского УФАС России проанализирована документация в указанной части и установлено следующее.
В соответствии с п.21.1. Раздела N2 Общие сведения документации для оценки заявок участников закупки установлены следующие критерии:
1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки - цена контракта;
2) характеризующиеся как не стоимостные критерии оценки:
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Пунктом 21.1.2.3. Раздела N2 Общие сведения документации предусмотрено следующее. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "деловая репутация".
При оценке заявок на участие в открытом конкурсе по данному показателю оценивается (принимаются для оценки заявок на участие в открытом конкурсе)
- наличие у участника закупки собственного действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008), применительно к деятельности в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве (далее - Сертификат соответствия системы менеджмента качества), информация о котором предоставляется участником закупки в соответствии с формой N2 пункт "в" Раздела N4 настоящей документации.
При оценке заявок на участие в открытом конкурсе по данному показателю лучшим условием исполнения контракта является наличие у участника закупки Сертификата соответствия системы менеджмента качества.
Документами, подтверждающими информацию являются: копия Сертификата соответствия системы менеджмента качества.
При оценке наличия Сертификата соответствия системы менеджмента качества, количество баллов определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке на участие в открытом конкурсе. При оценке заявок члены единой комиссии руководствуются шкалой оценки заявок на участие в конкурсе, указанной ниже:
Деловая репутация участника, а именно: наличие Сертификата соответствия системы менеджмента качества Оценка (баллы), присуждаемые данному показателю:
- Отсутствие действующего Сертификата соответствия системы менеджмента качества 0
- Наличие действующего Сертификата соответствия системы менеджмента качества 100
В соответствии с пп.4 п.20 Раздела N 2 общие сведения документации "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению.". Заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, предоставляются по форме N 2 пункт "б"Раздела N4 настоящей документации с предоставлением документов согласно примечаниям.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает такой критерий, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, указание данного документа является критерием оценки, который заказчик обязан установить в силу Закона, и влияет только на количество баллов присуждаемых участнику по данному критерию, наличие указанного документа не является обязательным условием для допуска участника и не может служить отказом в допуске к участию в конкурентной борьбе в рамках данного открытого конкурса.
Следовательно, доводы жалобы заявителя, в указанной части также не находят своего подтверждения, жалоба в указанной части является необоснованной.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу, ООО "Маркшейдер" на действия заказчика, в лице Государственного бюджетного учреждения Республиканский историко-культурный музей-заповедник "Древняя Уфа", при определении поставщика путем проведения открытого конкурса N 0101200009516005176 - необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 декабря 2016 г. N ГЗ-1007/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2016