Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 14 декабря 2016 г. N 219
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 19 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей от: заявителя жалобы ООО "Сегмент СТ" (далее - Заявитель) - (генеральный директор-решение N1 от 15.12.2015 г.; присутствовал на заседании комиссии 13.12.2016 г., после объявления перерыва до 14.12.2016 г. на рассмотрение жалобы не явился); уполномоченного органа - Министерство финансов РИ Отдел государственных закупок Республики Ингушетия - . (доверенность N1331 от 18.04.2016) (далее - Уполномоченный орган); заказчика - Государственное управление "Ингушавтодор" (далее - Заказчик) -
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) Уполномоченного органа и заказчика при проведении процедуры закупки способом запроса предложений N0114200000116001854 (далее - ЗПN0114200000116001854) выразившиеся в нарушении статей83 и 33 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию документации, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 и статьи 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЗПN0114200000116001854.
Согласно жалобе и дополнения к жалобе документация на проведение ЗПN0114200000116001854 не соответствует требованиям законодательства. В частности, имеются следующие нарушения:
1) Установлены требования к необходимому к поставке товару при выполнении работ, влекущие ограничение количества участников закупки (требования к извести - заявителю не понятно какая известь требуется; требования к растворителю на органической основе - по мнению заявителя установлены излишние требования; требования к смеси песчано-гравийной - показатели в техническом задании не соответствуют требованиям соответствующих ГОСТов).
2) Отсутствует форма заявки.
3) В извещении и документации установлены различные срок окончания подачи заявок.
4) В извещении не установлены дополнительные требования о наличии опыта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99).
Представители Уполномоченного органа и Заказчика пояснили следующее:
1) Техническое задание документации, составлено в соответствии с требованиями законодательства. В техническом задании прописано, что требуется известь быстрогасящуюся, среднегасящуюся или медленногасящуюся (в техническом задании данные виды извести прописаны через знак "/", согласно инструкции данный знак означает "или", то есть участнику необходимо выбрать один из видом извести). Применительно к растворителю на органической основе излишние требования, влекущие ограничение количества участников закупки не установлен. В частности, установлены физические свойства растворителя после его высыхания, влияющие на результаты выполнения работ. Касательно песчано-гравийной смеси параметры в техническом задании не расширяют и не сужают параметры песчано-гравийной смеси соответствующих ГОСТов, показатели в техническом задании указаны как "от" и "до", что равнозначно указанному в ГОСТ "свыше" и "до".
2) Представитель Уполномоченного органа пояснил, что форма заявки отсутствует в составе документации, вместе с тем в документации имеются требования к составу, форме и содержанию заявки в соответствии с требованиями законодательства, в то время как действующее законодательство не обязывает размещать в составе документации форму заявки.
3) Срок окончания подачи заявок, указанный в извещении (07.12.2016 г. в 15 часов 00 минут) действительно не совпадает со сроком, указанным в документации (07.12.2016 г. в 15 часов 20 минут), что является следствием опечатки, не по влияющей на количество участников закупки, так как у участников закупки была возможность подачи заявок до 07.12.2016 г. до 15 часов 20 минут.
4) Не установление дополнительных требований о наличии опыта работ в соответствии с Постановлением Правительства N99 не является нарушением законодательства, так как согласно указанного постановления дополнительные требования устанавливаются лишь при проведении закупок способом конкурсов или аукционов. В пункте 64 документации требования в соответствии с Постановлением Правительства N99 установлены в следствии технической ошибки и при рассмотрении заявок не учитывались.
Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В силу статьи 83 Закона о контрактной системе документация о запросе предложений в числе прочего должна содержать описание объекта закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе рассмотрения жалобы комиссия правления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы об установлении избыточных требований к необходимому к использованию при выполнении работ товару (растворитель), так как указанные показатели не относятся к требованиям к химическому составу товара (как указано в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16), а являются скорее показателями характеризующими физические свойства необходимого к поставке товара при выполнении работ, влияющими на результаты работ. Применительно к описанию свойств извести Комиссия Управления нарушений также не усмотрела, так как в техническом задании указана необходимость использования одного из видов извести (перечисление видов извести приведено через знак "/", который согласно инструкции по заполнению заявки трактуется как слово "или"). Касательно указания характеристик песчано-гравийной смеси Комиссия нарушений также не усмотрела, так как согласно ГОСТ 8736-2014 параметры смеси приведены как "свыше" и "до", в техническом задании указаны как "от" и "до". Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода ввиду того, что заказчик не расширил установленные в указанном выше ГОСТ показатели. Как следует из пояснений заказчика, указанные технические характеристики песчано-гравийной смеси соответствуют требованиям ГОСТ.
2. Согласно пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений в числе прочего должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. Вместе с тем в законе отсутствует требование о включении в состав документации о проведении запроса предложений формы заявки, вследствие чего, учитывая, что в документации имеются требования к содержанию, составу и форме заявки, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать в числе прочего дату и время окончания срока подачи заявок. Аналогичная информация также должна содержаться и в документации. Вместе с тем, в извещении указаны следующие дата и время окончания срока подачи заявок - 07.12.2016 г. в 15 часов 00 минут, в то время как в документации указано следующее - 07.12.2016 г. в 15 часов 20 минут. Вследствие указанного, Комиссия приходит к выводу о нарушении статьи 83 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении указанного выше нарушения, так как оно не повлияло на результаты определения поставщиков.
4. Постановлением Правительства N99 утвержден перечень случаев, когда необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам закупок. Согласно приложения 1 к указанному постановлению установлено, что дополнительные требования устанавливаются к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Следовательно, при проведении запроса предложений установление соответствующих требования, согласно Постановления Правительства N99, является неправомерным, вследствие чего Комиссия Управления приходит к выводу о правомерности отсутствия соответствующих требований в извещении.
Вместе с тем, в нарушение статьи 83 и 31 Закона о контрактной системе в информационной карте (пункт 64) документации о проведении обжалуемого запроса предложений установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства N99 о наличии опыта выполнения работ. Установлено, что данное требование при рассмотрении заявок Уполномоченным органом не применялось. Как следует из пояснений представителя Уполномоченного органа, соответствующее требование установлено в следствии технической ошибки путем переноса требований из документации проведенного ранее электронного аукциона. Учитывая то обстоятельство, что наличие указанного выше требования не повлияло на результаты определения поставщиков, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении указанного выше нарушения.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания, так как указанные выше нарушения не повлекли ограничение количества участников закупки. Обжалуемый аукцион заявителем ранее уже продлевался на основании предписания Управления по итогам рассмотрения жалобы также от ООО "Сегмент СТ" (заявитель по настоящей жалобе), следовательно у заявителя было время для подготовки заявки и для подачи запроса о разъяснении положений документации. Сама жалоба поступила в Управление 18.11.2016 г., в то время как срок направления запроса о разъяснении положений документации до 20.11.2016 г. Также в ходе исследования сведений, размещенных при аккредитации на электронной площадке заявителя, на которой проводится обжалуемый аукцион установлено, что у заявителя имеется разрешение на совершение крупной сделки на сумму не более двухсот миллионов рублей, в то время как начальная (максимальная) цена контракта по обжалуемому аукциону более двухсот пятидесяти миллионов рублей.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сегмент СТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 83 и статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе.
4. Предписание не выдавать.
5. Передать материалы дела должностному лицу Ингушского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
6. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение сторонам.
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 14 декабря 2016 г. N 219
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2016